Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка — структурная единица всего живого».
Контрольно-обобщающий урок по теме
«Клетка - структурная единица всего живого».
Цель: формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого.
Задачи.
Образовательная.
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран.
Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории.
Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле.
Показать взаимосвязь (интеграцию) цитологических знаний в историческом плане.
Развивающаяся.
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Оборудование: презентация, карточки-тесты, лабораторный практикум, микроскопы, микропрепараты клеток.
Ход урока
І. Организационный момент. (Постановка цели и задач урока, сообщение о плане урока).
На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”, вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного, прокариот и эукариот.
II. Обобщение. Урок начинается с биологической загадки “Удачный подарок”
Догадайтесь, о чем идет речь? Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Микроскоп)
Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно
Антони ван Левенгук (1632-1723 г.)
Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения.
Карл Максимович Бэр (1792–1876 г.)
Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов.
Роберт Броун (1773–1858 г.)
Впервые описал ядро в растительной клетке.
Шлейден и Шванн. 1839 год, знаменитый год создания труда “Микроскопические исследования соответствии структуре и росту животных и растений”.
Рудольф Вирхов (1821–1902 г.)
Обосновал принцип преемственности клеток (“каждая клетка из клетки”).
Положения клеточной теории: (1838-1839 г.)
Закончите предложенные вам фразы.
1) Клетка является
структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов.
2) Клетки разных организмов сходны по строению, химическому составу, обмену веществ, основным проявлением жизнедеятельности.
3) В многоклеточном организме клетки образуют ткани, из тканей состоят органы.
4) Клетки образуются только при делении предшествующих клеток.
5) Клеточное строение организма - свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение.
2 этап урока «Заморочки из бочки» - 1 балл
(участник группы командам вытягивает из бочки вопрос и отвечает на него)
1.Основная функция этих органоидов переваривание клеток хвоста головастика при его превращении в лягушку. ( Лизосомы)
2. Какой органоид клетки можно назвать «сахарным заводом»? Почему? (хлоропласты)
3. Какое вещество клетки по строению сравнивают с витой лестницей.
А по функциям с диспетчерским пунктом? (ДНК)
4. Органоид клеточного ядра, являющийся носителем генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. (Хромосомы)
5. Какой органоид клетки играет роль «силовой станции» клетки? Почему? (митохондрии)
6.Обязательная часть растительной и животной клетки. По-гречески этот органоид называется «карион». Организмы, имеющие его, называются эукариоты (ядро)
7. Какой органоид можно считать «убийцей» клетки? Почему? (лизосомы)
8.В какой период жизни бесхвостых земноводных лизосомы могут быть особенно активны?
9.«Липидный океан с белковыми айсбергами и углеводными деревьями», речь идет о ? (мембрана)
ІІІ . Моделирование клеток живых организмов.
Учитель: Мы с вами знаем, что одним из методов в изучении биологии является моделирование. Сегодня мы попробуем промоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки, вырезаны из бумаги. Но прежде чем моделировать, давайте вспомним общий план строения клетки, вспомним 6-й класс, когда мы только начинали знакомиться с клеткой и играли в игру «Клетка-государство». А сделаем это с помощью поэмы о клетке:
Попробуем сегодня смоделировать разные виды клеток. Чтобы составить модель, давайте вспомним общий план строения клетки (работа со схемой у доски).
1. Модель клетки растений.
2. Модель клетки животных.
Вывод:
1. О чём говорят отличия.
2. О чём говорят сходства.
3. Модель прокариот.
4. Модель эукариот.
Вывод:
1. О чём говорят отличия.
2. О чём говорят сходства.
5. Клетка вируса.
6. Клетка бактериофага.
Вывод:
·Почему это неклеточные формы жизни?
Общий вывод:
1. Клетка – это элементарная единица жизни.
2. Клетка – это открытая биологическая система. Почему?
«Клетка – фабрика».
Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам можно присвоить следующие названия:
- Энергетическая станция (Митохондрии, там идёт синтез АТФ – основного источника энергии).
- Склад готовой продукции (Комплекс Гольджи, синтезируемые вещества клеткой по каналам ЭПС поступают в цистерны Комплекса Гольджи. Здесь они упаковываются в мембранные пузырьки и разносятся по цитоплазме).
- Цех переработки отходов (Лизосомы, ферменты расщепляют вещества, ненужные клетке, отмершие части клетки).
- Сборочный конвейер (Рибосомы, сборка белка из аминокислот).
- Информационный центр (Ядро, хранитель наследственной информации).
- Фотохимическая лаборатория (Хлоропласты, происходит фотосинтез).
IV Лабораторная работа «Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом» (см.приложение)
V. Выводы ( Итак, наш урок подходит к концу. ) Какой мы сделаем вывод по уроку
Клетка является универсальной ячейкой жизни!
Живая клетка – это основа жизни!
Любая клетка окружена оболочкой, мембраной, отделяющей её от внешнего мира.
Клетка – совершенная биоэнергетическая машина. Она вырабатывает энергию необходимую для её функционирования.
Клетка – мощная информационная система. Она работает по единой согласованной программе, где все процессы взаимозависимы и взаимосвязаны.
Главные банки данных сосредоточены в клеточном ядре, они заключены в структуре гигантской молекулы ДНК.
Клетка – это лабиринт структур, связанных сетью переходов, каналов, по которым непрерывно движутся продукты разнообразных превращений и синтезов
Сегодня изучение живой клетки имеет определяющее значение для научно-технического прогресса.
Сходство в строении клеток растений, животных и грибов
свидетельствует о единстве происхождения живого мира.
.Различия в строении клеток растений, животных и грибов возникли как результат естественного отбора в условиях приспособления организмов к разным способам питания.
VI. Рефлексия. Буквенный диктант
При чтении букв от последней к первой получается " Я Молодец!"
1.Ею заполнена клетка: (цитоплазма)
2.Наименьшая структурная единица живого: (клетка) третья буква
3.Жгутики, ложноножки, это - органоиды: (движения)
4.Они расположены в цитоплазме клетки: (органоиды)
5.Основная функция этих органоидов переваривание: (лизосомы)
6.Органоид растительной клетки, имеющий защитную функцию (оболочка)
7.Органоид, в котором глюкоза расщепляется до АТФ: (митохондрия)
8.Органоид, содержащий хромосомы: (ядро)
VII. Подведение итогов урока. .Понравилась или не понравилась вам форма работы на уроке? Заштрихуйте в квадратике, насколько вам понравился урок.
25% 50%
75% 100%
Прошу тетради сдать
VIII. Домашнее задание.
Приготовить презентации на темы:
а) Клеточная теория.
б) Вирусы – неклеточные формы жизни.
в) Бактериальные клетки – вред их или польза?
Лабораторная работа №3
Тема: «Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов, сравнить строение растительной, бактериальной и животной клетки, выявить сходства и различия.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной, животной, бактериальной клеток, таблицы о строении растительной и животной клетки
Методические указания:
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных, бактериальной и животных клеток.
2. Зарисуйте по одной растительной, бактериальной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3. Сравните строение растительной, бактериальной и животной клеток. Результат зафиксируйте в таблице.
4. Ответьте на вопросы:
- О чем свидетельствует сходство клеток растений, бактерий и животных?
- О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?
- Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Напишите отчет:
-указать номер лабораторной работы, тему, цели, оборудование
- выполните задания методических указаний
- ответьте на вопросы
- сформулируйте и запишите вывод
Средняя общеобразовательная школа №25
Контрольно-обобщающий урок по теме
«Клетка - структурная единица всего живого».
Учитель: Коршунова В.Н. высшая категория
10 «В»класс
Уральск 2015год
15