Рабочая программа кружка по французскому языку Твой друг французский язык
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67
ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕСТСКОГО СОЮЗА БОРИСА КОНСТАНТИНОВИЧА ТАНЫГИНА
( МАОУ СОШ № 67 города Тюмени)
Рассмотрено на заседании МО: Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № от Заместитель директора по УВР Директор МАОУ СОШ №67
Руководитель:___________ _______________________ ____________________
Рабочая программа
Кружок « Твой друг французский язык»
Составитель: учитель иностранного языка
Глазунова Ю.Ю.
г. Тюмень- 2015
I. Пояснительная записка
Программа кружка «Твой друг французский язык» составлена на основе примерных программ по иностранным языкам 2015 года, авторской программы для общеобразовательных учреждений по французскому языку 2015 года под редакцией Григорьевой Е.Я. к линии УМК и материалам учебно-методического комплекса А.С.Кулигиной, А.В.Щепиловой, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году.
Программа рассчитана на обучающихся 11-13 летнего возраста и предусматривает качественное овладение вторым иностранным языком в занимательной форме. Особенности возрастной психологии указывают на то, что возраст 11-13 лет являются наиболее благодатными для усвоения второго иностранного языка. Учащиеся уже имеют определенный лингвистический опыт и определенные навыки и умения. Автоматизация умений и навыков не требует большого количества практики. Всё это позволит ускорить процесс обучения второму иностранному языку.
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования, на основе федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
Занятия в кружке помогает учащимся войти в мир французского языка и французской культуры, поэтому обучение языку осуществляется через культуру страны, а обучение культуре – через язык. Исходя из того, что содержанием образования является культура, содержанием иноязычного образования должна стать иноязычная культура.
Процесс иноязычного образования, являющийся одним из видов образования, включает в себя фактически четыре процесса:
1) познание, которое нацелено на овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, собственно факты культуры, но и язык как часть культуры);
2) развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры (способности, психические функции и т.д.);
3) воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры (нравственный, моральный, этический и т.п. аспекты)
4) учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры, социальным в том смысле, что речевые умения усваиваются как средства общения в социуме. Актуальность программы обусловлена требованиями развития нашего общества, когда иностранный язык стал не просто предметом школьной программы, он является средством международной коммуникации. Знание современных языков и осознание многообразия культур не только расширяет кругозор обучающихся, но и делает современного человека востребованным на рынке труда, даёт ему возможность свободно входить в мир человеческих отношений.
Программа рассчитана на один год обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Режим занятий предполагает занятия 1 раз в неделю в течение двух академических часов.
II. Цель и задачи программы
Многоязычие становится сегодня и культурологической, и экономической категорией, позволяющей молодому человеку свободно интегрироваться в мировую систему профессиональных и деловых взаимоотношений.
Таким образом, изучение, как минимум, двух иностранных языков в контексте школьного образования – это реальность и потребность сегодняшнего дня.
Практика показывает, что в настоящее время французский язык занимает в реестре изучаемых в российских школах вторых языков все более прочное место. Он вводится во всех типах общеобразовательных учреждений. При этом предполагается, что учащиеся владеют русским языком и одним из европейских языков в качестве первого иностранного, в основе которого лежит латинский алфавит.
Программа кружка «Твой друг французский язык» строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре.
Данный курс предоставляет возможность изучения французского языка для обогащения иноязычного коммуникативного опыта, расширения филологического и лингвострановедческого кругозора, повышения общей и речевой культуры.
Стратегической целью курса является развитие у обучающихся способности к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении английского языка в область изучения второго иностранного языка.
Задачи:
1) развитие билингвистических способностей обучающихся;
2) стимулирование интереса к изучению второго иностранного языка;
3) создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании французского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия;
4) развитие языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей обучающихся;
5)расширение эрудиции обучающихся, их лингвистического, страноведческого и общего кругозора;
6) развитие способности работать самостоятельно и в коллективе;
7) развитие навыков самооценки языкового уровня обучающихся с целью совершенствования умений и навыков.
Эти задачи являются предпосылкой для реализации образовательного, воспитательного, развивающего и социокультурного компонента.
