Разработка урока Создание и редактирование таблиц в Microsoft Word

СабаKтыS таKырыбы/Тема: «Создание и редактирование таблиц в Microsoft Word»
МаKсаттары/Цели:
Білімділік/ Образовательная: Научить создавать и редактировать таблицы,
обучить приемам систематизации данных и организации их в таблицу;
ДамытушылыK/Развивающая: Развитие самостоятельности;
Т‰рбиелік/Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету.

СабаKтыS тaрі/Тип урока: комбинированный.

К™рнекі Kaралдар/Оборудование: проектор, ноутбук, презентация Power Point, ученическая доска, раздаточный материал.

СабаK барысы/Ход урока
`йымдастыру кезеSі/Организационный момент.
Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.
Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова Аристотеля "Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле". Сегодня на уроке мы еще раз должны подтвердить эти слова. Но прежде чем мы приступим к основной цели нашего урока - составлению таблиц в текстовом редакторе, немного повторим ТБ в кабинете вычислительной техники и вопросы информатики по данной теме. К концу занятия вы должны научиться строить таблицы, а также их форматировать, т.е. оформлять, делать их более привлекательными, красочными. Как это делать, я постараюсь вас сегодня научить.

2. ТБ информатиканыS жaмыс б™лмесінде Kайталау/ Повторить ТБ в кабинете информатики
Каждый называет по одному правилу, повторяться нельзя.
Итак, начинаем.
Примерный план ответа:
1. Без разрешения учителя в кабинет не входить.
2. На перемене всем выходить из кабинета.
3. С булочками, фруктами в кабинет не входить.
4. Садиться строго на отведенное место.
5. Запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК.
6. Приступать к работе на компьютере только с разрешения учителя.
7. Не ремонтировать ПК самостоятельно.
8. Немедленно прекратить работу при поломке ПК.
9. Сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см.
и так далее.
- Молодцы!
К™кейкесті м‰желелер/Актуализация ранее изученного материала:
Вопросы:
Дать определение «окно» - это область экрана, в которой отображаются
данные программы или важные сведения.
Как можно создать текстовый документ MS Word
1 способ – через значок на рабочем столе
2 способ – через панель быстрого запуска
3 способ – через кнопку «Пуск»
Назовите элементы окна MS Word:
строка заголовка
строка меню
панели инструментов
панель форматирования
вертикальная и горизонтальная линейка
полосы прокрутки
панель рисования
строка состояния

Какие возможности предоставляет текстовый редактор MS Word?
Работать с текстом
Работать с таблицами
Создавать схемы
Перечислить операции, которые можно осуществлять при работе с текстом:
Копировать, изменять размеры шрифта и его вид, изменять расположение текста на странице и т.д.

ЖаSа материалды KабылдауCа дайындыK /Подготовка к восприятию нового материала.
В выданном вам тексте найти информацию о тех звездах, которые удалены от земли больше чем на 300 световых лет, а также ярче солнца более чем в 7000 раз
Вам дается минута на поиск ответа.
Расстояние до Бетельгейзе - 650 световых лет. Ригель ярче солнца в 55000 раз. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Бетельгейзе ярче солнца в 22000 раз. Расстояние до Акруса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 725000 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Капелла ярче солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Расстояние до Ригеля - 820 световых лет.

Ответ:
Бетельгейзе – расстояние от земли 650 св. лет, ярче солнца в 22000 раз
Ригель – расстояние от земли 820 св. лет, ярче солнца в 55000 раз
Денеб – расстояние от земли 1600 св. лет, ярче солнца в 725000 раз
Вопросы.
Какие были затруднения при выполнении задания? (Предполагается что дети ответят: нехватка времени или не удобное представление информации сплошным текстом)

Предположите, как можно упростить решение такого вида задач? (Предполагается что дети ответят: в данном случае информацию удобнее расположить в виде таблицы)
Следующим слайдом показан пример представления этого текста в виде таблицы.

