Урок по биологии 10 класс Клетка — структурно-функциональная единица всего живого

Тема: Клетка – структурная и функциональная единица живого.
Тип урока: обобщающий.
Задачи: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о структурах клетки, их функциях, составе и строении.
2. Создать условия для проверки качества усвоения школьниками цитологических знаний, а также умения использовать их для объяснения процессов, происходящих внутри живой клетки.
3. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
4. Продолжить формирование у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство работающих в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов.
Ход урока:
№ п/п
этап
Время, мин

1
Организационный момент (цели и задачи урока)
2

2
Фронтальный опрос (эврестическая беседа)
7

3
Проверка домашнего задания (раскраска: животная и растительная клетка)
5

4
Выступления учащихся (творческая деятельность)
12

5
Тестирование (разноуровневые задания)
8

6
Вопросы творческого характера
8

7
Итоги урока.
3

Оборудование:
Таблица «Животная клетка»
Раскраски: «животная клетка», «растительная клетка»
Стенд «Сегодня на уроке» (задачи урока, терминология)
Оформленные творческие работы
Разноуровневые тесты.
Организационный момент.
Перечисление задач урока.
Итак, клетка служит основой строения растений и животных. Для прокариот и простейших, низших грибов и водорослей (одноклеточные) понятие «клетка» и «организм» совпадают. Давайте докажем, что клетка – элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию.
2. Фронтальный опрос.
В процессах жизнедеятельности клетки принимают непосредственное участие разнообразные клеточные структуры мембранного и немембранного строения.
Перечислите структуры (органоиды) клетки.
Подразделите клеточные структуры на структуры мембранного и немембранного строения.
Какой органоид является структурным и функциональным центром клетки?
Кто доказал, что в любой растительной клетке есть ядро?
Перечислите основные различия прокариотической и эукариотической клетки.
Назовите основные различия растительной клетки от животной.
Кем и когда была сформирована и опубликована клеточная теория?
Перечислите основные положения клеточной теории.
3. Проверка домашнего задания.
Ваше домашнее задание: раскрасить и определить все органоиды растительной и животной клетки.
Ваша задача поменяться рисунками и превратить «немые» рисунки «говорящие», т.е. обозначить все показанные органоиды клетки. Задать друг другу вопросы об особенностях строения и функционирования клетки.
Оцените знания друг друга и выставьте оценки на листочках – раскрасках.
4. Выступления учащихся.
В клетке много органоидов и для того, чтобы особенности строения и выполняемые ими функции запомнить лучше, мы попытались клетку представить в виде различных объектов (сказочная планета, дружная и веселая семейка, телецентр, город, школа и т.д.) и обозначить, объяснить деятельность каждого органоида на основе своих ассоциаций.
5. Тестирование.
6. Вопросы творческого характера.
1. О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и строения клеток растительного и животного организма?
2. О чем может свидетельствовать наличие различий в строении и функционировании клеток растений и животных?
3. Известно, что в пищеварительном тракте человека животная пища переваривается быстрее, чем растительная. Как это можно объяснить?
4. Далеко не все белки после денатурации способны снова приобрести утраченную структуру. Как это можно объяснить?
5. Почему биосинтез белка происходит в цитоплазме, а не в ядре, где находится необходимая для этого ДНК?
6. Почему внутренняя мембрана митохондрий имеет выросты (кристы)? Что изменилось бы в работе митохондрий, если бы не было выростов?
7. Как объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки не имеют?
8. Чем можно объяснить изменение окраски листьев деревьев в осеннее время?
9. Давайте представим такую клетку, состоящую только из ядра и оболочки. Будет ли эта клетка жизнеспособна? Почему?
Вывод. Клетка – структурно-функциональное единство работающих в ней органоидов.
10. Может ли клетка, например кишечника, или почек жить в растительном организме? Почему?
Вывод. Клетка «работает» во взаимосвязи и образует целостность организма и в строении и в выполняемой функции, т.е. обеспечивает сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов.
7. Итоги урока.
15