Образовательные цели обучения включают в себя:
- знакомство с культурой, географией, историческими событиями Франции;
- знакомство с повседневной жизнью сверстников;
- расширение представлений о жизни своей страны, о своем родном языке;
- расширение филологического кругозора обучающихся.
Воспитательные цели обучения направлены на:
- воспитание благожелательного, дружеского отношения к собеседнику, общительности, контактности, чувства симпатии;
- воспитание готовности прийти на помощь своему товарищу по группе, оказать помощь учителю, своему ближнему;
- развитие чувства ответственности за свое дело.
Развивающие цели включают в себя, прежде всего, развитие личности обучающегося, раскрытие его интеллектуального потенциала и положительных свойств личности, о которых шла речь выше, развитие умений самостоятельной работы по иностранному языку.
Формы проведения занятий:
В целях обеспечения наибольшей активности обучающихся и продуктивности курса основной формой организации учебных занятий является урок.
На уроках используются:
- коммуникативные приемы работы;
- парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие обучающихся;
- активные методы обучения с использованием языковых и речевых игр, различных видов наглядности и совместных проектов;
- взаимоконтроль и самоконтроль посредством использования оценочных листов, тестов, контрольных заданий, викторин.
III. Учебно-тематический план
Предметное содержание речи:
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музыка и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
IV. Содержание программы
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала на первом году обучения второму иностранному языку (5 класс).
Раздел учебного курса, кол-во часов
Элементы содержания
Страна изучаемого языка. Знакомство с целями обучения французскому языку, со страной изучаемого языка. Знакомство с французским алфавитом. (14 часов)
Правила чтения: буквосочетания ou, on, om; гласная е в конце слова; буква с перед гласными е, i, y; буква с перед гласными а, о, u, согласными и в конце слова; буква з; буквосочетания an, am, en, em, qu; буквосочетания oi, eau, eu, oeu; буква s между двумя гласными; буквосочетание ch; буквосочетания au, ai; буквы й, к, и; буква h в начале слова и после буквы t; буквосочетание ph; буквосочетания in, im, ain, ein, un,ym, ien; il, ill, ail, aille, eil, eille; буква g перед гласными е, i, y; буква g перед гласными а, о, u, согласными в конце слова; буква u после буквы g; буквосочетания gn, ui.
- Устная проработка правил речевого этикета.
Моя семья
(7 часов)
Тексты «Ma petite soeur», «Les йcoliers franзais parlent de leur famille», «Gigi» Стихотворение «J’ai sommeil» Песня «La famille Tortue». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять упражнения на списывание. Лексика «Notre vocabulaire en images». Грамматика Личные местоимения. Спряжение глаголов кtre, avoir в настоящем времени. Фонетика [i] [wa] [y]. Страноведение. Знакомство с французскими именами и фамилиями.
Школа (7 часов)
Тексты «Ma classe», «Monique va а l’йcole», «Langueйtrangиre» Стихотворение «Chantonslapluie». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять упражнения на списывание и подстановочные упражнения; надписать тетрадь; написать сво расписание уроков. Лексика «Notre vocabulaire en images». Грамматика. Настоящее время глаголов I группы. Повелительная форма глаголов I группы. Отрицательная форма глаголов. Неопределенный артикль. Определенный артикль. Множественное число существительных и прилагательных. Страноведение. Знакомство с предметами, изучаемыми во французских школах, и расписанием уроков.
Праздники (7 часов)
Тексты «Alaina 7 ans», «Les fкtes son tlа», «Le crocodile concombre». Стихотворение «Bienvenue». Песня «Sur ma balanзoire». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять подстановочные и трансформационные упражнения; составить календарь дней рождения родных и друзей; Лексика «Notre vocabulairе en images». Грамматика Женский род и множественное число прилагательных; Неопределенный артикль и предлог de после выражения il y a; Употребление предлогов а и de с определ нным артиклем и именами собственными; Страноведение-Знакомство с символами Франции, городом Авиньоном, праздником Рождества.
Покупки-7 часов
Тексты «Le goыter», «Pour un euro de chocolats»,«Je prйpare une surprise», «Ma chиre Macha». Стихотворение «Au magasin». Песни «Bon appйtit», «Trempe ton pain, Marie». Письмо составить список продуктов, которые нужно купить; написать письмо другу о своём распорядке выходногодня. Лексика «Notre vocabulaire en images». Грамматика Неправильные глаголы: faire, aller, venir, prendre, vouloir, pouvoir в настоящем времени. Страноведение. Знакомство с Эйфелевой башней, Булонским лесом, Центром Помпиду, театром «Комеди Франсез», Елисейскими Полями, городом Лионом. Время при ма пищи во Франции. Новый год во Франции.
