Статья Метод проектов в начальной школе


Проектно-исследовательская деятельность в начальных классахКруглова Т.В.- учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Нугуш , Мелеузовского района РБ, kruglov63958@mail.ruВведение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования– одно из направлений инновационной деятельности нашей школы. Требование ФГОС обеспечить достижение каждым школьником современных образовательных результатов обусловливает новые требования к профессионализму педагогов. Они в первую очередь связаны с готовностью педагогов решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества»В обучении русскому языку среди новых педагогических технологий особенно актуальным стал метод проектов. В технологии личностно- ориентированного образования, именно он на современном этапе позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений , связанных с критическим и творческим мышлением.
В современной школьной системе все расчленено на составные части и извлекается по мановению учителя в нужный момент. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности ученика. И если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности учащихся.
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей.
Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Преподаватель часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения.
Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями, имеют связь с реальным миром. учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ. Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности. Таким образом, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное - продумать способы введения метода проекта в структуру уроков русского языка и литературы.
Насколько изменяется отношение к учебе, к предмету, я могу судить по своим ученикам. Особенно радует меня то, что они выбирают темы проектов, связанные с историей своего края, особенностями речи жителей, устаревшими словами, топонимикой сел и деревень ,улиц села. Используя в своей работе метод проектов ,учитель достигает главного – он учит своих детей учиться : формулировать проблему, искать методы исследования, самостоятельно искать и отбирать информацию. Работая над проектом «Диалекты села Нугуш», учащиеся поставили перед собой цель: уточнение истоков происхождения диалектов с.Нугуш . Изучая литературу по данному вопросу, ребята все больше и больше увлекались проектом. Они опрашивали жителей, изучали территориальную принадлежность говоров жителей, переселенных в наш край в 1758 году, составляли толковый словарь местных диалектов ,готовили презентацию. Итогом нашей работы стала исследовательская работа, доклад, презентация, толковый словарь местных диалектов . Исследовательская работа принесла нам всем радость открытия, помогла развитию лингвистической наблюдательности,
Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения. мы начинаем работать над проектами с 1 класса. Главное для педагога сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме. Тема проекта должна быть понятна детям, доступна и вызывать у них интерес.
После выбора темы, определения целей и задач проекта определяется деятельность детей. Так как в 1-2 классах начинаем с групповых проектов, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. После того как спланирована работа, ребята начинают действовать. Они собирают материал, выбирают наиболее интересный. Учитель на этом этапе всегда готов помочь и подсказать.
Конечно, очень важен заключительный этап- этап презентации проекта. Ведь это и есть результат работы коллектива над проектом. Презентация показывает, выполнили мы задачи, которые ставили перед началом работы, достигнута ли цель .Таким образом, нам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Презентация результатов работы над проектом в начальной школе может проходить в разных формах. Это и стенгазеты,и стенды с творческими работами, и небольшие сообщения, рисунки.
С 3 класса ученики учатся представлять итоги работы в виде докладов и презентаций.
Изучая опыт учителей по данной теме, я посчитала ,что работу над проектом ученикам будет выполнять легче, если у них будут памятки. Эти памятки я раздаю на родительском собрании детям и родителям. Родители – мои главные помощники. Они с интересом принимают участие в наших исследованиях, помогают в оформлении презентаций.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Не всегда в процессе обучения у каждого из учеников есть возможность проявить себя. Метод учебных проектов является тем механизмом, который позволяет создать в классе индивидуальную среду для каждого ребенка. В 3-4 классах учащиеся уже работают над индивидуальными проектами, да и темы становятся более интересными, более сложными. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность.
В 3-4 классах ребята начинают работать над исследовательскими проектами, выступают с ними на научных конференциях.
Мои ученики представляли следующие работы: «Устаревшие слова в нашей речи», « Имена ,фамилии ,отчества в разных языках мира», «Как к нам приходят слова».
Исследовательская работа «Устаревшие слова в нашей речи»,которую выполнила ученица 3 класса ,заняла на региональном этапе конкурса «Я исследователь» 1 место. Работу над этой темой начинали с проекта «Устаревшие слова»,но тема так заинтересовала девочку, что она в течение года проводила анкетирование, посетила краеведческий музей, беседовала с бабушками. Результатом её работы стал словарь устаревших слов учебников «Литературного чтения» для 1-4 классов . Она создала и электронный словарь, все слова были проиллюстрированы.Со своей работой она выступает на родительских собраниях, на классных часах в 5-6 классах.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих и учебных проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Список литературы
1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русского языка в школе. – Москва Педагогический университет «Первое сентября»,2009
3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
.