Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква С


Конспект занятия на тему: «Звук и буква С»
Логопед. Сядет тот, кто назовет зимующую птицу. ( Клест, дятел, снегирь, синица, сорока, воробей, ворона, голубь галка дрозд сова щегол …)
Логопед. Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.

Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника- …(насоса)
-Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
-Покажите, как свистит насос.
-А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.
-Покажите, как свистит маленький насос.
- Какие фишки показывает Юпик? Почему?(синюю и зеленую, потому что звук С может быть твердым и мягким)
- Звуковичек.(звук С согласный, глухой, может быть мягким или твердым, на письме отмечаем буквой С)
Над сугробами кружАтся необычные снежинки. Снежинки- картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?
Загадка.
Кто она? Угадай-ка!
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки-
Над миром снежинки. (Зима)
-Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картинки.
Посмотрите на ее картинку «Зимний вечер». Найдите на картинке предметы со звуком [с] или [сь]. Определите место этих звуков в слове.
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег. Повторите, выделяя голосом звуки [с], [сь].
Физминутка:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-Балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Отгадайте, куда мы поедем.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали всё рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Лес)
Поедем мы…… на расписных санях!
Сели в сани, покатили.
Ну-ка, ветер, догони!
Мы приехали в зимний лес. Посмотрите, как красиво вокруг! Смотрите, что это?... -Буква С! Она отстала от подружек. Догоняет их. Встретилась она с гласной А. Какой слог образовали буквы?
-Составьте в кассе слог СА. Прочитайте.
-Мелькнула между соснами рыжая пушистая лиса. Разделим слово на слоги, найдем ударный слог.
- Идем дальше. Встретила буква С гласную О.
Дети составляют слог СО.
-С макушки елки на сугроб прилетела и села сорока. . Разделим слово на слоги, найдем ударный слог.
-Дальше идем. Встретили гласную У.
Дети составляют слог СУ.
-Прислушайтесь, как посапывает в норке под елкой сурок. Разделим слово на слоги, найдем ударный слог.
-Пошли дальше. В далеке мы увидели букву ЫДети составляют слог СЫ.
-Тут снег посыпал. Сыплет, сыплет снег пушистый. Сели мы в сани и поехали обратно.
ФизминуткаВсе ребята дружно встали              Выпрямится.
И на месте зашагали.             Ходьба на месте.
На носочках потянулись,      Руки поднять вверх.
А теперь вперед нагнулись. Нагнуться вперед, руки вытянуты..Как пружинки мы присели    Присесть.
И тихонько на места все сели.        Выпрямится и сесть.
7.Чтение.
В лесу зимнем побывали,
А не почитали.
(Чтение слогов, слов, предложений с буквой С)
Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает …СОВА
Сова нам приготовила задания:
Она не может выбрать свою схему. Схему к слову СОВА
Сколько слогов в слове СОВА? Назвать ударный слог. Назовите первый, второй слог.
Поиграем? На доске картинки. Составим схемы слов со звуком С, а у доски схему из букв.