КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Обществознание» в 10 классе на 2015-2016 учебный год – приложение к рабочей программе по предмету «Обществознание»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Нового Оскола Белгородской области
«Согласовано»
Заместитель директора школы
___________/__________/
«____»_________2015 г.
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
Протокол от«____»_________2015 г. №___
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола
__________/Дудникова И. И./
Приказ от «____»_____2015 г. №___
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Обществознание»
в 10 классе
на 2015-2016 учебный год –
приложение к рабочей программе
по предмету «Обществознание»
(приказ МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола от 30.08.2014 г. № 221)
на уровень среднего общего образования
(10класс)
Профильный уровень
Разработал:
учитель
МБОУ СОШ № 1 с УИОП
г. Нового Оскола
Ельчанинов П.М.
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по обществознанию в 10 классе на 2015-2016 учебный год
На основании примерной программы и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой по обществознанию в 10-11 классах, в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола на 2015-2016 учебный год, расписанием уроков МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола на 2015-2016 учебный год были распределены планируемые сроки проведения уроков обществознания в 10 классе.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование: За счет резервного времени в 10 классе (по 25 уроков авторской программы) увеличено количество уроков в разделах. Увеличено количество часов на изучение достаточно трудных тем. На трёх уроках (10класс) проводится административный контроль – входной, промежуточный (20 минут) и итоговый (45 минут).
Урок №68 (Трудности познания человеком самого себя) совпадает с праздничным днем, он будет выдан 24 февраля, урок №74 (Понятие возраста в психологии.) также совпадает с праздничным днем и будет выдан 9 марта.
Календарно-тематическое планирование (105 часов)
по обществознанию в 10 классе, учитель Ельчанинов П.М.
№ Название раздела, темы Кол-во часов Планируемые сроки проведения урока ЦОР Примечание
Тема 1. Социально-гуманитарные знания
и профессиональная деятельность (16 ч)
1 Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания 1 1.09 К.1.3
2 Социальные науки и их классификации. 1 2.09 К.1.3
3 Административный входной контроль. Тестирование. Социальные науки и их классификация. 1 4.09 4 Философия и наука. 1 8.09 К.1.3
5 Социология, политология, социальная психология как общественные науки. 1 9.09 26 К.1.3
6 Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. 1 11.09 К.1.3
7 Древние мыслители о мире и человеке. 1 15.09 К.1.2
8 Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. 1 16.09 К.1.2
9-10 Общественная мысль России. 2 18, 22.09 К.1.2-1.3
11 Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарных знаний. 1 23.09 К.1.2
12 Потребности современного общества в специалистах. 1 25.09 К.1.6
13 Основные профессии социально- гуманитарного профиля. 1 29.09 К.1.12
14 Профессиональные образовательные учреждения. 1 110 К.1.5
15 Деятельность в социально-гуманитарной сфере. 1 2.10 К.1.5
16 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». 1 6.10 Тема 2. Общество и человек (25 ч)
17-18 Происхождение человека и становление общества. 2 7, 9.10 К.1.1
19 Человечество как результат эволюции. 1 13.10 К.1.1
20 Сущность человека как проблема философии. 1 14.10 К.1.1
21 Мышление и деятельность. 1 16.10 К.1.5
22-23 Общество и общественные отношения. 2 20, 21.10 К.1.8
24 Отличия общества от социума. 1 23.10 К.1.8
25 Системное строение общества. 1 27.10 К.1.9
26 Социальная система, её подсистемы и элементы. 1 28.10 К.1.9
27 Типология обществ. 1 30.10 К.1.9
28 Уровни рассмотрения общества. 1 К.1.8
29 Восток и Запад. 1 10.11 К.1.8
30 Цивилизационное развитие общества. 1 11.11 К.1.8
31 Типология цивилизаций. 1 13.11 К.1.8
32 Смысл и направленность общественного развития. 1 17.11 К.1.16
33 Формации и цивилизации. 1 18.11 К.1.17
34 Цивилизация и культура. 1 20.11 К.1.17
35 Исторический процесс и его участники. 1 24.11 К.1.17
36 Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. 1 25.11 К.1.17
37 Общественный прогресс. 1 2711 К.1.17
38 Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. 1 1.12 К.1.16
39 Свобода в деятельности человека. 1 2.12 К.1.7
40 Свобода и ответственность. 1 4.12 22 К.1.7
41 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек». 1 8.12 Тема 3. Деятельность как способ существования людей (12 ч)
42 Многообразие деятельности. 1 9.12 К.1.5
43 Типология деятельности. 1 11.12 К.1.5
44 Деятельность в сфере духовной культуры. 1 15.12 К.1.7
45 Сохранение и распространение духовных ценностей. 1 16.12 К.1.10
46 Административный промежуточный контроль. Сохранение и распространение духовных ценностей. 1 18.12 47-48 Трудовая деятельность. 2 22, 23.12 К.1.5
49 Социальное партнёрство и перспективы его развития в России. 1 25.12 К.1.8
50 Политическая деятельность. 1 12.01 1 К.1.5
51 Типология властных отношений. 1 13.01 17 К.4.1
52 Легитимность власти. 1 15.01 К.4.1