Животные -7 часов
Тексты «Pompon», «Mon chien», «Titoune». Комикс «Le chat va а la chasse». Стихотворения «Le chien», «Mon perroquet». Песни «Mon chat», «Quand je travaille». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять подстановочные и трансформационные упражнения; составить и написать рассказ о сво м домашнем животном. Лексика «Notre vocabulaire enimages». Грамматика Прошедшее время (passй composй) с глаголами avoir и кtre (правильные глаголы). Страноведение. Знакомство с фамилией Наполеон. Клички животных во Франции.
Жизнь в городе -7 часов
Тексты «Les jardin de Paris», «Bonjour de Tulle», «Noлl а Tulle». Стихотворение «Le soleil descend». Песня «Le petit moulin». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять подстановочные упражнения; написать адрес на конверте. Лексика «Notre vocabulaire en images». Грамматика Passй composй неправильных глаголов. Страноведение. Знакомство с собором Парижской Богоматери, Люксембургским садом, площадью Шарля де Голля, парком Тюильри. Типичный французский город.
Свободное время - 7 часов
Тексты «Ce que nous aimons», «Nous avons gymnastique», Un match de football». Комикс «Moi et mesanimaux». Стихотворения «Le vent parle», «A la fкte des mиres».Песня «La musiquette». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять подстановочные, трансформационные, переводные упражнения; написать письмо французскому другу о своих спортивных вкусах, правильно начать его и закончить. Лексика «Notre vocabulaire en images». Грамматика Близкое будущее время (futur proche). Страноведение. Знакомство с увлечениями и досугом французских школьников.
Каникулы - 4 часа
Говорение выяснить, какая погода; сообщить собеседнику о погоде; высказать сво отношение к разным временам года; рассказать о своих планах на каникулы; Аудирование понимать передаваемую устно информацию по теме; Чтение понимать передаваемую в письменном виде информацию по теме. Тексты «L’hirondelle et le nuage», «Les vacances, c’est super!». Стихотворения «Le petit nuage», «Vive les couleurs», «Tu dis». Песня «Meunier, tu dors». Письмо овладеть орфографией тематических лексических единиц; выполнять упражнения на списывание с подстановкой; описать планы на лето. Лексика «Notre vocabulaire en images». Грамматика Futur proche, закрепление. Страноведение. Климат Франции. Знакомство с тем, как проводят свои летние каникулы французские школьники.
V. Годовой календарный учебный график
Программа курса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю включая каникулы. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1
Французский язык и Франция. Знакомство с французским алфавитом.
2
2
Знакомство с французским алфавитом. Счет от 1 до 12.
2
3
Правило чтения буквосочетания ou. Гласная е в конце слова. Некоторые согласные в конце слова.
1
5
Правила чтения буквы с. Буквосочетания an, am и en,em.
1
6
Буквосочетание qu. Предлог родительного падежа de.
1
7
Буквосочетание oi. Правила чтения буквы s.
1
8
Буквосочетание eau, eu, oeu. Определенный артикль.
1
9
Знакомство с французским алфавитом. Буквосочетание ch. Буквосочетания au, eau. Сокращенная форма определенного артикля l’ .
1
10
Буквосочетание ai.
1
12
Буквы к, й, и. Единственное и множественное число.
1
13
Буквосочетания ph, in, im, ain, ein, un, ym, ien. Правила чтения буквы h.
1
14
Назывная конструкция c’est.
1
15
Буквосочетания ill, ail, eil. Предлоги de, а, sur. Правила чтения буквы g.
1
16
Буквосочетания gn, ui. Зачет по правилам чтения.
1
17
Знакомство (имя, фамилия, возраст). Спряжение кtre в настоящем времени. Развитие навыков диалогической речи.
1
18
Мои родители (имя, возраст, профессия). Спряжение глагола avoir в настоящем времени. Развитие навыков монологической речи.
1
19
Мои братья и сестры (имя, возраст). Вопросительные предложения.
