Программа занятий по внеурочной деятельности для 5 класса Математический олимп


Муниципальное образовательное учреждение
Октябрьская средняя образовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ Н.В.Смолина
Программа внеурочной деятельности
по математике в 5 классе
«Математический олимп»

учитель математики
Геркулева Марина Валерьевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Для системы математического образования существенное значение имеет развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения. При проведении уроков математики у учителя не всегда хватает времени, чтобы рассказывать учащимся интересные факты об истории математики, рассмотреть нестандартные задачи, научить анализировать, рассуждать логически и делать выводы. Разработанная программа ориентирована на развитие математических способностей учащихся, формирование у них культуры умственного труда на основе многовековой истории математики как науки.
В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления. Развитию пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания. Рассматриваются также занимательные геометрические задачи, которые имеют прикладную направленность. Предлагаемая система занятий позволит успешно решать задачи развития внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, пробудить интерес к самому процессу познания.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Актуальность курса «Математический олимп» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Цели курса:
 повысить интерес учащихся к математике как к учебному предмету;
 выявить наиболее способных к математике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;
 сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной математической литературой.
Для реализации целей данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, ролевые игры, практикумы и др. Основными технологиями являются проблемно-поисковая и исследовательская технологии. Ведущими дидактическими принципами в процессе организации занятий являются принципы доступности, разделения трудностей и наглядности.
Программа курса:
Курс рассчитан на один год обучения учащихся 5 классов. Режим занятий: 1 раз в неделю (всего 34 занятия).
1. Арифметические и логические головоломки ( 6 часов)
Рассматриваются различные головоломки с числами, магические квадраты, логические задачи.
2. Методы решения задач (7 часов)
В данной теме предлагаются различные методы решения нестандартных задач: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, водится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов.
3. Геометрическая смесь (4 часа)
Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание и построением фигур одним росчерком пера.
4. Комбинаторные задачи и решение уравнений (4 часа)
Рассматриваются способы решения задач: метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения. Вводится понятие факториала. Уделяется внимание решению задач с помощью уравнений в целых числах, рассматриваются неопределённые уравнения.
5. Математика на материалах народного творчества (13 часов)
В данном разделе осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. Эти задачи на материалах народного творчества являются частью духовного наследия народа.
Ожидаемые результаты (формирование универсальных учебных действий):
По окончанию обучения, обучающиеся должны знать (познавательные УУД):
 нестандартные методы решения различных математических задач;
 логические приёмы, применяемые при решении задач;
 приёмы устного счета;
 некоторые методы решения олимпиадных задач.
По окончанию обучения, обучающиеся должны уметь (регулятивные и метапредметные УУД):
 составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
 использовать символический язык алгебры, выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
 обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях;
 самостоятельно работать с математической литературой;
 уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
В ходе обучения у детей формируются следующие качества личности и компетентности (коммуникативные и личностные УУД):
 готовность к самообразованию;
 готовность к использованию информационных ресурсов;
 готовность к социальному взаимодействию;
 коммуникативная компетентность;
 исследовательская компетентность;
 технологическая компетентность.
Тематическое планирование занятий кружка «Математический олимп»
№ п/пТемы Дата проведения
Арифметические и логические головоломки (6 часов) 1. Задания на восстановление чисел и цифр. 02.09
2. Головоломки с числами. 09.09
3. Математическая теория построения магических квадратов. 16.09
4. Арифметические парадоксы. 23.09
5. Три типа занимательных логических задач: 30.09
6. Использование метода исключения при решении логических задач. 07.10
Методы решения задач (7 часов) 7. Задачи на движение. 14.10
8. Задачи на части. 21.10
9. Подсчёт среднего арифметического. 28.10
10. Задачи на проценты. 11.11
11. Решение задач методом “с конца”. 18.11
12. Решение задач на все действия с дробями. 25.11
13. Секреты арифметических фокусов. 02.12
Геометрическая смесь (4 часа) 14. Геометрические задачи на разрезание. 09.12
15. Лабиринты. 16.12
16. Геометрия путешествий. 23.12
17. Топологические головоломки. 13.01
Комбинаторные задачи и решение уравнений (4 часа) 18. Решение уравнений в целых числах. 20.01
19. Решение комбинаторных задач с помощью графов. 27.01
20. Решение комбинаторных задач способом сложения. 03.02
21. Решение логических задач. 10.02
Математика на материалах народного творчества
(13 часов) 22. Определение сведений о человеке с помощью арифметических вычислений. 17.02
23. Задачи на переливания. 24.02
24. Математические задания со спичками. 04.03
25. Занимательные задания на комбинации монет и спичек. 11.03
26. Моделирование исторических задач математического содержания на товарно-денежные отношения. 18.03
27. Математические задания с использованием циферблата часов. 07.04
28. Аналитико-синтетический метод решения задач при делении предметов на пропорциональные части.
14.04
29. Творческие модели жизненных ситуаций среди родственников математического содержания. 21.04
30. Определение элементов множеств с использованием кругов Эйлера-Венна. 28.04
31. Математический КВН. 05.05
32. Игра «Математический конвейер». 12.05
33. Игра «Математический калейдоскоп». 19.05
34. Защита решений «звёздных» задач. 24.05
Используемая литература.
1. ГуцановичС.А. Занимательная математика в базовой школе: Пособие для учителей./ Мн: ТетраСистемс, 2003 – 96с.
2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. –М.: Дрофа, 1998. - 192 с.
3. Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2002. - Кн.2. - 120 с.
4. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.
5. О.С. Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.
6. Б. М. Абдрашитов и др. Учитесь мыслить нестандартно - М.: Просвещение, 1996.
7. А.В.Шевкин. Школьная олимпиада по математике. - М.: "ТИД" "Русское слово - РС", 2004.
8. А. В. Фарков. Математические олимпиады в школе. - М.: Айрис-пресс, 2003.
9. Школьные математические олимпиады - М.: Дрофа, 2002.
10. Час занимательной математики - М.: Илекса, 2003.
11. Н.К. Винокурова, 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999.
12. Математические кружки в школе. 5-8 классы, А.В.Фарков., 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.
13. Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995.
14. Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно - методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В., Фрадков. – М.: «Экзамен», 2006. – 189 с.
15. Чулков, П.В.. Математика: Школьные олимпиады: Метод. пособие. 5 – 6 кл. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006. – 88 С.
16. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991. – 574с.
17. Е. В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера, М., Просвещение,1996.
18. Акимова С. Занимательная математика. – СПб.: «Тригон», 1997. – 608 с.
19. Варга Б. и др. Язык, музыка, математика. Пер. с венгр. Ю.А. Данилова. – М. Мир, 2001. – 248 с.
20. Игнатьев Е.И. В царстве в смекалки. – М.: Наука, 2001. – 207 с.
21. А.Г. Гайштут. Математика в логических упражнениях, Киев: Рад. Шк., 1985.