Доклад на областной конференции «Использование опорных схем на уроках географии, как форма активного метода обучения учащихся с нарушениями слуха»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное специальное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово»
«Использование опорных схем на уроках географии, как форма активного метода обучения учащихся с нарушениями слуха»
Подготовила и выступила на областной
конференции
«Современные подходы к организации образования
детей с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель географии Сергеева А.Г.
Иркутск, 2015 г.
Актуальность темы.
Я работаю учителем географии в школе - интернате для глухих и слабослышащих детей.
География в современном образовании является общеобразовательным предметом, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук, выполняет важную роль в развитии у школьников знаний о великом разнообразии и единстве мира. География способна объяснить связи и взаимодействие предметов и явлений природного мира, сформировать рачительное отношение к природе, устранить неясности и неопределенности в понимании обычаев, традиций, ценностей различных народов. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны всем.
Для того, чтобы дать прочные географические знания детям с ограниченными возможностями здоровья учитель сталкивается со многими вопросами, которые необходимо решать:
• как учить географии, чтобы обеспечить развитие, воспитание школьников и сформировать средствами географии систему ценностей личности;
• как поддерживать высокую мотивацию учения;
• как научить учащихся способам самостоятельной работы;
• как обеспечить высокий уровень преподавания для тех ребят, кто может работать по повышенному уровню усвоения учебного материала и для тех, кто усваивает только минимальные базовые требования, когда такие учащиеся занимаются в одном коллективе;
• как развивать умение работать с картой и запоминать большой объем картографической информации.
Меня, как и каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности уроков, о том, как интереснее их провести.
Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами.
Как бы красочно и ярко ни рассказывал учитель о незнакомом детям объекте или явлении, если учащиеся не воспримут его в натуре, или изображении, правильное представление не сформируется. Поэтому не случаен интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям, которые строятся с учетом интересов, потребностей, возможностей ученика, гарантируют определенный уровень обучения, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов.
Чтобы повысить эффективность усвоения географического материала, я решила в системе использовать одну из технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных схем.
Этот выбор связан с тем, что у многих других традиционных методов есть следующие недостатки:
Информацию трудно запоминать. Однообразие приводит к снижению мозгом остроты восприятия информации.большие временные потери: запись, чтение, поиск.
Описание технологии.
Задачи, которые я перед собой поставила, применяя технологию опорных схем следующие:
дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое;
развивать связную устную речь глухих и слабослышащих детей.
Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов - новаторов. Но я дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и составляю свои.
Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты, которые я использую на своих уроках.
Опорные схемы могут быть:
1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;
2.Создаваемыми в процессе урока на классной доске;
3.Воспроизводимыми на экране с помощью ТСО.
4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя и пополняющими набор пособий кабинета географии.
Остановлюсь подробнее на опорных схемах, создаваемых в процессе урока.
Опорные схемы – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Основным условием для создания опорных схем является правильная расстановка акцентов, постановка целей и задач, необходимость краткого изложения материала, оригинальность исполнения, эстетичность.
Средствами выражения могут служить графики, схемы, рисунки, символы, цвет, условные обозначения. Любая опорная схема должна нести какое-то смысловое значение, быть наглядной, понятной для окружающих, включать целостность изучаемого материала, важным условием является взаимосвязь всех составляющих логической цепочкой.
Благодаря визуализации, опорная схема позволяет:
- ускорять процесс обучения;
- лучше ориентироваться в изучаемом теоретическом материале;
- запоминать информацию при быстром и полном обзоре темы;
- формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
- мыслить по-новому, максимально используя оба полушария головного мозга;
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся
- является хорошим помощником при выполнении домашнего задания, организации закрепления материала, при подготовке к итоговой контрольной работе.
Таким образом осуществляется комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания.
Метод опорных схем применим и в коррекционно-развивающем обучении. Ведь коррекционное развивающее обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала, и усвоение способов применения полученных знаний. Для коррекционно-развивающего обучения недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить учащихся в деятельность, "соединяющую ум с сердцем", близкую и понятную детям, результативную и успешную. Применение опорных схем в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе:
• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
• опоры на жизненный опыт ребенка;
• необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материла;
• введения в содержание методов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач
Главным критерием хорошей опорной схемы является ее востребованность, многоразовое использование. Она позволяет разделить изучаемый материал на составляющие, использовать не только материал учебника, но дополнять новыми фактами.
Метод опорных схем имеет большие преимущества. Задействованы оба полушария головного мозга (на слайде).
Левое выполняет: операции с последовательностями; линейное представление; операции с перечнями; операции с числами; анализ; логика; речь.
Правое выполняет: пространственные операции; целостность восприятия; трехмерное восприятие; воображение; ритм; цвет.
Опорная схема реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ей неограниченно расти и дополняться.
Главное достоинство метода – его универсальность. Рисовать опорные схемы можно на бумаге или использовать компьютерные программы (ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5). (Методика построения опорных схем очень проста и может быть использована любым учителем-предметником:
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею;
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней;
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами;
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы).
Использование опорных схем на практике.
Уже второй учебный год я применяю опорные схемы на уроках географии.
… Слайд
7б урок географии Тема: « Транспорт России»
СЛАЙД фото
Проверка Д,З. карточка каждому ученику, по этой теме Слайд использование графических картинок.
…..8 класс Тема «Африка» Слайд (фото) учащиеся работают в той графе, которую лучше знают. Делаю для себя вывод над чем нужно работать.
……6 класс. Тема: «Части Мирового океана» Слайд (фото)
Рисование опорных схем
- Экономит от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание.
- Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование.
- Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.
- Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше.
- Стимулирует способность творить
Очень удобно использовать опорные схемы на уроках повторения, при подготовке к контрольным работам. Они позволяют быстро и качественно повторить пройденный материал без текстовых источников.
Практически любую тему можно дать при помощи опорных схем, создание которой будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Результаты.
Применяя на уроках опорные схемы, я отмечаю, что
- учащиеся легко и быстро стали запоминать учебный материал;
- повысился интерес учащихся к изучаемому предмету;
- ребята почувствовали уверенность в своих силах и способностях;
- повысился уровень их познавательной самостоятельной деятельности.
Слайд график.
Я привела лишь небольшую часть примеров их использования в процессе обучения. При более полном ознакомлении с данной методикой каждый найдет свои плюсы в использовании опорных схем.
Список литературы:
1. [http://softlab.pp.ua/article/323-sovremennye-usb-flyesh-karty.htmlСовременные USB флэш-карты » Лаборатория Софта - Бесплатные программы для компьютера Windows]
2. [http://arxitektura-pk.26320-004georg.edusite.ru/p111aa1.html Типы Flash-памяти]
3. [http://ru.wikipedia.org/wiki/USBUSB — Википедия]
4. [http://maxflash.net/faq-karty-pamyati/ FAQ_ Карты памяти _ Maxflash.net]
5. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика.-2007-№ 8–с. 71
6. Горностаева Т.Н. Проблема самостоятельной познавательной деятельности. – Открытая школа – 1998 - №2 – с. 31
7. Каланчихина О.Д. Создание личностно ориентированной среды на основе учебно – исследовательской деятельности учащихся//Школьные технологии. – 2007. - №4 – с. 112
8. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся//Биология в школе. – 2007. №6 – 35