Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. 
      Тема: Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний. 
Эпиграф урока:  Русский знают все ребята
                                  В нашей солнечной стране.
                                  Как прекрасен и велик
                                  Русский, близкий нам язык!
2. Словарная работа.
Игра «7 слов на одну букву».
Все ваши ответы должны начинаться на букву « к ». 
Для ответов выбирайте слова, написание которых вы запоминали.
1.Название рыбы.
2.Название домашнего животного.
3.Название предмета для письма.
4.Единица массы.
5.Предмет для одежды.
6.Напиток.
7.Растение.
Проверка: Карась, корова, карандаш, килограмм, костюм, какао, камыш.
-Составьте и запишите предложение с  двумя –тремя из этих слов. Выделите грамматическую основу.
_Проверка: 1. Чтение 2-3 предложений.
                          2.  Характеристика предложений. 
Ребята, пока вы записывали свои предложения, я вспомнила, что совсем недавно в одной книге я прочитала такое предложение:
  Казнить нельзя помиловать.( Лия Гераскина)
Работа в парах. Запишите предложение. Поставьте знаки препинания. Проверка.
- « Запятая даже может спасти человеку жизнь.»
                Как вы думаете, какой может быть тема нашего  
                сегодняшнего урока?
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.
- Когда между однородными членами ставится запятая?
- Кто уже может дать ответ на этот вопрос?
4.Поиск  решения.
- Сегодня мы увидим, кто из вас был самым внимательным на уроках русского языка.
  На доске вы видите мои подсказки. Кто попробует выступить в роли учителя и объяснить все эти схемы:
                ,                                                      ,
      __ , __, __ ,                                       ___ и ___
        __, а __
       __, но __    
___Приведите примеры таких предложений.
 __ Сделайте вывод о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
Чтение правила на стр.141.
Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они помогают выразить мысль и понять смысл написанного предложения.
Запятая разделяет однородные члены предложения.
          __.__,__                                =,=,                                               
Если два однородных члена предложения соединяет союз И, запятая между ними не ставится.
Вопросы после чтения.
 -Почему знаки препинания очень важны в письменной речи?
-А почему эти знаки так называются- знаки препинания?
Подберите родственные слова и станет ясно,
 (Запинаться, запинка- паузы в речи,)
Как нужно действовать, чтобы поставить запятые в предложениях с однородными членами:
А).Найти и подчеркнуть в предложении главные члены(основы предложения).
Б).Посчитать сколько однородных членов в предложении.
В).Выделить союзы, если они есть.
Г).Поставить запятые между однородными членами.
5. Первичное закрепление.
Работа над упражнением 423.Определите ,какая схема соответствует каждому предложению. Найдите и запишите предложение по 2-й схеме.
6.Блок- В.О.В.
1.Вступительное слово учителя.
2.Видео-ролик.Сопровождение –дети и учитель читают стихи и документальный материал.
3. Работа над текстом.
 Простые парни шли и побеждали. Они закрывали собой огромную страну. Защитники Родины храбро сражались, выполняли свой воинский долг. В страшные, суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали на концертах перед ранеными в госпиталях.
- Прочитать текст. Сколько в нём предложений? Какие это предложения?
Записать 1-е и последнее предложение. Почему в 1-ом предложении не ставится запятая , а в последнем их три?
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7.  Проверка усвоения темы.
   Письмо по памяти.
Ветеранам мы дарим гвоздики,
Вспоминаем отважных бойцов.
Не забудем мы подвиг великий
Наших дедов и наших отцов.
               - Характеристика предложений.
               -Орфографическая подготовка.
                -  Объясните постановку знаков препинания.
                -  Запишите четверостишие как запомнили.
               - Подчеркните однородные члены.
               - Графическая запись предложений по вариантам.
Проверка выполнения работы. 
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
8. Итоги урока.
  -Что нового вы узнали на уроке?
 - Что было самым трудным? Самым интересным?
 - Когда ставится запятая между однородными членами в предложении? А когда не ставится?
- Какова роль знаков препинания в предложениях с однородными членами?
  Выводы.
     1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
     2. Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.
     3. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены.
     4.Между однородными членами ставится запятая, если:
          А). они не соединены союзами;
          Б).  соединены союзами А,НО;
         -Не ставится запятая, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ.      
10. Домашнее задание:
Упражнение 2,стр.148.
Выучить определение(стр.141). 
13PAGE  15
13PAGE  14415
Рисунок 6цђЗаголовок 315