Конспект по музыке «Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке» 3 класс


УРОК МУЗЫКИ
Тема урока: «Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке»
3 класс
Цель урока:
расширить представления о характерных особенностях танцевальной музыкальной речи
Задачи урока:
1) дифференциация понятий танец и танцевальность;
2) формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей танцевальности в вокальной и инструментальной музыке;
3) совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования;
4) формирование слушательской культуры учащихся
Тип урока музыки:
урок углубления темы
Музыкальный материал:
песня И.Гайдна «Мы дружим с музыкой»; увертюра «Арагонская хота» М.И.Глинки; песня Г.Металидзи «Лесной праздник»
Оборудование урока:
СД – проигрыватель, иллюстрации инструментов симфонического оркестра, портрет М.И.Глинки, детские музыкальные инструменты.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Введение.
Цель: актуализация понятий танец и танцевальностьПозиция: слушатель
Информационный блок:
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с танцевальным характером музыкальной речи. Сегодня мы продолжим эту тему и познакомимся с особенностями танцевальной музыкальной речи в вокальной и инструментальной музыке. (Актуализация знаний о танцевальности и ее признаках).
Учитель: С древнейших времен и до наших дней люди танцуют на праздниках или в свободное время. Много веков тому назад можно было увидеть танцы и на сельских площадях и в пышных дворцовых залах. Танцев очень много. Давайте вспомним некоторые из них.
Учащиеся: Вальс, полька, менуэт.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним танцем.
Этап 1. «Ах, этот танец»
Цель: формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей танцевальности в инструментальной музыке.
Позиция: слушатель
Музыкальный материал: увертюра «Арагонская хота» М.И.Глинки, иллюстрации инструментов симфонического оркестра.
Содержание этапа.
Информационный блок: Михаил Иванович Глинка – один из русских композиторов, который очень любил путешествовать. Во время одного из путешествий по Испании, композитора очаровало исполнение хоты. Свои впечатления он воплотил в симфоническом произведении.
Хота – это испанский народный танец. Его возникновение связано с испанской провинцией Арагон. Танцуют хоту в парах. Сопровождается исполнение танца звучанием ударных инструментов – кастаньет. Кастаньеты – это испанский народный инструмент, состоящий из двух деревянных дощечек, связанных кожаным шнурком.
Увертюра – обозначает открывать. Исполняет увертюру симфонический оркестр.
Слушание: увертюра «Арагонская хота» М.И. Глинка.
Учитель: Ребята, послушайте увертюру «Арагонская хота» и скажите, какое настроение вызвало у вас звучание музыки? Что придает музыке танцевальный характер? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?
Выдвижение критериев: адекватность, полнота, глубина.
Прогностическая оценка:
Смогу ли я проследить за средствами музыкальной выразительности?
Смогу ли я догадаться, что придает музыке танцевальный характер?
Выполнение задания.
Самооценка. Оценка учителя.
Создание ритмического аккомпанемента к произведению.
Позиция: композитор/исполнитель
Учитель: Ребята, а вы хотели бы побыть в роли композитора и создать ритмический аккомпанемент к произведению? (Ответы учащихся).
Для этого нам понадобятся: маракас, бубен (1 часть – маракас, 2 часть – бубен, 3 часть – маракас).Выдвижение критерия: гармоничность.
Прогностическая оценка.
Выполнение задания. Взаимооценка.
Учитель: Мы исполнили произведение с музыкальными инструментами, а теперь давайте чуть потанцуем. «Пульс» будут обозначать мальчики (притопы, хлопки), а девочки будут выделять акценты щелчками.
Выдвижение критерия: согласованность, ритмичность.
Взаимооценка. Оценка учителем.
Итог. Учитель: Вы сами, через собственное исполнение почувствовали яркость характера, особенность испанского танца. Какие особенности танцевальности в инструментальной музыке мы выделили? (Ответы учащихся).
Этап 2. «Лесной праздник»
Цель: формирование представлений о специфике проявления характерных особенностей танцевальности в вокальной музыке: совершенствование умений выразительного пения и инструментального музицирования.
Музыкальный материал: песня «Лесной праздник» музыка Г.Металидзи, слова А.ФаткинаВспомогательный материал: детские музыкальные инструменты
Позиция: слушатель/исполнитель
Содержание этапа:
Слушание песни «Лесной праздник» в исполнении учителя. Осмысление содержания песни, анализ средств музыкальной выразительности.
Учитель: О чем поется в песне? При помощи каких средств выразительности музыка рисует картину веселого праздника в лесу?
Разучивание песни по алгоритму.
Алгоритм разучивания.
Пение мелодии: обратить внимание на точное исполнение ритма.
Чтение текста: уделить внимание правильному произношению слов.
Исполнение песни (всем классом, по рядам).
Выдвижение критериев: точность, согласованность, выразительность, эмоциональность.
Прогностическая оценка: Сможем ли мы передать музыкальный образ песни?
Исполнение песни.
Самооценка. Оценка учителя.
Исполнение песни с использованием музыкально – ритмической инсценировки.
Позиция: исполнитель/хореограф/режиссер
Учитель: Ребята, а можем ли мы сами создать картину лесного праздника?
Кто главные герои праздника? Создайте их образ. Придумайте танцевальные движения к песне. (Элементы танцев хоровод, полька). Создайте аккомпанемент к песне с использованием музыкальных инструментов.
Класс делится на группы: солисты, танцоры, музыканты.
Выдвижение критериев: согласованность, гармоничность, эмоциональность.
Исполнение песни. Взаимопроверка. Оценка учителя.
Итог урока.
Учитель: Мы познакомились с различными музыкальными примерами, где сочетались песня и танец, и с большой музыкальной картиной танцевального характера «Арагонская хота». Танец часто перерастает в танцевальность, которая имеет свои особенности как в инструментальной так и в вокальной музыке.
Рефлексия урока:
Чем вам запомнился этот урок?
Что нам удалось или не удалось? Работа с таблицей самооценки. Ребята ставят в графе условные обозначения.
Я знаю, что вокальная и истру-ментальная музыка может быть танцевальной Я могу определить черты танцеваль-ности в музыке Я могу исполнить ритмический аккомпане-мент, передающий танцевальный характер музыки Я могу придумать движения, передающие танцевальный характер музыки Я могу передать танцевальный характер музыки при пении
После завершения работы, учитель дает оценку деятельности учащихся на уроке.