Конспект занятия для детей с ФФНР. Тема Звук и буква Р.
Конспект занятия для детей с ФФНР
(подготовительная к школе группа)
Тема: Звук и буква [Р]
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
- М.: Просвещение, 2008
Чайковская Александра Викторовна
учитель-логопед
МБОУ «Ясненская СОШ № 7»
с/п «Детский сад» п. Ясный
Конспект занятия для детей с ФФНР (подготовительная к школе группа)
Тема: Звук и буква [Р].
Программное содержание:
Цель занятия: формирование представлений о звуке [Р].
Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей со звуком [Р], его акустическими и артикуляционными признаками; познакомить с буквой Р;
Коррекционно- развивающие задачи: совершенствовать умение определять позицию звука в слове, умение проводить звуко-слоговой анализ слов, умение анализировать словесный состав предложения, автоматизировать произношение звука в слогах, словах, чистоговорках, закрепить умение отвечать на вопросы развернутой фразой, совершенствовать навык чтения слов, развивать фонематическое восприятие детей, формировать интонационную выразительность речи, развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику; Воспитательная задача: формировать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость.
Материал: игрушка-кот (кукла-кот бибабо), картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям (приложение 1), картинка с зашумленным изображением (приложение 2), схема характеристики согласного звука (приложение 3), картинки (игрушки), в названии которых есть звук [Р] (приложение 4), картинки с текстом чистоговорок (приложение 5), ребусы (приложение 7).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Дети встают перед зеркалом, выполняют артикуляционные упражнения «качели», «вкусное варенье», «грибок», «гармошка», «лошадка» (приложение 1)
2. Сообщение темы занятия.
Дети садятся на подушки, расположенные на ковре.
Логопед:
- Дети, сегодня к нам в гости пришел мохнатый, усатый гость (педагог демонстрирует картинку с зашумленным изображением кота – приложение 2). Посмотрите на картинку и скажите – кто это? Кот. А зовут кота Рыжик (педагог показывает детям игрушечного кота или куклу-кота бибабо). Дети, какой первый звук в имени нашего гостя? Правильно - [Р]! Кот Рыжик поможет нам познакомиться со звуком [Р].
3. Основная часть.
Характеристика звука.
Логопед:
- Ребята, Рыжик умеет мяукать, мурлыкать, а еще умеет рычать – вот так: «РРРР». Давайте порычим с Рыжиком тихо, громко. Дети, с помощью чего мы произносим звук [Р]? Произнести звук нам помогает язык. Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как вы думаете, звук [Р] гласный или согласный? Почему согласный? Глухой или звонкий? Почему так думаете? Каким кружком мы обозначим звук [Р]? Почему синим? У звука [Р] есть маленький братец, мягкий звук [Р ], с ним мы познакомимся на следующем занятии. Итак, расскажем о звуке [Р] (приложение 3). Звук [Р] - согласный, звонкий, твердый; при произношении звука [Р] язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Порычим еще раз: «Рррррррррр!».
Воспроизведение слоговых рядов, подвижная игра:
Логопед:
- Ребята, что-то Рыжик заскучал, поиграем? (подвижная игра - игра с мячом: («Ра», «ро», «ру» - логопед бросает мяч ребенку, ребенок повторяет слог, бросает мяч обратно).
- А теперь поговорим на зверином языке – Рыжик будет спрашивать, а вы отвечайте! Дети, ра-ра-ра?
Дети хором отвечают:
- Ра-ра-ра!
- Ру-ру-ру?
- Ру-ру-ру!
Индивидуальное проговаривание:
-Юра, ры-ры-ры?
- Даша, ро-ро-ро?
Логопед:
- А сейчас вы задайте вопрос Рыжику, кот ответит!
Автоматизация звука в словах:
Дети переходят к первому столу.
Логопед:
- Ребята, Рыжик принес нам подарок. Посмотрите, в коробке картинки (игрушки)! (приложение 4). Произнесем слова, выделяя звук [Р].