53 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Деятельность людей». 1 19.01 Тема 4. Сознание и познание (17 ч)
54 Проблема познаваемого мира. 1 20.01 К.1.3
55 Чувственное и рациональное познание. 1 22.01 К.1.3
56 Истина и её критерии. 1 26.01 К.1.4
57 Относительность истины. 1 2701 К.1.4
58 Виды и уровни человеческих знаний. 1 29.01 К.1.3
59 Мифологическое и рационально-логическое знание. 1 2.02 К.1.4
60 Научное познание. 1 3.02 К.1.3
61-62 Методы научного познания. 2 5, 9.02 К.1.3
63 Социальное познание и его особенности. 1 10.02 К.1.3
64 Современные проблемы социальных и гуманитарных наук 1 12.02 26 К.1.4
65 Знание и сознание. 1 16.02 К.1.3
66 Общественное и индивидуальное сознание. 1 17.02 К.1.3
67 Самосознание и самооценка. 1 19.02 К.1.3
68 Трудности познания человеком самого себя. 1 24.02 К.1.3
69 Практическая работа. Написание эссе. 1 2602 70 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сознание и познание». 1 1.02 Тема 5. Личность. Межличностные отношения (34 ч)
71 Индивид, индивидуальность, личность. 1 1.03 К.1.1
72 Структура личности. 1 2.03 К.1.1
73 Периодизация развития личности. 1 4.03 К.1.1
74 Понятие возраста в психологии. 1 9.03 К.1.1
75 Направленность личности. 1 11.03 К.1.2
76 Социальная установка. 1 15.03 К.1.2
77 Общение как обмен информацией. 1 1603 К.1.5
78 Средства общения. 1 18.03 К.1.5
79 Общение как межличностное взаимодействие. 1 22.03 К.1.6
80 Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. 1 2303 К.1.6
81 Общение в юношеском возрасте. 1 2503 К.1.6
82 Общение как взаимопонимание. 1 504 К.1.6
83 Механизмы восприятия в процессе общения. 1 6.04 К.1.6
84 Эффекты и стереотипы межличностного общения. 1 8.04 К.3.1
85-86 Малые группы. 2 12.04 1304 К.3.2
87 Межличностные отношения в группах. 1 15.04 11 К.3.2
88 Межличностная совместимость. 1 19.04 К.3.2
89 Самоопределение личности. 1 2004 К.3.1
90 Групповая дифференциация. 1 22.04 К.3.1
91 Стиль лидерства. 1 26.04 К.3.1
92-93 Семья как малая группа. 2 27.04, 29.04 К.3.1
94 Психология семейных взаимоотношений. 1 305. К.3.14
95 Гендерное поведение. 1 405 К.3.14
96 Антисоциальные группы. 1 605
10.05 К.3.11
97 «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. 1 22 К.3.11
98 Особая опасность криминальных групп. 1 1105 К.3.11
99 Конфликт в межличностных отношениях. 1 1305 11 К.3.5
100 Структура, функции и динамика конфликта. 1 17.05 К.3.5
101-102 Пути конструктивного разрешения конфликта. 2 18, 20.05 К.3.5
103 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность. Межличностные отношения». 1 2405 104 Административный итоговый контроль. Итоговое тестирование. 1 25.05 105 Итоговое повторение. Разбор ошибок, допущенных в тестах. 1 27.05
31.05 Календарно-тематическое планирование (10 часа)
по обществознанию в 11 классе, учитель Ельчанинов П.М.
№ п/пНаименование раздела и тем Кол-во часов Плановые
сроки проведения урока ЦОР Примечание
1 Введение. 1 1.09 Глава.1. Социальное развитие современного общества (41ч)
2. Социальная структура и социальные отношения. 1 5.09 26 К. 3.1
3. Социальная структура и социальные отношения. Административный входной контроль. Тестирование. 1 6.09 26 К.3.2
4. Социальные группы, их классификация. 1 8.09 26 К.3.2
5-6. Маргинальные группы. 2 10.09
13.09 К.1.9
7 Социальные институты. 1 15.09 26 8. Социальная инфраструктура. 1 17.09 9 Роль экономики в жизни общества. 1 20.09 К.2.1
10 Экономические институты. 1 22.09 К.2.1
11 Влияние экономики на социальную структуру. 1 24.09 К.2.2
12. Социальные статусы и роли. 1 27.09 К.3.12
13. Ролевое поведение. 1 29.09 К.3.12
14 Социальные роли в юношеском возрасте. 1 1.10 К.3.3
15. Социальные ценности и нормы. 1 4.10 К.3.8
16. Мораль. 1 6.10 К.3.8
17. Роль права в жизни общества. 1 8.10 К.5.1
18 Отклоняющееся поведение и социальный контроль. 1 11.10 К3.11
19. Формы и проявления отклоняющегося поведения. 1 13.10 К.3.11
20. Социальные последствия отклоняющегося поведения. 1 15.10 1 К.3.11
21. Этнос и нация. 1 18.10 К.3.4
22. Этнокультурные традиции и ценности. 1 20.10 1 К.3.4
23. Ментальные особенности этноса. 1 22.10 1 К.3.4
24. Межнациональное сотрудничество и конфликты. 1 27.10 11 К.3.5
25. Проблемы регулирования межнациональных отношений. 1 1 К.3.6
26. Конституционные основы национальной политики в России. 1 29.10
1 К.3.6
27. Демографическая ситуация в России и мире. 1 10.11
25 К.5.4
28. Демографическая политика в России. 1 12.11 29. Семья и брак как социальные институты. 1 15.11 25 К.5.10
30. Тенденции развития семьи в современном мире. 1 17.11 К.5.10
31. Государственная политика поддержки семьи. 1 19.11 К.5.10
32. Культура бытовых отношений. 1 22.11 К.5.10
33. Социально-бытовые интересы. 1 24.11 34. Материально-вещественная среда обитания человека. 1 26.11 35. Молодежь как социальная группа. 1 29.11 24 К.3.3
36. Особенности молодежной субкультуры. 1 1.12 24 К.3.3
37. Проблемы молодежи в современной России. 1 3.12 К.3.3
38. Тенденции развития социальных отношений в России. 1 6.12 К.3.3
39. Социальные проблемы современной России. 1 8.12 40. Конституционные основы социальной политики РФ. 1 10.12 К. 5.4
41. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальное развитие современного общества» 1 13.12 Отработка навыков решения заданий «А»
Тема 2. Политическая жизнь современного общества (35 ч)
