Коучинг на тему Коучинг как одна из форм развития лидерских качеств
«Коучинг как одна из форм развития лидерских качеств»
Г. М. Шавалиева Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
Педагогических работников по г. Астана,
г. Астана, Казахстан
Цель: дать представление о коучинге как о методе развития лидерского потенциала .В рамках Программы третьего уровня все учителя позиционированы как лидеры обучения в условиях своих классов , а учителя освоившие Программу второго уровня , являются лидерами реализующими обучение учащихся и учителей в своих школах. Существуют много определений понятия «лидер» . По словам английского ученого в области образования Джона Вэзборна лидерство –это перемены. Чтобы внести перемены надо быть лидером, меняется мир и мы должны меняться вслед за ним.
Современное общество нуждается в социально-активных, грамотных, творческих ,думающих, умеющих переложить на себя ответственность учителей – лидеров.
Человек не рождается лидером , эти качества нужно развивать и уметь выявлять ,что я и попыталась сделать на своих коучинг занятиях .
Коучинг- не учит, а помогает учиться , помогает развивать потенциал человека , группы , используя для этого специальные методы .
Первое с чего я начинаю свои коучинги , это с эмоционально-положительного настроя , так как хорошее настроение дает стимул к работе . Ведь настоящий лидер всегда стремится поддерживать в коллективе общий приподнятый настрой , чувствовать среду в которой Вы находитесь . С этой целью я использую различные виды активити , такие как : « комплименты, ассоциации и т.д»
Коучинг занятия проводятся для молодых специалистов так и для коллег, имеющих большой стаж работы курсы . Коучинг проводится в четко назначенное время и день , так как лидерство начинается с самодисциплины , помогающий управлять собой и познавать себя. На каждом занятии в стадии вызова использую различные видео ролики, которые дают возможность размышлять ,анализировать ситуации, делать выводы, сопоставлять с нашей повседневной жизни . В результате у меня сложилась « копилка» видео роликов, которыми охотно делюсь с коллегами . Каждое занятие коллеги ждут новых роликов и я думаю , что это так же мотивирует их посещать мои коучинги.
При проведении коучинга использую работу в группах , так как именно в этой форме проявляется один из факторов успешного лидера ( инициативное распределение ) , когда способны к лидерству учителя берут на себя инициативу по ведению того или иного процесса. Работая в группе и выполняя различные задания.
Групповая работа это работа в сотрудничестве дающая возможность общаться с коллегами, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции, и принимать активное участие (Руководство для учителя, стр.228).
Первое с чего мы начали это составление правил работы в группе, для чего они составляются, для правильной организации работы, которая приведет к вовлечению в процесс всех участников занятия. Деление на группы осуществляется различными способами, для того чтобы состав групп был сменный, учителя могли взаимодействовать друг с другом, развивать навыки общения.
Работа в группе осуществлялась по средством решения проблемного вопроса, чем сложнее задание тем больше участники взаимодействуют друг с другом, не ищут компромисса, не выбирают решение, а группы размышляют.
Это еще раз подтверждает то , что лидерство проявляется в конкретной деятельности , учителя проявляют инициативу спонтанно , совместно .
Так же в ходе занятий происходит процесс взаимообучения ,где молодые специалисты получают интересную информацию от своих старших коллег. Это ярко проявилось при составлении среднесрочного и краткосрочного планирования.
Участие коллег в коучинге по диалогическому обучению, оказало помощь коллегам в применении диалога на уроке, а так же развивало навыки эффективного лидерства в отношении с коллегами, каждый учился задавать открытые вопросы , чтобы дать возможность собеседнику высказать свое мнение. Здесь были использованы такие задания как « Инфопати» и т.дУчастники занятия задавали друг другу вопросы, для того чтобы понять, что эффективность диалога зависит от того, как вы задаете вопросы, что задавая правильные вопросы получите скорее всего правильные ответы. Знакомство с тремя видами беседы, происходило в процессе демонстрации участниками одного из видов бесед, для того чтобы еще раз подчеркнуть на сколько важно уметь слушать, аргументировать, принимать мнение других. В ходе диалогического обучения, четко прослеживается умение критически мыслить, решать сложные вопросы.
В ходе презентации своих постеров коллеги проявляли свои скрытые способности, сплоченность, изобретательность , преодолевали барьеры, выступая перед коллегами.
Посещение коучингов коллегами показало, что люди мотивированы на достижение успехов в работе, ищут творческие задачи, любят учиться и понимают, что тот кто стоит на месте вряд ли добьется хороших результатов, ведь совместная работа рождает новые идеи, способы, формулы.
Ведь настоящий лидер постоянно учиться, следить за обучением коллег, находится в поиске интересных и инновационных решений.
Участие в коучингах дало возможность коллегам начать рефлексировать, ведь рефлексия –это один из необходимых навыков лидера, которым он должен владеть как привычкой, рефлексия помогает критически оценить свою деятельность и искать пути решения проблем, находить время для этого, ведь думать это не просто, но те для кого лидерство не пустой звук задумаются и начнут работать в этом направлении.
Рефлексия- это обязательный этап в работе позволяющий понять, что думают участники группы, как оценивают свою работу, рефлексия необходима не только для преодоления трудностей, но и в обучении. В конце занятия, я часто предлагаю коллегам закончить фразу: « Мне было интересно, узнать мнение своих коллег, взаимодействовать с коллегами». Мы разобрались в том:«Правильная организация работы содействует повышению интереса» . Я сегодня понял: «Необходимо меняться, этого требуют наши ученики», «Это требование времени». Мне было трудно: «Рефлексировать», «Определять проблему, с которой нужно начинать изменение». После проведенного занятия, многие коллеги задумались о том что нужно менять свои подходы в обучении, планировать уроки по новому, которые приведут к новому опыту, ведь коучинг направляет нас из настоящего в будущее, помогает сосредоточится на том, что важно для нас сейчас.
Из выше сказанного можно сделать выводы, что школьное лидерство влияет на показатели успеваемости ученика(результаты), улучшает преподавание и обучение, помогает совершать работу школы, повышать учебные показатели:
Работая в команде коллеги обмениваются идеями ,опытом, выявляют слабые места.
Разрабатывают надежные системы оценивания для своих учеников.
Уважительно относятся к различным мнениям, доверяют друг другу.
Учатся друг у друга.
Успех команд вдохновляет других учителей.
Обмен материалом.
Легче встречают перемены.
Рефлексируют при принятии решений.
Не существует одного правильного пути, с помощью которого можно стать лидером. Человек который вносит что-то ценное, то, что он знает, чувствует, переживает, инициирует является лидером в данном контексте.
Подлинное лидерство лежит в области отношения между людьми, в которых лидер помогает, дает силы, вдохновляет. А коучинг занятия не учат, а помогают учиться, чтобы человек «загорелся» и увидел, что это возможно.
Использованная литература:
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 3-е изд. – Астана: Изд – во ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014.
Элмор Р.Ф. (2006). Лидерство как практика совершенствования. Работа ОЭМР по совершенствованию школьного лиедрства.
Фаллен М. (2002). Лидер перемен. Образовательное лидерство, 59(8(: 16-20.Генри С. (2009). Новый взгляд: распределенное лидерство. [Онлайн].