5. ЖаSа сабаKты т_сіндіру кезеSі/Изложение нового материала:
Цель нашего урока рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования; научить составлять, заполнять и редактировать таблицы
А теперь открываем рабочие тетради.
Записываем число и тему урока: “Создание и редактирование таблиц в MS Word”.
Мы с вами говорили, что до появления такой прикладной программы, как текстовый редактор, люди использовали механические, а затем и электронные пишущие машинки.
Очень часто в нашей жизни возникает необходимость оформить текст или документ в виде таблицы. Это и учебные журналы, и табель успеваемости, и странички ваших дневников и т.д.
Как вы понимаете, оформление таблиц на пишущей машинке – дело довольно трудное. Текстовый процессор Microsoft Word значительно облегчает создание таблиц, беря на себя решение проблемы расчета ширины колонок.
Определение таблицы
ТАБЛИЦА способ построения данных, позволяющий наглядно их представить.
В таблице можно размещать:
Текст
Числа
Изображения
Вспомните, где вы встречали таблицы?
Примеры применения таблиц (дневник, график дежурства, расписание, журнал группы).
Элементы таблицы:
ячейка – наименьший элемент таблицы
строка – горизонтальный ряд ячеей расположенный на одной линии
столбец – вертикальный ряд ячеей расположенный на одной линии
Это новые слова. Выучите и запомните их.
Сколько в данной таблице строк, столбцов, ячеек?
Создать таблицу можно двумя способами:
В меню Вставка в кнопке Таблица выделить нужное количество ячеек.
Воспользоваться пунктом меню “Таблица - Вставить таблицу”.
Отличие этих двух способов состоит в том, что в первом случае компьютер пре
·дложит создать таблицу, у которой может быть не более 10 столбцов.
Если необходимо создать таблицу с большим количеством столбцов, то нужно применить второй способ. Именно второй способ сегодня мы с вами и рассмотрим.
Итак, запишем в тетрадях алгоритм построения таблицы через “строку меню”.
 Алгоритм построения таблицы
В меню выбрать пункт “Вставка”.
Щелкнуть по кнопке “Таблица”.
В диалоговом окне “Вставить таблицу” установить необходимое количество столбцов и строк.
Щелкнуть по кнопке “ОК”.
Так дальше еще запишите себе в тетрадь какими комбинациями клавиш можно перемещаться по таблице
6.Перемещение по таблице
Сочетание клавиш
Назначение

TAB
К следующей ячейке строки

SHIFT+TAB
К предыдущей ячейке строки

ALT+HOME
В начало строки

ALT+END
В конец строки

ALT+PAGE UP
К верхней ячейке столбца

ALT+PAGE DOWN
К нижней ячейке столбца

СТРЕЛКА ВВЕРХ
К предыдущей строке

СТРЕЛКА ВНИЗ
К следующей строке


Сразу после того, как WORD вставит в текст таблицу, ширина всех столбцов будет одинаковой. Можно изменить ширину столбцов с помощью мышки.
Таблица наша будет называться: “Мое расписание на неделю”.
Таблица будет состоять из 6 столбцов и 7 строк. В первой строке вы запишите учебные дни недели, а на следующих 6-ти строчках – свое расписание на неделю.
- Я вам сейчас покажу пример, какая таблица у вас может получиться.
Итак, мы разобрали с вами алгоритмы построения таблиц.
Попробуйте создать подобную таблицу
Создадим таблицу: “Мое расписание на неделю”.
Мое расписание на неделю
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

У каждого на столе есть план практической работы. У кого есть вопросы, поднимите руку, и я к вам подойду.

ПрактикалыK жaмыс/ Практическая работа.
1.Информация представлена в виде текста:
Тип хордовые делятся на классы: млекопитающие и птицы
2.Информация представлена в виде таблицы:
Тип
Хордовые

Класс
Млекопитающие
Птицы

Где в жизни вы встречались с таблицами?
Вернемся к нашей таблице. Вы знаете, что класс делится на отряды, добавим строку, млекопитающие на грызунов и хищных. Что нам для этого нужно? Добавить строку, а данную ячейку разбить на две ячейки. Это тоже возможно.(Выделяем ячейку и выбираем команду Разбить ячейки)
Сегодня нам предстоит построить следующую таблицу:
Тип
хордовые

