Статья на тему:,,Обобщение педагогического опыта работы учителя иностранного языка МКОУ Бобровская СОШ № 2 Малькиной Елены Ивановны.


Я, Малькина Елена Ивановна, работаю учителем английского языка в МКОУ Бобровская СОШ № 2.
Бобровская средняя общеобразовательная школа № 2 представляет собой дружный, слаженный, сплочённый, творчески работающий коллектив. Школа имеет свои традиции. В рейтинге среди образовательных учебных заведений Бобровского района занимает одно из первых мест. Безусловно, это заслуга администрации школы и всего педагогического коллектива. Соответственно, я должна соответствовать этому уровню и высоко нести звание учителя.
В 1985 году я закончила Киргизский Государственный Университет имени 50-летия СССР, факультет иностранных языков по специальности «Английский язык и литература». Присвоена квалификация: филолог, преподаватель, переводчик. Второй иностранный язык – французский.
Стаж педагогической работы по данной специальности - 20 лет.
Квалификационная категория - первая. Работая в школе учителем, ставлю перед собой цель: формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, самостоятельности мышления, творческих особенностей, ценностных ориентаций через воспитание любви к английскому языку, привитие интереса к его познанию и всю свою педагогическую деятельность строю таким образом, чтобы максимально достичь поставленной цели. Методическая тема « Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка с использованием методов активного обучения». В рамках данной темы выступаю на заседаниях предметных проблемных групп. Выступаю с сообщениями по вопросам педагогики и методики, делюсь опытом работы с коллегами. В течении многих лет - 100% успеваемость учащихся и высокий процент качества знаний учащихся - 65%.Методическая тема «Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка с использованием методов активного обучения», безусловно просматривается в работе на моих уроках. Целью обучения учащихся определяю возрастающую роль английского языка в современном развитии общества. В основу методической организации уроков ставлю коммуникативный принцип и деятельностно – коммуникативный метод. Наряду с традиционными методами, использую современные методы: ИКТ, владею методом учебного проекта, здоровье сберегающими технологиями. Осваиваю компетентностный подход, работаю над рядом ключевых компетенций. Использую элементы интерактивной методики: ролевые игры, проектные работы, групповые задания. Так как я веду английский язык в начальной школе и в 5 – 7 классах, активно применяю игровой метод. В течении многих лет процент успеваемости составляет 65%. Чтобы поддержать интерес к изучению предмета , готовлю эмоционально - яркий материал, применяя для этого разные пособия, газеты, журналы, письма, географические карты, диски, раздаточный материал , образцы музыки и видео фильмов. Тщательно продумываю каждый урок. В зависимости от ситуации варьирую характер учебных заданий от проблемных до творческих. Результатом чего является высокая активность учащихся в подготовке проектов, коллажей, дневников, выставок, дискуссий. Большое внимание уделяю формированию основ коммуникативной компетенции. Достигаю этого на моих уроках: урок-исследование, урок-игра, тестирование, практикум, урок - экскурсия, урок – викторина, пресс - конференция, путешествие. Наряду с учебными задачами, я работаю над решением задач по воспитанию и развитию учащихся, что позволяют возможности предмета. Мои ученики демонстрируют хорошие знания грамматики, большой лексический багаж, культурный кругозор и эрудицию, толерантность по отношению друг к другу, хорошие знание традиций и культуры стран изучаемого языка, последние языковые тенденции английского языка, продолжая изучать английский язык в ВУЗах. За свою педагогическую деятельность, я воспитала несколько учителей английского языка, двух лингвистов , четыре переводчика, один из которых мой сын Илья, ныне работающий в Москве в крупной международной компании с носителями английского языка. Мои выпускники являются призёрами районных олимпиад. Дополнительно провожу индивидуальные консультации. Готовлю учащихся к районным олимпиадам, что даёт положительные результаты.
В процессе работы мною освоены и апробируются информационные и проектные технологии, обучение в сотрудничестве, применительно к моему предмету.
Постоянно занимаюсь самообразованием, читаю литературу на английском языке, газету « Moscow News». Слушаю новости англо-говорящих каналов, делаю литературные переводы политических, экономических, научных и спортивных статей. Смотрю художественные фильмы на английском языке. Имею большой опыт общения с англо-говорящими людьми, углубляла навыки говорения в Сирии, Иордании, Турции, Кипре. Приходилось много неформально общаться с разными благотворительными организациями Америки, Австралии, Новой Зелландии.
На своих уроках создаю дружественную обстановку. Сотрудничеству учитель – ученик отдаю много сил и времени. Через уроки и внеклассные мероприятия воспитываю у учащихся толерантное отношение друг к другу, любовь к Родине, чувство гордости за Отечество. Воспитываю у учащихся уважение морально – этических норм ,специфики поведения представителей иных культур. Учу ребят культуре делового общения и жизненно – важным навыкам. Знакомлю с историей, культурой, традициями, обычаями, менталитетом народов стран изучаемого языка, а также культурными и национальными особенностями этих народов. Формирую всесторонне образованную личность в учащихся. Всё идёт на достижение этой цели. Учу ребят общаться друг с другом на английском языке , так как современное общество предъявляет высокие стандарты к инициативности, компетентности человека в общении. Чем большими иностранными языками владеет ребёнок, тем больше ключей к познанию мира он имеет. В учебной ситуации я экспериментирую с разными стилями общения. Ребята усваивают новые умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищённость. В зависимости от ситуации на своих уроках варьирую учебные занятия от проблемных до творческих, применяя фронтальную, индивидуальную, парную и групповую работу учащихся, стараясь учитывать возрастные особенности учащихся. Проводила урок- утренник «My dear, dear, mummy», тематические вечера о Роберте Бёрнсе и Вильяме Шекспире. Ученики готовили рефераты «Geographical and political situation of USA and Great Britain». Ребята готовили рефераты «Заочное путешествие по городам Великобритании ».
