Конспект урока по истории России 9 класс по теме: НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗИМОЙ — ЛЕТОМ 1942 г.

История России 9 класс
Тема урока: НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗИМОЙ  ЛЕТОМ 1942 г.
      Цель урока: сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой.
  Основные понятия: контрнаступление; коренной поворот в войне.
  Опрос домашнего задания
 
1. 
В чем заключались причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны? а) Нападение Германии было внезапным; б) советские солдаты не желали сражаться за сталинский режим; в) войска не были приведены в боевую готовность; г) отсутствовали опытные командные кадры.

 
2. 
18 сентября 1941 г. приказом наркома обороны № 308 в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования четыре стрелковые дивизии были переименованы в гвардейские. В каких боях отличились эти дивизии? а) В боях под Ельней; б) в боях под Смоленском; в) в боях под Ленинградом.

 
3. 
Соотнесите имена и факты:  


1. П. М. Гаврилов.
А. Воздушный таран.

2. Н. Ф. Гастелло.
Б. Героические бои на подступах к Москве.

3. Г. К. Жуков.
В. Укрепление обороны Ленинграда.

4. В. Г. Клочков.
Г. Героическая оборона Севастополя.

5. Ф. С. Октябрьский.
Д. Героическая оборона Брестской крепости.

 
 
4. 
Кто был назначен Верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г.? а) Г. К. Жуков; б) И. В. Сталин; в) С. К. Тимошенко.

 
5. 
16 августа 1941 г. был издан приказ Ставки № 270. Каково было главное содержание приказа? а) Улучшение материального обеспечения семей погибших воинов; б) установление персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери; в) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к членам их семей.

 
6. 
Какие сражения 1941 г. были успешными для советских войск? а) сражение под Вязьмой (октябрь);б) Тихвинская операция (ноябрь  декабрь); в) Ростовская операция (ноябрь  декабрь); г) сражение под Ельней (август  сентябрь); д) оборона Киева (июль  сентябрь).

 
7. 
Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы? а) А. М. Василевский; б) Г. К. Жуков; в) К. К. Рокоссовский.

Изучение нового материала
  1. Разгром немецких войск под Москвой.
2. Зимнее наступление Красной Армии.
3. Неудачи Красной Армии в Крыму и под Харьковом.
4. Летнее наступление немецких войск.
5. Оборонительный этап Сталинградской битвы.
6. Сражения на Кавказе.
7. Создание антигитлеровской коалиции.
      1.   1. Разгром немецких войск под Москвой.
Задание:
прочитать соответствующий раздел учебника, проанализировать данные таблицы в задании1
Вопросы и задания для беседы: какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?
14 декабря 1941 г. командующий войсками Западного фронта Г. К. Жуков издал приказ «О преследовании врага», в котором говорилось: «Ни один гитлеровский бандит, ворвавшийся на нашу землю, не должен уйти отсюда живым. Наша задача  бить его всеми средствами, пока не будут освобождены все наши города, все наши земли, пока не будет ни одного живого немецкого захватчика на нашей земле. Наша святая обязанность жестоко отомстить за разрушение наших городов и сел, наших заводов и фабрик, за замученных отцов и матерей, за изнасилованных наших жен и сестер, за убитых наших советских детей. Родина требует от нас подвигов и геройства. Родина требует беспощадного истребления немецких оккупантов, не щадя ни сил, ни самой жизни, отомстим немецко-фашистским извергам за все и полностью». О чем свидетельствует появление подобного приказа? Каково историческое значение битвы под Москвой? Объясните, почему многие военные историки считают, что битва под Москвой положила начало коренному повороту в ходе войны. Как бы вы объяснили суть этого поворота?
      Задание: продолжить начатое на предыдущем уроке заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте» на втором этапе Великой Отечественной войны (декабрь 1941 г.  ноябрь 1942 г.).
      2. Зимнее наступление Красной Армии.
Рассказ учителя о направления контрударов советских войск в начале зимы 1942 г. 
 
 3.Неудачи Красной Армии в Крыму и под Харьковом.
Рассказ учителя, работу с картой, выполнение задания 4 (вып. 2, с. 6465) в рабочей тетради и заполнение таблицы.
      
4. Летнее наступление немецких войск.
О летнем наступлении немецких войск учитель рассказывает, используя карту. Учащиеся продолжают заполнять таблицу.
Комментированное чтение: выдержки из приказа № 227 в конце параграфа и ответить на вопросы: чем можно объяснить появление подобного приказа? В чем вы видите его главный смысл? Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?
      
5. Оборонительный этап Сталинградской битвы.
Рассказ о героической обороне Сталинграда дополнить отрывком из воспоминаний маршала Н. И. Крылова, помещенным в хрестоматии.
Фрагмент фильма «Оборона Сталинграда»
      
      6. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел учебника, заполнить таблицу и ответить на следующие вопросы:
какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?
О чем свидетельствовала постановка подобной цели?
Как вы думаете, почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?
      В заключение учитель спрашивает: каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой  летом 1942 г.? Почему второй период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период неустойчивого равновесия?
      7. Седьмой вопрос учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания, начав заполнение таблицы «СССР в системе международных отношений в 19411945 гг.»:
Дата
Событие (конференция)
Итоги, решения, значение

      Задание на дом. § 25 и вопросы к нему. Заполнить таблицу «СССР в системе международных отношений в 19411945 гг.». Отдельным учащимся дается задание подготовить сообщения «Оккупационный режим на территории нашей страны», «Герои-партизаны», «Герои-подпольщики».

15