Час здоровья для начальной школы на тему Мозг — наш главный командир
МОУ Ильинская СОШ 26 марта 2013 года
Фрагмент занятия по курсу «Педагогика здоровья».
Тема: “Мозг – наш главный командир”.
Учитель – Соколова Людмила Алексеевна
Цель:
1. Знакомство учащихся с основной функцией мозга.
2. Развитие зрительной, слуховой памяти, связной речи.
3. Воспитание бережного отношения к своему организму.
Формируемые УУД:
1.Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учить высказывать свое предположение.
2. Познавательные:
- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке
- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3.Коммуникативные:
-Умение донести свою позицию до других;
- Слушать и понимать речь других;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
4. Личностные:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Оборудование: плакаты “Строение мозга”, “Нервная система”; музыкальные инструменты (ложки, бубен, погремушка); свеча, запись музыки “Утята”, салфетки с запахом духов, пирогов; яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности, нарезанные одинаковыми кубиками, таблица.Ход урока.
Организационный момент. - Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии по «Педагогике здоровья». Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
-Как хорошо, когда мы не болеем! Не надо пить горькие лекарства, боятся уколов. Можно поиграть с друзьями, помочь маме, заняться любимым делом. Есть она волшебная страна, которая называется «Страна Здоровья», куда я хочу вас пригласить. Но прежде чем отправиться туда нам нужно сказать волшебные слова « В путь дорогу собирайся – за здоровьем отправляйся!»
- Что бы было все в порядке,
Начнем, конечно же с зарядки:
Мы умеем топать, топать
И в ладоши хлопать, хлопать.
Мы умеем потянуться,
Друг на друга оглянуться.
И кругом все повернуться.
И друг другу улыбнуться.
Мы, как зайцы, прыг да скок.
Мы, как мишки, топ, топ, топ.
А потом шагать, шагать.
Никому не отставать.
Бодрым шагом и с любовью
Мы идем в Страну Здоровья.
2. Актуализация
На доске плакат “мозг” Запись ответов учащихся на доске. - Сегодня, на уроке мы поговорим о внутреннем органе человека. Догадайтесь, о чем пойдет речь:
- внутренний орган человека;- находится в голове;- его защищает череп.
- Что это такое? (Мозг).
- Как вы думаете, какую работу выполняет наш мозг?
3. Тема урока - Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Мозг. Работа мозга).4. Информация учителя. Плакат: “Нервная система” - Мозг – это большой центр управления всем нашим телом. В мозг по нервам, как так по проводам, поступают сигналы от разных частей тела.
Мозг все запоминает, перерабатывает поступившую информацию и посылает команды всем органам. Мозг – наш главный командир.
5. Эксперимент №1 “Горящая свеча” - Давайте проведем небольшой эксперимент. Я держу палец над горящей свечой.
- Почему не могу долго держать?
- Что же произошло?
В мозг по нервам поступил сигнал. Мозг принял информацию и послал команду к мышцам рук. Это произошло очень быстро.
6. Эксперимент №2 Проведем еще один эксперимент, который покажет, как работает наш мозг. Положите руки ладонью на стол. А теперь начните думать о том, как поднимаете руки – думайте, но рукой пока не двигайте. Как только вы увидите цифры 1-2-3 – поднимите руки. Итак, приготовились: 1-2-3.
- Что произошло?
Клетки мозга сообщили нервам, идущим к руке, что по ним скоро будет послан сигнал.
В тот момент, когда вы поднимали руки, мозг послал сигнал к мышам рук.
7. Информация Учителя по плакату “Мозг” Мозг – состоит из трех отделов: мозгового ствола, благодаря которому мы дышим и работает наше сердце; мозжечка, который следит за работой мышц и движениями тела; коры мозга. Поверхность коры головного мозга вся покрыта извилинами и разделена на специальные участки (зоны). Каждая зона отвечает за свою работу: движение, разговор, память, зрение, способность различать запахи и звуки, способность писать.
679455480058. Зона зрения. - Проведем небольшой эксперимент. Я показываю рисунок. Смотрите и запоминайте, потом выложите на своих партах то, что запомнили.
(Работа в группах).
- Какая группа сделала точный рисунок?
- Чтобы собрать этот рисунок, что мы сделали?
- Откуда сигнал поступил в мозг?
Поверхность коры головного мозга имеет зону зрения, которая запоминает все, что видят наши глаза.
9. Зона слуха. Я играю на инструментах. Запоминайте звук каждого инструмента (бубен, ложки, погремушка). Теперь, закрыв глаза, по звуку должны определить инструмент: первая группа – ложки вторая – бубен третья – ложки четвертая – погремушки
- Откуда поступил сигнал в мозг?
Находящийся в коре головного мозга, зона слуха позволяет нам узнавать и запоминать звуки. Благодаря ей, мы можем заниматься музыкой.
10. Формулировка. Зона движения. - Запоминайте мои движения. (Показывает движения ).
- А теперь повторяйте вместе со мной.
Мозжечок и зона движения контролируют работы мышц, помогают нам запоминать сложные движения, танцевать, заниматься фигурным катанием, гимнастикой.
11. Зона речи: - У вас на столах листочки с текстом. Возьмите и прочитайте про себя.
На листочках правила, которые нужно соблюдать.
Всегда хорошо высыпайся. Уставший мозг не может хорошо работать.
Регулярно и полноценно питайся. Если мозг “голодает”, он плохо соображает.
Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу развиваться.
Не пропускай мимо ушей то, что говорят тебе родители и учителя. Кто умеет внимательно слушать, тот может хорошо учиться, и мозг получает тренировку.
Читай много хороших книг.
Полезны для мозга такие передачи, из которых ты узнаешь что-то новое.
Старайся завести как можно больше друзей. У кого много друзей, тот много знает.
Если тебя что-то серьезно беспокоит, скажи об этом родителям. Слишком долго переживать, долго чувствовать себя плохо и несчастным вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.
Почаще улыбайтесь!
- Что узнали из прочитанного?
Зона речи разбирает то, что мы читаем и слышим. Отдает приказы губам, языку и управляет голосом.
Гипоталамус
Гипоталамус – это часть мозга, которая отвечает за аппетит, страх, гнев, поддерживает температуру тела.
12. Зона вкусового ощущения. Проведем эксперимент. Проверим, сможем ли мы определить вкус с закрытыми глазами.
(На тарелках яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности нарезанные одинаковыми кубиками. Первой группе можно дать – яблоки, второй – огурцы, третьей – морковь, четвертой – сыр).Узнали ли вы вкус?
Как узнали?
Зона вкусового ощущения. Сюда приходят сигналы тот языка, и мы узнаем, что едим – сладкое, соленое, кислое или горькое.
13. Зона обоняния. Каждой группе раздается по две салфетки разных цветов с запахом одеколона и пирога.
Определите запах салфеток.
Как узнали?
Откуда поступил сигнал в наш мозг?
Зона обоняния позволяет распознавать запахи и запоминать их. Мы можем узнавать по запаху, что готовит на кухне мама.
14. Память. Кто вспомнит, как встречал Новый год, когда ему было 5 лет?
Кто вспомнит, что делал вчера после уроков?
Что нам помогает вспомнить? (Память).
Есть две зоны в мозге – одна сохраняет давние воспоминания, другая недавние.
Работа памяти – это очень сложный процесс.
15. Итог урока. Что нового узнали?
Какую работу выполняет наш мозг?