1
20
Любимые занятия. Вопросительные предложения.
1
21
Домашние животные. Вопросительные предложения.
1
22
Развитие навыков диалогической речи. Вопросительные предложения.
1
23
Проект «Семейный альбом». Развитие письменных навыков.
2
24
Моя школа. Мой класс. Развитие диалогической речи.
1
25
Мои школьные принадлежности. Активизация употребление лексических единиц по теме.
1
26
Мои преподаватели. Расписание занятий. Введение новых лексических единиц.
1
27
Учебные предметы. Развитие навыков монологической речи.
1
28
Внеурочные и внеклассные занятия. Развитие навыков чтения.
1
29
Обязанности по классу. Проверка навыков аудирования.
1
30
День рождения. Введение новых лексических единиц по теме.
1
31
День рождения. Женский род и множественное число прилагательных.
1
32
Новый год. Рождество. Родительный и дательный падежи.
1
33
Новый год. Рождество. Повторение правил чтения буквосочетаний gn, ill, ui.
1
34
Проект: “Рецепт моего любимого блюда».
1
36
Поход по магазинам. Рассказ знаменитые магазины Парижа.
1
37
Поход по магазинам. Глаголы I группы. Неправильные глаголы.
1
38
Подготовка к новогоднему празднику. Повторение спряжения глаголов.
1
39
Трапеза (завтрак, обед, полдник, ужин). Развитие навыков чтения.
1
40
Поездки на городском транспорте. Глагол prendre.
2
41
Евро-денежная единица Франции. Работа с текстом.
1
43
Мой щенок. Введение новых лексических единиц.
1
44
Мой щенок. Повторение правила чтения буквосочетания ch.
1
45
Прогулки с животными. Прошедшее время с глаголом avoir.
1
46
День рождения за городом. Прошедшее время с глаголом кtre.
1
47
Мой адрес. Введение новых лексических единиц.
1
48
Мой город. Participe passй неправильных глаголов.
2
49
Портретная характеристика. Описание предметов (форма, цвет).
2
50
Страноведение. Парки Парижа. Актуализация лексических единиц.
1
51
Цветочный рынок. Passй composй глаголов III группы, спрягающихся с avoir и кtre.
1
52
Города Франции (Тюль, празднование Рождества в Тюле). Проверочная работа по тексту.
2
53
Мои увлечения. Увлечения моих друзей. Введение лексических единиц.
1
54
Мои увлечения. Увлечения моих друзей. Повторение носовых звуков.
1
55
Мои увлечения. Ближайшее будущее время.
1
56
Мои любимые занятия вне школы. Работа с текстом.
1
57
Моя комната (элементарное описание). Развитие навыков монологического высказывания.
2
58
Переписка с французскими друзьями.
1
59
Летние, каникулы. Введение новых лексических единиц.
1
60
Времена года. Повторение правил чтения буквосочетаний il, ill, oi.
1
61
Зимние каникулы. Актуализация лексики.
2
62
Путешествие на поезде. Проект: «Карта Франции».
2
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы
В реализации программы используются формы и методы технологии коммуникативного обучения. В основе работы лежит ситуативно-коммуникативный подход. Занятия проходят в атмосфере интерактивного общения, они ориентированы на личность обучающегося, раскрытие его потенциала, на воспитание поликультурной, многоязычной личности. На развитие креативных способностей, совершенствование коммуникативных компетенций обучающихся в процессе совместной деятельности.
В подготовке и проведении занятий используются разнообразные учебно – методические комплексы, различные учебные пособия российских и зарубежных авторов. Активно применяются аудио и видеоматериалы по французскому языку, используются компьютерные технологии, что позволяет достичь более глубокого усвоения лексического, грамматического, фонетического материала и способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка.
VII. Планируемые результаты
В области фонетики:
различать на слух и адекватно произносить все звуки французского языка;
соблюдать ударения в словах и фразах, совершенствовать ритмико-интонационные навыки оформления различных типов предложений;
применять правила фонетического сцепления и связывания слов внутри ритмических групп;
корректно произносить все типы предложений с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;
иметь представление об ассимиляции французских звуков;
продолжить формирование произносительных навыков, интонационных и навыков правильного словесного ударения.