42. Политическая система, ее структура и функции. 1 15.12 17,2-6 К.4.1
43. Политическая система, ее структура и функции 1 17.12 17,2-6 К.4.2
44. Типы политических режимов. 1 20.12 22 К.4.3
45. Демократия, ее основные признаки и ценности. 1 22.12 22,16 К.4.4
46. Проблемы современной демократии. Административный промежуточный контроль. 1 24.12 22,16 К4.5
47. Парламентаризм. 1 27.12 1-3 К.4.6
48. Государство в политической системе. 1 12.01 1-3 К.4.7
49. Понятие бюрократии. 1 14.01 1-4 К.4.7
50. Основные направления политики государства. 1 17.01 4-5 К.4.6
51. Правовое государство. 1 19.01 К.4.6
52. Основы гражданского общества. 1 21.01 К.4.6
53. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. 1 24.01 54. Место и роль СМИ в политической жизни..1 26.01 26 К.4.9
55. Влияние СМИ на избирателя. 1 28.01 26 К.4.9
56. Политическое сознание и политическое поведение. 1 31.01 26 К.4.12
57. Политическая идеология. 1 2.02 26 К.4.12
58. Политическая психология. 1 4.02 59. Истоки и опасность политического экстремизма. 1 7.02 60. Политические партии и движения. 1 9.02 К.4.8
61. Типология политических партий. 1 11.02 К.4.8
62. Становление многопартийности в России. 1 14.02 К.4.8
63. Лидеры и элиты в политической жизни. 1 16.02 К.4.13
64. Типология лидерства. 1 18.02 К.4.13
65. Политическая элита. 1 21.02
К.4.7
66. Выборы в демократическом обществе. 1 К. 4.10
67. Избирательная система. 1 25.02 К.4.10
68. Избирательные технологии. 1 28.02 К.4.10
69. Человек в политической жизни. 1 2.03 К.4.12
70. Политическое участие. 1 4.03 К.4.12
71. Понятие политической культуры. 1 7.03 5 К4.12
72. Политический конфликт. 1 9.03 5 К.4.12
73. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. 1 11.03 5 К.4.12
74. Политический процесс, его формы. 1 14.03 5 К.4.11
75. Особенности политических процессов современной России. 1 16.03 5 76. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая жизнь современного общества» 1 18.03 Тема 3. Духовная культура (18 ч)
77. Понятие «Духовная культура» 1 21.03 К.1.10
78. Духовное развитие общества. 1 30.03 79. Многообразие и диалог культур. 1 1.04 К.1.10
80. Духовная жизнь людей. 1 4.04 81. Мировоззрение, его виды и формы. 1 6.04 82. Высшие духовные ценности. 1 8.04 83. Мораль и нравственность. 1 11.04 К.1.15
84. Нравственные ориентиры личности. 1 13.04 85. Наука. 1 15.04 К.1.11
86. Наука. 1 18.04 К.1.11
87. Образование. 1 20.04 К.1.12
88. Образование. 1 22.04 К.1.12
89. Роль религии в жизни общества. 1 25.04 К.1.13
90. Религия в современном мире. 1 27.04
К.1.13
91. Место искусства в духовной культуре. 1 29.04
К. 1.14
92. Виды и жанры искусства. 1 2.05 К.1.14
93. Массовая культура. 1 4.05 К.1.14
94. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура» 1 8.05 Тема 4. Современный этап мирового развития (10 ч)
95-96 Многообразие современного мира. 2 10.05,1205
1305 К.1.18
97. Кризис индустриальной цивилизации. 1 К.1.18
98 Глобализация и ее последствия 1 17.05 К.1.18
99. Целостность и противоречивость современного мира. 1 18.05 К.1.18
100-101 Социально-гуманитарные последствия перехода к постиндустриальной цивилизации. 2 20.05
24.05 К.1.18
102. Повторительно-обобщающий урок по теме: « Современный этап мирового развития» 1 2605 103. Административный итоговый контроль. Тестирование. 1 27.05 104. Итоговое повторение по теме: «современное Общество». 1 3105. Работа по написанию эссе.
Календарно-тематическое планирование (102 часа)
по обществознанию в 11 «Б» классе, учитель Трофимова Н.Н.
№ Название раздела, темы Кол-во часов Планируемые сроки проведения урока ЦОР Примечание
1 Введение. 1 1.09 Глава.1. Социальное развитие современного общества (40 ч)
2 Социальная структура и социальные отношения. 1 3.09 26 К.3.1
3 Административный входной контроль. Тестирование. Социальная структура и социальные отношения. 1 5.09 26 К.3.2
4 Социальные группы, их классификация. 1 8.09 26 К.3.2
5-6 Маргинальные группы. 2 10, 12.09 К.1.9
7 Социальные институты. 1 15.09 26 8 Социальная инфраструктура. 1 17.09 9 Роль экономики в жизни общества. 1 19.09 К.2.1
10 Экономические институты. 1 22.09 К.2.1
11 Влияние экономики на социальную структуру. 1 24.09 К.2.2
12 Социальные статусы и роли. 1 26.09 К.3.12
13 Ролевое поведение. 1 29.09 К.3.12
14 Социальные роли в юношеском возрасте. 1 1.10 К.3.3
15 Социальные ценности и нормы. 1 3.10 К.3.8
16 Мораль. 1 6.10 К.3.8
17 Роль права в жизни общества. 1 8.10 К.5.1
18 Отклоняющееся поведение и социальный контроль. 1 10.10 К3.11
19 Формы и проявления отклоняющегося поведения. 1 13.10 К.3.11
20 Социальные последствия отклоняющегося поведения. 1 15.10 1 К.3.11
21 Этнос и нация. 1 17.10 К.3.4
22 Этнокультурные традиции и ценности. 1 20.10 1 К.3.4
23 Ментальные особенности этноса. 1 22.10 1 К.3.4
24 Межнациональное сотрудничество и конфликты. 1 24.10 11 К.3.5
25 Проблемы регулирования межнациональных отношений. 1 27.10 1 К.3.6
26 Конституционные основы национальной политики в России. 1 29.10 1 К.3.6
27 Демографическая ситуация в России и мире. 1 31.10 25 К.5.4
28 Демографическая политика в России. 1 10.11 29 Семья и брак как социальные институты. 1 12.11 25 К.5.10
30 Тенденции развития семьи в современном мире. 1 14.11 К.5.10
31 Государственная политика поддержки семьи. 1 17.11 К.5.10
