Конспект урока русского языка по теме Грамматические признаки имени существительного
ГК ОУ «Поводимовская школа-интернат»
Учитель русского языка: Волгушева О. М.
Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного"
Тема урока: Грамматические признаки имени существительного. Закрепление.
Цель урока: закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи;
- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Коррекционные:
- развивать речь, память, внимание учащихся;
-способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу;
- совершенствовать навыки работы с интерактивной доской SMART Board.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности)
Тип урока - урок закрепления знаний.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
1. Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён существительных.
2. Развивать речь учащихся.
Ход урока:
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой.
- Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.
Постановка темы и целей урока.
Загадка: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Отгадайте загадку. (зима)
- Назовите зимние месяцы.
- Какая зимой погода?
- На Руси всегда любили зиму и ждали ее. Поэтому на эту тему много загадок и поговорок.
СЛАЙД 2
-Обратите внимание на поговорки. Какие слова пропущены? (карточки)
СЛАЙД 3
-Как вы понимаете их смысл?
-Какой частью речи являются пропущенные слова?
- И значит о какой части речи мы будем сегодня говорить?(о существительном)
Актуализация опорных знаний.
-На нашем уроке мы с вами закрепим изученные знания об имени существительном. Мы будем вести записи, наблюдать, запоминать.
-Что вы видите?
СЛАЙД 4
- На какой вопрос отвечает слово ШКОЛА?
- Относится к имени существительному?
-Что обозначает имя существительное?
- Сделаем вывод, что такое имя существительное?
(правило) СЛАЙД 5
-А теперь вспомним основные грамматические признаки этой части речи.
Работа по теме урока.
-Обратите внимание на запись. Все ли здесь правильно?
СЛАЙД 6
-Исправьте ошибку и объясните почему?
СЛАЙД 7
-Какие существительные относятся к собственным?
СЛАЙД 8
-Придумаем предложение с данным словосочетанием.
СЛАЙД 7
-Открываем тетради, запишем дату и классная работа.
- Запишем понравившееся предложение в тетрадь.(один ученик у доски)
На некоторых улицах нашего села у дорог нам встречаются остановки, как и в любых других населенных пунктах нашей страны.
СЛАЙД 9
-Для чего они нужны?
- А кто управляет автобусом?
-Вспомним правила поведения в общественном транспорте.
Упражнение «Найди пару»(к доске по очереди)
Остановка……………….остановки
Водитель…………………..водители
Пассажир…………………..пассажиры
Автобус……………………автобусы
Билет………………………билеты
-К какой части речи относятся данные слова?
-Чем отличаются слова в первом столбике от слов во втором столбике?
СЛАЙД 10
-Прочитайте существительные множественного числа.
-Какие у них окончания?
-Значит мы можем сказать , что существительные во множественном числе отличаются от существительных в единственном числе окончаниями.
Физминутка для глаз
-По углам класса висят окончания. Я называю окончание, а вы отыскиваете его глазами.
Практика на примерах.
-Что вы видите на следующей картинке? Куда мы с вами попали?
СЛАЙД 11
-Как называется магазин? Как пишутся названия магазинов?
-А в нашем селе только один магазин?
-Что нужно иметь, чтобы что-то купить в магазине?
-Что можно купить?
-А кто нам продаст это?
-Давайте представим , что мы с вами покупаем фрукты. Выходим к доске, берем картинку с изображением фруктов и прикрепляем на доску, комментируя. Начинайте свое предложение так: Я хочу купить…
-Еще раз перечислите названия фруктов. Можно сказать, что эти слова являются именами существительными?
-А теперь определим род данных существительных. Какого рода могут быть существительные? Какие слова-помощники помогают определить род существительных?
СЛАЙД 12
(определение рода имен сущ-х по очереди)
-Обратите внимание на слова МАНДАРИН, АПЕЛЬСИН. Это словарные слова, то есть те, написание которых нам нужно запомнить.
Запишем их в тетради, поставим ударение.(Один ученик у доски)
-Придумаем с ними предложения. (устно)
Управляемая практика.
-Что вы видите на следующем слайде?
СЛАЙД 13
-Для чего нужны аптеки? Что там продают?
-Я предлагаю выполнить следующее задание.
-Что изображено на картинках? В каком числе стоят данные существительные?
СЛАЙД 14
-Я напишу на спине каждому из вас букву, а вы должны записать названия картинок, оканчивающихся на данную букву.
Кондратьев С. Списать с карточки.
-Проверка: какую букву я написала у тебя на спине? Какие слова ты записал?
СЛАЙД 15
Физминутка.
-Вы справились с заданием, но мы с вами не будем болеть и нам не нужно покупать лекарства. А чтобы мы наверняка не заболели, сделаем физминутку, но не простую, а с заданием.
- Для этого нам нужно вспомнить на какой вопрос отвечают одушевленные и неодушевленные существительные.
--Если я называю одушевленное существительное -хлопаете, неодушевленное -топаете.
Игра «Рассади пассажиров»
СЛАЙД 16
Самостоятельная практика.
-Что вы видите на следующем слайде?
СЛАЙД 17
-Кто ходит в детские сады?
– А что по вашему мнению больше всего любят делать маленькие дети?
-А еще дети очень любят сказки и следующее задание связано с ними. Я вам раздам буквы из которых нужно составить героя сказки и назвать сказку.
БУРАТИНОЕМЕЛЯДЮЙМОВОЧКАКОЩЕЙБАБА-ЯГАЛЮДОЕДЗОЛУШКА БАРМАЛЕЙ
АЙБОЛИТ
АЛЕНУШКА
-Какие это герои: добрые или злые?
Самостоятельная работа по карточкам.
-Прочитайте задание.
Вставить пропущенные слова.
За окном завывает____________________.
Намело высокие______________________ .Скрипит под ногами сухой_____________ .Трещит по ночам сильный_____________ .Пришла настоящая____________________ .- Что заметили? (пропущены слова).
- Можно ли догадаться, какие слова пропущены?К какой части речи они относятся, докажите.
- Какой темой объединены данные предложения?
(для слабых - на карточке даны слова для справок).Слова для справок: сугробы, вьюга, снег, мороз, зима.
-Вставить пропущенные слова.(карандашами)
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте их и поставьте оценку друг другу.
- Я проверю ваши работы позже. Вложите их в тетрадки.
Подведение итогов. Рефлексия.
-По какой теме мы закрепляли знания? /Имя существительное/.
- Цель нашей деятельности была закрепить, повторить основные грамматические признаки имени существительного.
- А как достигли поставленной цели, мы узнаем после…
Игры «Да-нет»(учитель задает вопросы, а ученики хором отвечают да или нет)
-Имя существительное обозначает признак предмета?
-Имя существительное обозначает предмет?
-Имена существительные изменяются по числам?
-Имена существительные изменяются по родам?
-Имена собственные пишутся с маленькой буквы?
- Имена собственные пишутся с большой буквы?
-Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
- Наш урок подошел к концу. На следующих уроках мы познакомимся с другими грамматическими признаками имени существительного.
- Насколько вам понравилось сегодня на уроке, вы ответите, продолжив следующие предложения.
СЛАЙД 18
Задание на подготовку.
Повторить все изученные правила об имени существительном.
СЛАЙД 19
Оценивание.
- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! Мне очень понравилось то, какими активными вы были на уроке. А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».
- Молодцы… Они получают «4».
- Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».
- Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.
Научившись легко преодолевать трудности в его изучении, вы будете получать удовольствие там, где раньше испытывали муки и страдания. Ведь русский язык удивительный, интересный, увлекательный и совсем – совсем не скучный. СЛАЙД 20