В области говорения:
вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться, обратиться, поблагодарить и т. д.), используя соответствующие формулы речевого этикета;
вести диалог-расспрос (интервью), а также диалог-обмен мнениями, используя оценочные суждения. Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.
совершенствовать умения кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения.
развивать умения передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, а также делать сообщение в связи с прочитанным (прослушанным) текстом. Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.
В области чтения:
развивать умения понимать основное содержание легких аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль и существенные факты, опуская второстепенную информацию;
развивать умения понимать полностью содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь при необходимости к словарю;
развивать умения понимать несложный аутентичный текст типа расписания (поездов, автобусов), меню и т. п., а также несколько других текстов (например, статьи из газет) и выбирать нужную или запрашиваемую информацию.
В области письменной речи:
развивать умение делать выписки из текста, писать короткие поздравления с Днем рождения, другим праздником (объемом до 20 слов, включая адрес), выражать пожелания, заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
развивать умения писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 30-60 слов, включая адрес.
В области аудирования:
развивать умения воспринимать на слух и понимать в целом аутентичное высказывание в самых распространенных стандартных ситуациях общения, используя просьбу уточнить, переспрос и т.д.;
понимать основное содержание несложных, кратких аутентичных текстов и выделять определенную значимую для себя информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио- и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту, сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению значимой информации. Время звучания текстов для аудирования – до 3 минут.
VIII. Оценочные и методические материалы:
Программа обеспечена следующими методическими видами продукции:
1) Примерные программы основного общего образования по иностранным языкам.
2) Государственные стандарты по иностранным языкам Министерства образования РФ.
3) УМК Э. Береговской «Синяя птица» 5 класс.
4) УМК Н. Селивановой «Синяя птица» для 6, 7, 8 классов.
5) Разработки игр, конкурсов, КВН.
6) Сценарии сказок, сценок, мини-спектаклей.
Программа обеспечена следующим дидактическим материалом:
1) Н.М. Касаткина «В лабиринте игр» Москва «Просвещение» 2003.
2) Н.Н. Селявкина «Использование игровых технологий. Французский язык» Волгоград «Учитель» 2009.
3) Е.Р. Поршнева, Т.С. Петрова «Языковые игры на французском языке» Нижний Новгород 2003.
Средства наглядности:
Карта Франции, плакаты и изображением достопримечательностей Франции и Парижа, плакаты с основными историческими датами, плакаты с главными историческими лицами Франции, сменные стенды с фотографиями Парижа и французских провинций.
Из технических средств имеется музыкальный центр.
Так же имеется различная адаптированная художественная и научно-популярная литература, подборка журналов на французском языке «France Cite” за 3 года, литература и материалы, взятые из Интернета, по страноведению.
Так же образовательный процесс обеспечен аудио и видеоматериалами с записями стихов, песен и аутентичных текстов.
Формы контроля
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце полугодия и года в виде естественно – педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Критерии отслеживания усвоения программы
Итоговой работой по завершению полугодия и года являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы. В конце года стоит провести показательные мини – спектакли, используя творчество и фантазию детей.
Критерии определения результативности:
1.Соответствие высказывания учащегося коммуникативной задаче.
2.Количество и разнообразие используемой лексики.
3.Относительно грамотная правильность речи.
4.Относительное правильное произношение и соблюдение интонации.
5.Объем высказывания к концу первого года обучения 5 - 6 фраз.
Воспитательная работа
Воспитательная роль данного факультативного курса состоит в развитии у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитании качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения в к проявлению другой культуры. Мотивировать обучающихся к толерантному отношению к другой культуре, сформировать уважение к старшим и младшим.
Литература
Береговская Э.М. «Семь волшебных нот», Москва, Просвещение, 2006.
Касаткина Н.М. «Мой первый французский букварь», Москва, Просвещение, 1994.
Кулигина А.С. «Твой друг французский язык» 2-3 класс, Москва, Просвещение, 2008
Программа начального образования по иностранным языкам, 2004
Программы общеобразовательных учреждений. Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык. 2-4 классы, Москва, Просвещение, 2007.
Шеляпина Л.С., Краевский В.В. Внеклассная работа по иностранным языкам в школах-интернатах. Москва, Просвещение, 1984.
13PAGE 15
13PAGE 14815
15