32 Культура бытовых отношений. 1 19.11 К.5.10
33 Социально-бытовые интересы. 1 21.11 34 Материально-вещественная среда обитания человека. 1 24.11 35 Молодежь как социальная группа. 1 26.11 24 К.3.3
36 Особенности молодежной субкультуры. 1 28.11 24 К.3.3
37 Проблемы молодежи в современной России. 1 1.12 К.3.3
38 Тенденции развития социальных отношений в России. 1 3.12 К.3.3
39 Социальные проблемы современной России. 1 5.12 40 Конституционные основы социальной политики РФ. 1 8.12 К.5.4
41 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Социальное развитие современного общества». 1 10.12 Тема 2. Политическая жизнь современного общества (35 ч)
42 Политическая система, ее структура и функции. 1 12.12 17,2-6 К.4.1
43 Политическая система, ее структура и функции 1 15.12 17,2-6 К.4.2
44 Типы политических режимов. 1 17.12 22 К.4.3
45 Демократия, ее основные признаки и ценности. 1 19.12 22,16 К.4.4
46 Административный промежуточный контроль. Проблемы современной демократии. 1 22.12 22,16 К4.5
47 Парламентаризм. 1 24.12 1-3 К.4.6
48 Государство в политической системе. 1 26.12 1-3 К.4.7
49 Понятие бюрократии. 1 14.01 1-4 К.4.7
50 Основные направления политики государства. 1 4-5 К.4.6
51 Правовое государство. 1 16.01 К.4.6
52 Основы гражданского общества. 1 19.01 К.4.6
53 Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. 1 21.01 54 Место и роль СМИ в политической жизни..1 23.01 26 К.4.9
55 Влияние СМИ на избирателя. 1 26.01 26 К.4.9
56 Политическое сознание и политическое поведение. 1 28.01 26 К.4.12
57 Политическая идеология. 1 30.01 26 К.4.12
58 Политическая психология. 1 2.02 59 Истоки и опасность политического экстремизма. 1 4.02 60 Политические партии и движения. 1 6.02 К.4.8
61 Типология политических партий. 1 9.02 К.4.8
62 Становление многопартийности в России. 1 11.02 К.4.8
63 Лидеры и элиты в политической жизни. 1 13.02 К.4.13
64 Типология лидерства. 1 16.02 К.4.13
65 Политическая элита. 1 18.02 К.4.7
66 Выборы в демократическом обществе. 1 20.02 К.4.10
67 Избирательная система. 1 25.02 К.4.10
68 Избирательные технологии. 1 К.4.10
69 Человек в политической жизни. 1 27.02 К.4.12
70 Политическое участие. 1 2.03 К.4.12
71 Понятие политической культуры. 1 4.03 5 К.4.12
72 Политический конфликт. 1 6.03 5 К.4.12
73 Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. 1 9.03 5 К.4.12
74 Политический процесс, его формы. 1 11.03 5 К.4.11
75 Особенности политических процессов современной России. 1 13.03 5 76 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая жизнь современного общества» 1 16.03 Тема 3. Духовная культура (18 ч)
77 Понятие «Духовная культура». 1 18.03 К.1.10
78. Духовное развитие общества. 1 20.03 К.1.10
79 Многообразие и диалог культур. 1 30.03 80 Духовная жизнь людей. 1 1.04 81 Мировоззрение, его виды и формы. 1 3.04 82 Высшие духовные ценности. 1 6.04 83 Мораль и нравственность. 1 8.04 К.1.15
84 Нравственные ориентиры личности. 1 10.04 85 Наука. 1 13.04 К.1.11
86 Наука. 1 15.04 К.1.11
87 Образование. 1 17.04 К.1.12
8 Образование. 1 20.04 К.1.12
89 Роль религии в жизни общества. 1 22.04 К.1.13
90 Религия в современном мире. 1 24.04 К.1.13
91 Место искусства в духовной культуре. 1 27.04 К. 1.14
92 Виды и жанры искусства. 1 29.04 К.1.14
93 Массовая культура. 1 К.1.14
94 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная культура». 1 4.05 Тема 4. Современный этап мирового развития (8 ч)
95 Многообразие современного мира. 1 6.05 К.1.18
96 Кризис индустриальной цивилизации. 1 8.05 К.1.18
97 Глобализация и ее последствия 1 11.05 К.1.18
98 Целостность и противоречивость современного мира. 1 13.05 К.1.18
99 Социально-гуманитарные последствия перехода к постиндустриальной цивилизации. 1 15.05 К.1.18
100 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Современный этап мирового развития». 1 18.05 101 Административный итоговый контроль. Тестирование. 1 20.05 102 Итоговое повторение по теме: «современное Общество». 1 22.05 Работа по написанию эссе.
Примерные тексты контрольных работ
по предмету «Обществознание»
в 10 классе
на 2015-2016 учебный год –
приложение к рабочей программе
по предмету «Обществознание»
(приказ МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола от 30.08.2014 г. № 221)
на уровень основного общего образования
(10-классы)
Профильный уровень
Разработал:
учитель
МБОУ СОШ № 1 с УИОП
г. Нового Оскола
Ельчанинов П.П.
Приложение 1
Примерные варианты работ в 10 классе
Входной контроль. Тестирование (20 минут)
Вариант 1
1. Человека как личность характеризует:
А) особенности строения тела; Б) общественная активность;
В) особенности темперамента; Г) состояние здоровья
2. К демократическим ценностям относится:
А) национализм; Б) милитаризм; В) монополизм; Г) плюрализм
3. Направлением политики государства является политика:
А) демографическая; Б) творческая; В) деятельная; Г) гуманная.
4. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:
А) обобщенное суждение о предмете; В) понятие о предмете;
Б) конкретный образ предмета; Г) объяснение причин изменения предмета.
5. На каких предприятиях выдаются дивиденды:
А) на государственных; Б) на частных (индивидуальных);В) на акционерных; Г) на муниципальных.
6. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:
А. Создавать социокультурную среду.