Определение позиции звука в слове:
Логопед:
- Ребята, назовите слова, которые начинаются со звука [Р].
- Назовите слова, со звуком [Р] середине.
- Назовите слова со звуком [Р] в конце.
Звуковой анализ слова «рыба».
Анализ слоговой структуры слов:
- Ребята, соберем слова в ладошки! (дети хлопками отстукивают ритмический рисунок слов, определяют количество слогов в словах).
Игра с картинками (игрушками). 1 вариант - игра «Запомни, повтори», 2 вариант – игра «Чего не стало?».
Логопед называет рад слов, например, «рыба, ведро, топор, помидор». Ребенок повторяет, выкладывает картинки в названной последовательности, произносит слова в другом порядке, кто-то из детей повторяет, выкладывает картинки, т.д.
Динамическая пауза (подвижная игра, согласование речи с движениями):
Коты.
Коты бывают разные: (дети хлопают в ладоши)
И чистые, (гладят себя руками по голове)
И грязные, (встряхивают руками)
Худые, (встают на носочки, вытягиваются, руки вдоль туловища)
Полосатые, (движения руками вверх-вниз перед собой)
И толстые, (переваливаются с ноги на ногу,
Пузатые, изображая руками толстый живот)
Уютные, домашние, (дети приседают, обхватывают руками колени)
Тряпичные, бумажные... (стоят, расслабившись, руки свободно опущены)
А мой любимый котофей (маршируют на месте)
Меня встречает у дверей
На лапки задние встает (дети встают на носочки
И честь хозяйке отдает! руками изображают лапы кота)
Автоматизация произношения звука в предложениях, анализ словесного состава предложения.
Логопед:
- Дети, выберите картинку (игрушку), которая вам больше всего понравилась. Составьте с этим словом предложение (дети составляют предложения, анализируют словесный состав предложения).
Автоматизация звука в чистоговорках (приложение 5). 2 вариант- автоматизация звука в рассказах (приложение 6).
Дети переходят ко второму столу, садятся на стульчики.
Логопед:
- Дети, мы умеем ясно, четко говорить. Давайте расскажем Рыжику веселые чистоговорки (проговаривание хоровое, индивидуальное, проговаривание со сменой интонации – грустно, весело, удивленно).
Знакомство с буквой Р, развитие мелкой моторики:
- Ребята, Рыжик такой озорник, что-то спрятал в сухом бассейне. Поищем? Но сначала потренируем пальчики (пальчиковая гимнастика).
Наши пальчики
(Руки подняты вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены)
Пальчик с краешка – Большой, (дети поочередно сгибают, разгибают
Самый толстый и смешной. пальцы)
Этот Указательный,
Строгий и внимательный.
Этого зовут все – Средний,
Он не первый, не последний.
Этот - Безымянный,
Неуклюжий и забавный,
Этот – маленький Мизинчик,
Он у всех у нас любимчик.
Дети находят в сухом бассейне пластмассовые буквы Р.
Логопед:
- Ребята, эта буква обозначает звук [Р]. Рассмотрите букву Р, обведите букву пальчиком. На что похожа буква Р? Расскажем стихотворение про букву Р:
«Вот какая буква Р: говорила: «РРР!»,
И кричала: «РРР!»,
И ревела: «РРР»,
И смеялась: «РРР!»,
Танцевала: «РРР!».
Вот какая буква Р, озорная буква Р!»
(проговаривая стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие каждой строке).
Разгадывание ребусов, чтение слов (приложение 7):
Логопед:
- Ребята, научим Рыжика отгадывать ребусы? (дети разгадывают ребусы, читают слова).
4. Итог занятия:
- Дети, с каким звуком мы сегодня познакомились? Какая игра (задание) оказалась самой интересной? С каким заданием справились с трудом? Какое задание (игру) хотели бы выполнить еще раз? Рыжик, а тебе понравилось с нами играть? (анализ деятельности детей от имени игрового персонажа). Ребята, попрощаемся с Рыжиком, пригласим зайти к нам в гости еще раз!