В своей работе применяю современные образовательные технологии, в частности ИКТ и технологию развивающего обучения , использование которой позволяет организовать познавательную активность учащихся. В ходе учебного процесса применяю личностно - ориентационный подход в обучении.
Позитивные результаты. Обобщение и распространение педагогического опыта. Системно работаю над ростом своего профессионального мастерства через:
- тему самообразования;
- использование новой методической литературы ; Большое внимание уделяю развитию устной и письменной речи учащихся: формированию норм языка, расширению словарного запаса, развитию навыков связной речи в различных её формах.
В работе использую разнообразные формы контроля: тесты, диктанты, грамматические задания, опрос, опорные конспекты, компьютерные программы с учётом условий обучения и уровня знаний и подготовленности школьников.
Для развития самостоятельной и творческой деятельности учащихся применяю метод проекта. Ребята с удовольствием пишут проекты по темам: « Любимая книга », « Рождество», « Старая, добрая Англия », « Энциклопедия космоса », « Исследуем новую планету », « Школа моей мечты», « Едем в Австралию », « Ярмарка вакансий », « Написание веб – странички компании » и другие. Подобные задания не предусматривают заучивания и любимы моими учениками.
Уделяю внимание грамматической правильности устной и письменной речи, формирую у ребят выразительную, эмоциональную, интонационно - ритмическую грамотную речь, правильное произношение звуков.
Моя педагогическая деятельность направлена на обеспечение должного уровня подготовки школьников в соответствии с требованиями государственных стандартов.
В урочной деятельности использую методические возможности кабинета. На стендах меняется информация в зависимости от темы. В процессе обучения английскому языку , я постоянно применяю следующие виды наглядных пособий и оборудования :
- магнитную доску;
- газеты и журналы на английском языке ; - грамматические таблицы и плакаты;
- кинофильмы, мультфильмы;
- раздаточный материал (картинки, карточки);
-компьютер; В своей работе особое внимание уделяю формированию и развитию навыков устной речи и работе с текстами на английском языке. Для действенного повышения коммуникативной направленности уроков английского языка соединяю учебные ситуаций , близкие к естественным. Этот приём обучения находит широкое применение на уроках активации лексического материала. Участие ребят в таких ситуациях развивает их воображение, побуждает к самостоятельной деятельности, стимулирует мотивацию обучения. Создание речевой ситуации практикую уже на начальной стадии обучения.
Следующий часто применяемый мною приём – ролевые игры, в которых ребята охотно участвуют. Я уделяю внимание не только грамматической правильности речи, но и выразительности, исходящей и восходящей интонации речи, ритму. На своих уроках я практикую дикламирование коротких стихов и считалок. Я считаю, что в обучении иностранным языкам все средства хороши.
При работе с текстом, который является одним из важнейших средств самостоятельной работы, использую задания как общие, так и дифференцированные, а также разные типы упражнений. Успешным считаю приёмы парной и групповой работы на уроках.
Для учащихся 5 - 11 классов, обобщая и систематизируя лексический и страноведческий материал, демонстрирую фильмы из цикла «Discovery» о разных странах: Великобритании, Индии, Франции, Соединённых Штатах Америки, Китае, Италии, Испании, Австралии, Японии, Новой Зелландии. Иногда для полного погружения в атмосферу английского языка, на переменах демонстрирую мультфильмы на английском языке «Шрэк», « Алиса в стране чудес» и другие.
Ребята очень любят слушать и переводить на русский язык песни на английском языке в исполнении групп «Beatles», «Smokie», «Deep Purple», «Boney M», «Abba», « Gueen», «Rolling Stones» и другие. Ирландские песни и музыка не оставляют ребят равнодушными к обычаям и традициям британцев. Американская кантри музыка, а также шедевры мировой музыки хороши для минуток релаксации. Пару минут прослушивания произведений Баха, Бизэ, Глюка, Брамса, Листа, Скарлатти, Шуберта, Штрауса, Пуччини, Мусоргского, Рахманинова, Шумана, Чайковского, Равеля, Гайдна хорошо переключают внимание, помогают переключиться с одного вида работы на другой, улучшают психо – эмоциональное состояние учащихся. Эта эмоциональная разрядка снижает усталость, повышает уровень внимания у учащихся. Иногда для установления эмоционального контакта я использую игру « Round and about ». Учащиеся передают по кругу мяч и высказываются о своих чувствах, эмоциональном состоянии, настроении. Это может быть монологом, когда ученик высказывается одной фразой, и может быть диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы и комментарии.
Могу отметить, что мои ученики могут работать в парах, группах, индивидуально. Они самостоятельно работают с интернетом, дополнительной литературой. Мои дети научены культуре делового общения, учатся общаться на английском языке. Они понимают, что ключи к познанию мира зависят, в том числе и от их владения английским языком. Учащиеся старших классов осознают значимость самореализации и социокультурной компетенции в современном деловом мире. Большое значение уделяю здоровье сберегающим технологиям. На уроках провожу физминутки и минутки релаксации на английском языке. Озеленяю и проветриваю кабинет. Я слежу за осанкой учащихся, пропагандирую здоровый образ жизни среди учеников и их родителей.