Б. Трудиться сообща.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
7. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
I II
1) Что производить? А) определение круга потребителей, пользующихся товарами и
2) Как производить? услугами;
3) Для кого производить? Б) определение товаров и услуг, предлагаемых потребителю;
В) определение способов получения необходимого результата.
1 2 3
8. Запишите слова, пропущенные в следующей фразе: «В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках, осуществляется принцип _____________________ на ____________, ___________, ________________.
9. Запишите слово, пропущенное в схеме:
«Структурные элементы политической системы».
Политические
отношения Политическая культура Политические
нормы
10. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в ____________ г.
Вариант 2
1. Природа:
А) является частью общества; Б) определяет развитие общества;
В) оказывает влияние на общество; Г) не зависит от общества.
2. Новым видом денежных расчетов в современной России является:
А) бартерная сделка; Б) оплата с помощью векселя;
В) платеж при помощи кредитной карты; Г) платеж наличными;
3. Дефицит государственного бюджета – это:
А) уменьшение налоговых поступлений;
Б) превышение расходов над доходами;
В) увеличение государственного долга;
Г) сокращение финансирования социальных программ.
4. И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они:
А) носят объективный характер; В) могут передаваться из поколения в поколение;
Б) предполагают доказательства; Г) необходимы человеку для рациональной деятельности.
5. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе:
А) социология; Б) политология; В) правоведение; Г) этика.
6. Верны ли следующие суждения?
А. Каждый предмет материальной культуры – это результат работы не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».
Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
7. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие – этнические социальные
группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.
1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, … .а) мужчины, б) нации, в) племена, г) народности, д) женщины, е) молодежь.
8. Вставьте пропущенное слово: Международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в котором впервые сформулированы все основные гражданские, политические и социальные права человека, - это _________________________________.
9. Заполните схему территориально- государственного устройства
10. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в ____________ г.
Промежуточный контроль. Тестирование (20 минут)
Часть А1. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек есть природный, биологический факт.
Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
1.Верно только А. 2. Верно только Б . 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:
1. В трудовой деятельности 2. В нормальном теплообмене
3. В сохранении здоровья 4. В физической активности
3. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:
1. Цель деятельности 2. Результат деятельности 3. Мотив деятельности 4. Потребность
4. Вид деятельности, характерный не только для людей:
1. Материально-производственная 2. Познавательная 3.Творческая 4. Игровая
5. Игровая деятельность является необходимой для человека, так как
1. Формирует логическое мышление 2. Отвлекает от повседневных дел
3. Формирует профессиональные навыки 4. Улучшает отношения с окружающими
6. Труд и общение как виды человеческой деятельности
1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров 2. Зависят от вербальной активности человека 3. Являются потребностями человека 4. Направлены на запланированный результат
7. В отличие от природы общество
1. Развивается закономерно 2. Имеет способность к развитию благодаря сознанию человека
3. Подвержено изменениям 4. Не развивается вообще
8. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты
1. Считали возможным познание мира 2. Видели в чувственном опыте основу познания
3. Верили в существование врожденных моральных качеств 4. Считали логику основой истинных знаний
9. Верны ли следующие суждения:
А. Понятие «общество» охватывает все формы и способы взаимодействия людей.
Б. Понятие «общество» может быть применено для обозначения этапа развития человечества.
Верно только А 3) Оба суждения верны
Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, называется :1. Сенсуализм 2. Эмпиризм 3. Рационализм 4. Агностицизм
Часть Б1. Установите соответствие
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно 1. Индивид
преобразующий природу, общество и самого себя
Б. Отдельно взятый представитель всего 2. Индивидуальность
человеческого рода
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его 3. Личность
уникальных свойств
А Б В
2. Установите соответствие
Примеры Виды знаний
А. Если какая-то неприятность может произойти, 1. Житейское знание
то она обязательно произойдёт
Б. Находки берестяных грамот убедительно
свидетельствуют о высоком уровне грамотности 2. Научное знание
в Древней Руси
В. Древние рассказывают, что жили в Причерноморье 3. Мифологическое знание
племена воинственных амазонок, убивающих мужчин
Г. Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь
своего уровня некомпетентности
Д. Целый ряд болезней имеет генетическуюнаследственную основу
А Б В Г Д
3. Выберите из приведённого методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.
1. Постановка эксперимента
2. Построение математической модели
3. Проведение наблюдений за объектом
4. Выдвижение гипотезы
5. Построение системы доказательств
6. Осуществление анализа полученных данных
4. Впишите недостающее слово
Научное познание
Теории
Законы
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
"Простейшим, самым доступным видом деятельности является _________ (1). Она носит условный _______(2) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является______ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считается _____ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______ (5), но является также условием его непрерывного _____ (6) .Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным".
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А. Культура Б. Характер В. Игра Г. Учение Д. Труд Е. Глобализация
Ж. Развитие З. Общество И. Признак
Итоговый контроль. Тестирование. (45 минут)
1. Качества личности проявляются вчертах человека как биологического организма 2) наследственной предрасположенности
3)особенностях темперамента 4) социально-преобразующей деятельности
2. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
расширяет знания об окружающем мире
формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
верно только Аверно только Бверны оба суждения
оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
верно только Аверно только Бверны оба суждения
оба суждения неверны
5. Воздействие политической системы на общество называется
1) консенсусом 2) социальным развитием 3) социальным управлением 4) стабилизацией
6. Нормы нрава, в отличие от норм морали,
регулируют общественные от ношенияобеспечиваются силой общественного мнения
соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
выражаются в форме официальных документов
7. Игра, учение, труд выступают в качестве
1) критериев истины 2) видов деятельности 3) социальных качеств 4) биологических потребностей
8. Установите соответствие
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
2. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.
А. Индивид. Б. Индивидуальность. В. Личность.
9. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания:
отражение предметов и их свойств в виде целостного образа;
сохранение в памяти обобщенного чувственно-наглядного образа предмета;
отражение в сознании человека отдельных свойств предметов.
А) ощущение; Б) восприятие; В) представление.
10. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
« Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя. <..>
Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, -все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенною материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).
Если мы хотим осознанно употребить слово "деятельность" применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного "продукта". Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин "деятельность" к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме».
(В.В. Давыдов)
1. Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.
2. В каких случаях, по мнению автора, термин "деятельность" не может быть использован? Укажите два случая.
3. Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.
4. Что называет автор "неразвитой" формой деятельности? Приведите 'по одному собственному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.
Примерные варианты работ в 11 классе
Входной контроль. Тестирование (20 минут)
Вариант 1
1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1) самосовершенствовании 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании.
2. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. Индивидуальное и общественное в человеке - результат биологической эволюции.
Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Культура, в широком смысле слова, - это
сложные формы поведения человека и животных
все, что относится к деятельности в сфере искусства
степень воспитанности определенного человека
вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
4. Человек, в отличие от животного способен
1) совершать привычные действия
2) предварительно обдумывать свое поведение
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве
5. Установите соответствие между общественными институтами и сферами общественной жизни:
Социальные институты Сферы общественной жизни
1) Государство; А) социальная;
2) Семья; Б) духовная;
3) Банковская система; В) политическая;
4) Образование. Г) экономическая.
6. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Ильин И. А. «О сущности политики»
Политика есть, прежде всего, служение – не «карьера», не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. Кто этого не понимает или не приемлет, тот неспособен к истинной политике: он может только извратить ее, опошлить и сделать из нее карикатуру или преступление. И пусть не говорят нам, что «большинство» современных политиков смотрит на дело «иначе»: если это так, то все беды, опасности и гнусности современной «политики» объясняются именно этим.
Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном «успехе-неуспехе» перед лицом Дела.
... Ибо политика есть искусство объединять людей – приводить к одному знаменателю многоголовые и разнообразные желания людей. Здесь дело не в том, чтобы люди «сговорились друг с другом на чем угодно», ибо они могут согласиться и на антиполитической программе и на противогосударственных основах; сговариваются ведь и разбойники, и экспроприаторы, и террористы, и детопокупатели...
Нужно политическое единение – политическое и по форме, и по содержанию: лояльное, правовое, свободное по форме и общенародное, справедливое, органическое и зиждущее по содержанию. И в этом состоит задача истинной политики.
Поэтому политика есть волевое искусство, – искусство социального воления. Надо организовать и верно выразить единую всенародную волю, и притом так, чтобы это единение не растратило по дороге силу совокупного решения. Ибо история знает множество примеров того, где «единение» с виду удавалось, но на самом деле уже не имело за собою реальной волевой силы: попутно делалось так много «нежелательных уступок», заключались направо и налево такие неискренние лукавые «компромиссы», что люди охладевали и только притворялись «согласными»; на самом же деле никто уже не хотел ни единения, ни его программы, и когда начиналось строительство, то все рушилось как карточный домик. Вот почему политика есть искусство совместного и решительного воления: безвольная политика есть недоразумение или предательство, всегда источник разочарования и бедствий.
Трезвый и умный «оптимум» (наилучшая возможность! наибольшее из осуществимого!) всегда учитывает все реальные возможности данного народа, данный момент времени, наличные душевные, хозяйственные, военные и дипломатические условия. Этот оптимум должен быть исторически обоснованным, почвенным, зорко рассчитанным – реализуемым. Истинная политика – сразу идеалистична и реалистична. Она всегда смотрит вдаль, вперед – на десятилетия или даже на столетия, она не занимается торгашеством по мелочам. И в то же время она всегда ответственна и трезва и не считается с утопиями и противоестественными химерами. Политика без идеи оказывается мелкой, пошлой и бессильной, она всех утомляет и всем надоедает. Политика химеры есть самообман, она растрачивает силы и разочаровывает народ. Истинная же политика имеет крупные очертания, она значительна и благодетельна, и силы ее возрастают от осуществления, и в то же время она никогда не обманывает, но экономит силы и поощряет народное творчество. Ее судит время, и суждение грядущих поколений всегда оправдывает ее.
(Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. – М., 1992. – Т. 2. – С. 126, 127, 129.) Вопросы и задания:
1) Какую деятельность И.А. Ильин считает истинной политикой и какую противопоставляет ей?
2) Чем автор объясняет беды и опасности современной ему политики?
3) Что значит объединять людей политически?
4) В чем опасность безвольной политики?
5) Почему политика должна соединять в себе идеализм и реализм?
Вариант 2
1. Вывод: "Возраст пашей планеты - около 5 млрд. лет", является результатом
теоретического анализа 3) непосредственного наблюдения
социального эксперимента 4) обобщения повседневного опыта
2. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
A. Отклоняющееся поведение проявляется в действиях, не соответствующих писаным и неписаным нормам.
B. Отклоняющееся поведение включает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Функцией государства является
разделение властей 3) поддержание общественного порядка
2) суверенитет 4)наличие государственного аппарата
4. Человек, в отличие от животного способен
1) совершать привычные действия
2) предварительно обдумывать свое поведение
3) проявлять эмоции
4) заботиться о потомстве
5. Установите соответствие
1) Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей;
2) Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире;
3) Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности;
4) Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент;
5) Информация, соответствующая действительному положению вещей. А) Объективная истина
Б) Относительная истина
В) Абсолютная истина
6. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
Ильин И. А. «О сущности политики»
Политика есть, прежде всего, служение – не «карьера», не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. Кто этого не понимает или не приемлет, тот неспособен к истинной политике: он может только извратить ее, опошлить и сделать из нее карикатуру или преступление. И пусть не говорят нам, что «большинство» современных политиков смотрит на дело «иначе»: если это так, то все беды, опасности и гнусности современной «политики» объясняются именно этим.
Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном «успехе-неуспехе» перед лицом Дела.
... Ибо политика есть искусство объединять людей – приводить к одному знаменателю многоголовые и разнообразные желания людей. Здесь дело не в том, чтобы люди «сговорились друг с другом на чем угодно», ибо они могут согласиться и на антиполитической программе и на противогосударственных основах; сговариваются ведь и разбойники, и экспроприаторы, и террористы, и детопокупатели...