Класс
млекопитающие
птицы

Отряд
грызуны
хищные


Семейство
мышиные
беличьи
собачьи
кошачьи


Род
мыши
крысы
белки
бурундуки




Вид








Эта таблица более сложная и здесь еще раз можно убедиться в преимуществах таблиц.
Это мы с вами какую информацию ввели в таблицу? (Текстовую.) А какие виды информации вы еще знаете? (Графическую – ее тоже можно вставлять в таблицы. Например, к кошачьим относится лев, попробуем вставить такую картинку.
Для этого в меню Вставка - Выбрать Рисунок, выбираем нужный)
Таким образом мы можем получить следующую таблицу:
Схема классификации типа хордовых
Тип
хордовые

Класс
млекопитающие
птицы

Отряд
грызуны
хищные


Семейство
мышиные
беличьи
собачьи
кошачьи


Род
мыши
крысы
белки
бурундуки




Вид









Попробуйте и вы получить такую таблицу.(20 мин – самостоятельная работа).

ФизкультуралыK минут /Физкультминутка (упражнения для глаз).
Закройте глаза, сильно напрягая мышцы глаз, раскройте глаза, расслабив мышцы.
Не поворачивая головы, посмотрите направо, посмотрите налево, вверх, вниз.
Посмотрите вдаль.
А теперь круговые движения (вверх, вправо, вниз, влево), в другую сторону.
Зарядим наши глаза положительной энергией (потрем ладони и приложим их к глазам).
Молодцы! Отдохнули.
Следующее задание:
Нужно выбрать верные утверждения (если оно истинно, то поднимите флажок со светлой стороной, в случае ложной - темной).
Выберите номера правильных утверждений:
Перемещаться по ячейкам таблицы можно с помощью клавиши Enter.
Чтобы удалить пустую строку, следует установить курсор в конец предыдущей строки и нажать клавишу Delete.
Для того, чтобы удалить символ слева от курсора, нужно нажать на клавишу Backspace (<).
Для копирования фрагмента текста при помощи Буфера Обмена нужно:
Выделить фрагмент документа для копирования.
Выполнить команду Копировать.
Переместить курсор в позицию, куда нужно скопировать фрагмент текста.
Выполнить команду Вставить.
Чтобы удалить строку (столбец) таблицы, нужно выделить строку (столбец) и выполнить команду Таблица. Удалить столбцы (строки).
Выравнивание абзаца по центру – оба края ровные.
Для выделения рисунка нужно щелкнуть по нему.
Для объединения ячеек в таблице нужно:
Выделить все ячейки, которые надо объединить
Выбрать в меню Таблица команду Удалить.
Для объединения ячеек в таблице нужно:
Выделить все ячейки, которые надо объединить
Выбрать в контекстном меню команду Объединить ячейки.
Для выбора размера для фрагмента текста с помощью панели инструментов Форматирование нужно:
Выделить фрагмент текста, для которого нужно установить размер шрифта.
Открыть раскрывающийся список Размер.
Выбрать нужный размер шрифта.
Тестілеу/Тестирование (на компьютерах)

^й жaмысы/ Домашнее задание.
Составьте сами таблицу, желательно с различными видами информации, используя разбиение ячеек.

JорCау /Закрепление
Чему мы научились сегодня на уроке?
Как можно построить таблицу? (Построили таблицу.)
Что с ней можно делать? (Изменять размеры, добавлять столбцы и строки.)
При пересечении строк и столбцов образуются... (Ячейки)
Перед вами две формы записи текстовой информации. В чем преимущества табличной формы? (Более наглядно, лучше анализировать, систематизировать.)

Я умышленно пропустила класс земноводных, попробуйте вставьте этот класс, с их представителем –лягушкой.
Тип
хордовые

Класс
млекопитающие
земноводные
птицы

Отряд
грызуны
хищные
 
 

Семейство
мышиные
беличьи
собачьи
кошачьи
 
 

Род
мыши
крысы
белки
бурундуки
 
 
 
 

Вид
 
 
 
 






9. СабаKтыS Kорытындысы/Итоги урока
10. Рефлексия/ Рефлексия