Нужно политическое единение – политическое и по форме, и по содержанию: лояльное, правовое, свободное по форме и общенародное, справедливое, органическое и зиждущее по содержанию. И в этом состоит задача истинной политики.
Поэтому политика есть волевое искусство, – искусство социального воления. Надо организовать и верно выразить единую всенародную волю, и притом так, чтобы это единение не растратило по дороге силу совокупного решения. Ибо история знает множество примеров того, где «единение» с виду удавалось, но на самом деле уже не имело за собою реальной волевой силы: попутно делалось так много «нежелательных уступок», заключались направо и налево такие неискренние лукавые «компромиссы», что люди охладевали и только притворялись «согласными»; на самом же деле никто уже не хотел ни единения, ни его программы, и когда начиналось строительство, то все рушилось как карточный домик. Вот почему политика есть искусство совместного и решительного воления: безвольная политика есть недоразумение или предательство, всегда источник разочарования и бедствий.
Трезвый и умный «оптимум» (наилучшая возможность! наибольшее из осуществимого!) всегда учитывает все реальные возможности данного народа, данный момент времени, наличные душевные, хозяйственные, военные и дипломатические условия. Этот оптимум должен быть исторически обоснованным, почвенным, зорко рассчитанным – реализуемым. Истинная политика – сразу идеалистична и реалистична. Она всегда смотрит вдаль, вперед – на десятилетия или даже на столетия, она не занимается торгашеством по мелочам. И в то же время она всегда ответственна и трезва и не считается с утопиями и противоестественными химерами. Политика без идеи оказывается мелкой, пошлой и бессильной, она всех утомляет и всем надоедает. Политика химеры есть самообман, она растрачивает силы и разочаровывает народ. Истинная же политика имеет крупные очертания, она значительна и благодетельна, и силы ее возрастают от осуществления, и в то же время она никогда не обманывает, но экономит силы и поощряет народное творчество. Ее судит время, и суждение грядущих поколений всегда оправдывает ее.
(Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. – М., 1992. – Т. 2. – С. 126, 127, 129.) Вопросы и задания:
1) Какую деятельность И.А. Ильин считает истинной политикой и какую противопоставляет ей?
2) Чем автор объясняет беды и опасности современной ему политики?
3) Что значит объединять людей политически?
4) В чем опасность безвольной политики?
5) Почему политика должна соединять в себе идеализм и реализм?
Промежуточный контроль. Тестирование (20 минут)
Часть 1 (А)
1. Социальными нормами являются:
а) традиции, б) документы, в) нравы, г) контракты, д) законы природы.
2. Определите признак, свойственный постиндустриальному обществу.
1) появление массовой культуры;
2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;
3) основными критериями стратификации общества является профессионализм и уровень образования;
4) структура общества является жёсткой и закрытой.
3. В отличие от природы, общество:
1) является системой;
2) находится в развитии;
3) выступает в качестве творца культуры;
4) развивается по собственным законам.
4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?
1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную.
5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?
1) субъект; 2) объект; 3) средства; 4) потребности.
6. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
1) уровень воспитанности;
2) вся преобразовательная деятельность человека;
3) производство материальных ценностей;
4) художественное ремесло.
8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:
а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений.
9. Четыре фактора производства - это:
а) производство, распределение, обмен, потребление;
б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;
в) труд, земля, капитал, предпринимательство;
г) труд, товары, деньги, земля.
10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психической и социальной. К психической составляющей относятся:
1) интересы и убеждения; 2) физиологические признаки;
3) половые особенности; 4) типы нервной системы.
11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой часть материального мира.
Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
12. Общим для науки и художественного творчества является:
1) обоснованность предположений;
2) стремление к познанию мира;
3) выражение эмоций;
4) формирование чувства прекрасного.
13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?
1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную.
14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) духовная; 2) экономическая; 3) политическая; 4) социальная.
15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
16. Какое суждение является верным?
А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях.
Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажу иностранной валюты.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
17. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это
1) интуитивная догадка; 2) экспериментально подтверждённый факт;
3) художественный образ; 4) научная гипотеза.
18. Что свойственно командной экономике?
1) свободное ценообразование;
2) централизованное распределение факторов производства;
3) преобладание частной собственности над другими видами;
4) свободная конкуренция.
19. Нравственный императив Канта звучит так:
1) «Цель оправдывает средства»;
2) «Платон мне друг, но истина дороже»;
3) «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»;
4) «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех».
20. Социальной потребностью является потребность в:
1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье.
21. О каком уровне научного познания идёт речь в высказывании Ф. Бэкона: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Учёность даёт сама по себе указания чересчур общие, если их не уточнять опытом»?
1) теоретическом; 2) эмпирическом; 3) абсолютном; 4) относительном.
22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) развитое фабричное производство;
2) создание основного продукта в сельском хозяйстве;
3) завершение промышленного переворота;
4) высокоразвитая инфраструктура.
23. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
24. Подберите обобщающее словосочетание: движение «ЭМО», «Готы», «реперы», хард-рок, сленг:
1) массовая культура; 2) молодёжная субкультура;
3) элитарная культура; 4) народная культура.
25. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности:
1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической.
Часть 2 (В)
1. Какое слово пропущено в схеме?
Формы чувственного познания
восприятие
ощущение
…
Ответ:_____________________________
2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одной, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены естественные потребности человека.
Первичные, биологические, социальные, органические, природные.
Найдите и укажите название потребностей другого вида, выпадающие из их ряда.
Ответ:_________________________
3. Установите соответствие между различными значениями понятия «экономика» и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ
А) исследование мотивов поведения субъектов экономики 1) экономика как наука
Б) изучение национальной экономики во взаимосвязи с внешним миром 2) экономика как хозяйство
В) создание и распределение материальных благ Г) разработка путей повышения эффективности экономических процессов Д) распределение доходов 4. Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение; 2) понятие; 3) фантазия; 4) умозаключение; 5) восприятие.
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:_________________________
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
1 2 3 4
Часть 3 (С)
Социальная мобильность
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)
1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?
2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Итоговый контроль. Тестирование (45 минут)
Обществом в широком смысле слова называют:
А) совокупность форм объединения людей;
Б) весь окружающий мир;
В) группы, в которых происходит общение;
Г) взаимодействие людей в повседневной жизни.
2. К функциям политических партий в демократическом обществе относится:
А) участие в коммерческой деятельности; Б) контроль личной жизни граждан;
В) создание вооруженных сил; Г) участие в избирательной компании.
3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через:
А) систему налогообложения; Б) директивное планирование производства товаров;
В) централизованное установление цен; Г) снабжение населения товарами.
4. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:
А) кинорежиссера; Б) политика; В) ученого; Г) преподавателя
5. Деятельность человека отличается от поведения животного тем, что она всегда:
А) неразрывно связана с окружающей средой; Б) является жестко запрограммированной;
В) основывается на осознанном выборе; Г) связана с проявлением эмоций.
6. Культура в широком смысле:
А) уровень технического развития общества; В) уровень образованности населения;
Б) совокупность всех достижений человека; Г) все жанры искусства.
7. Массовая культура:
А) появилась с развитием средств массовой информации;
Б) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа;
В) сопровождает всю историю человечества
Г) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры.
8. Государственный бюджет - это:
А) количество денежной массы в стране;
Б) распределение совокупного продукта, созданного в стране;
В) внутренний и внешний долг государства;
Г) распределение доходов и расходов государства на год.
9. Любое государство характеризуется:
А) наличием собственных силовых структур; Б) многопартийностью;
В) наличием конституции; Г) взаимной ответственностью государства и личности.
10. Соглашение о порядке отношений между работником и работодателем называется:
А) деловым договор Б) сделкой; В) коллективным договором; Г) трудовым договором.
11. Верны ли следующие суждения?
А. Человек – предмет изучения всех наук.
Б. Человек – предмет изучения только гуманитарных наук.
а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения?
А. Налоги - единственный источник финансирования государственных программ
Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
I II
1) Законодательная власть А) защищает право
2) Исполнительная власть Б) создает законы
3) Судебная власть В) реализует принятые решения
1 2 3
14. Напишите свой ответ. Золотое правило морали гласит: «___________________________».15. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции (I) должны представлять социальные группы, 3 последующие (II) – этнические группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.
I гр.-…, …, …; II гр.- …, …, … .а) сословия, б) нации, в) классы; г) народности, д) племена, е) касты
16. Запишите слово, пропущенное в схеме:
«Государственная власть РФ».
Президент РФ Правительство
РФ Суды РФ
17. Вставьте пропущенное слово: Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это _____________________.
18. Закончите фразу. Современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству и могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех народов, называют ____________________.
19. Заполните схему
«Типы экономических систем»
20. Выполните схему «Отрасли российского права».
21. Запишите слово, пропущенное в приведенной схеме.
103124048260
22. Какое слово пропущено в следующей фразе? «Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития называется социальным ________________».
23. Установите соответствие между общими и особенными признаками государств; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Признаки государств Общие и особенные
признаки
1) законодательная деятельность А) общие признаки любого государства
2) избрание высших органов власти Б) признаки лишь некоторых государств
на определенный срок
3) многопартийность
4) сбор налогов
5) массовый террор против народа
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4 5
24.Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влекущие возникновение правоотношений, и обведите цифры, под которыми они указаны.
молодой человек, ныряя в реку, порезал руку
бродячая собака укусила гражданина К.
молодой человек утонул, купаясь в пруду
гражданка У. опоздала на работу
у ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва
у молодых родителей родился первенец
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
25.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Человек живет в (1), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные _____(2) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых_____ ____(3) отношений, рыночной экономики и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ______ (4). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ______ (5), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А знания В группы Д отношения Ж общественные
Б общество Г позиция Е нормы 3 поведение
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 2 3 4 5
26. Известно, что природа влияет на развитие общества. Назовите любые три проявления этого влияния.
27. Приведите любые три примера (из истории, литературы, художественных или документальных фильмов, своего собственного опыта), иллюстрирующие выполнение людьми своего нравственного долга.
28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните задания.
Предпринимательство: опыт России
От предпринимательской активности, от энергии, профессионализма и нравственных устоев нового поколения деловых людей России в решающей степени зависят ее будущее, завтрашний день ее экономики. Уровень, качество и эффективность предпринимательства, как учит исторический опыт, — это не пассивный продукт среды и обстоятельств. Оно является активной созидательной силой, во многом предопределяющей облик экономики, ее гибкость и восприимчивость к нововведениям, ее конкурентоспособность и социальную направленность. Ни одна страна из числа высокоразвитых не добилась успеха без создания эффективной системы предпринимательства и управления... Важно учесть, что успехи предпринимательства напрямую зависят от общих условий, стабильности законодательства, наличия развитой производственной и социальной структур, состояния общественного мнения, социальной заинтересованности наименее обеспеченных слоев населения, уровня образования и профессиональной подготовки работников, преодоления иждивенческих настроений и формирования психологических установок на улучшение условий жизни своим собственным трудом и энергией... Такое понимание проблемы обязывает и самих предпринимателей участвовать в создании этих самых общих условий. От этого, равно как и от успехов в формировании культуры деловых отношений и предпринимательской этики, будет во многом зависеть общественный престиж и в конечном счете — хозяйственный успех новых российских предпринимателей.
Л. И. Абалкин
А. Как автор документа характеризует влияние предпринимательства на экономику? Укажите три проявления этого влияния.
Б. Как сами предприниматели, по мнению автора, могут влиять на хозяйственный успех и общественный престиж предпринимательства? Укажите два фактора этого влияния.
В. Опираясь на текст, укажите пять общественных условий, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.
Г. Используя текст источника, знания обществоведческого курса и собственный жизненный опыт, перечислите три возможные направления деятельности Российского государства по созданию условий для развития предпринимательства.