«Система гражданско-патриотической воспитательной работы в МБОУ СОШ №1городского округа Пущино»
Доклад
на муниципальном семинаре
«Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков на основе культурного и исторического прошлого России»
Замдиректора по ВР МБОУ СОШ №1
Е.В. Борисова
«Система гражданско-патриотической воспитательной работы
в МБОУ СОШ №1городского округа Пущино»
«Всё начинается со школьного порога, всё начинается со школьного звонка…» - гласят всем известные строки песни, определяющие начало первых шагов ребёнка в его самостоятельной жизни. Но сегодня эти слова звучат, как никогда, актуально, ведь приходится констатировать факт, что многие родители не готовят своих детей к школе, не прививают им элементарных жизненных и учебных навыков, не говоря уже о гражданско-патриотическом воспитании. И на плечи школьных учителей и классных руководителей ложится сложная задача воспитания гражданина и патриота.
В нашей школе на протяжении многих лет складывалась система гражданско-патриотического воспитания, и нам казалось, что всё и дальше будет происходить по накатанному пути, по инерции. Но пришло новое поколение учеников, и заставило нас задуматься… Оказалось, что некоторые ребята не знают, в какой стране живут, каковы её границы, города, моря, реки, озёра, горы, тем более исторические события. Родители об этом просто не говорят, а иногда и не считают нужным это делать, мол, время придёт – сами всё узнают. Поэтому мы посчитали необходимым обратиться к нашему накопленному опыту и проанализировать, что давало нам возможность воспитать не одно поколение выпускников, отличающихся активной гражданской и жизненной позицией, любящих и помнящих школу, готовых трудиться на благо своего города и Отечества.
«Всё начинается со школьного порога…» Стоя на пороге нашей школы, замечаешь вывеску «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.Д. Щукина», а чуть левее, на стене – мемориальная доска «Здесь работал директором с 1967 по 1988 год Заслуженный учитель школы РСФСР Щукин Николай Дмитриевич». Многие родители, дедушки и бабушки помнят, как школу называли Щукинской, и эти надписи говорят о том, что школа и сегодня сохраняет старые традиции. Войдём в вестибюль здания. На поперечной балке, прямо перед глазами, - слова из школьного гимна «Эта школа – наша пристань, наша гордость и Отчизна…» И это тоже символично: гимн сочинили ученики, которые уже сами привели сюда своих детей. Слова и торжественные, и тёплые. Пристань – это убежище от житейских бурь и невзгод. Отчизна – это отец и мать, отчий дом, семья. И если мудрый родитель или учитель обратит на это внимание ребёнка, то первые зёрна любви к школе будут брошены в благодатную почву.
А потом наступает первый школьный праздник «День знаний». Мы проводим его под девизом «Школа – наш общий дом» и принимаем первоклассников и вновь прибывших учеников в нашу школьную семью. Об этом обязательно говорится на торжественной линейке. И уже в первые минуты пребывания в школе новые ученики видят, как используется атрибутика во время выступления агитбригады флэш-моба, как торжественно несут старшеклассники Флаг России и знамя школы под звуки Преображенского марша, а потом звучит Гимн России. И символы Отечества, и символы школы сопровождают все основные мероприятия: «Посвящение в первоклассники», праздник «Вот мы и пятиклассники», торжественные линейки, Последний звонок и выпускные. Символическая бригантина украшает вымпел десятиклассников, вручаемый им на «Посвящении в старшеклассники», а потом бригантина, как символ мечты о будущем, провожает их в дорогу на выпускном вечере. Незаметно, ненавязчиво мы приобщаем ребят к нашим традициям и символике, воспитываем уважение к символам страны.
Продолжается День знаний тематическим классным часом, посвящённым самой значительной юбилейной дате сентября или будущего года, но заканчивается обязательно разговором о школе, её законах и правилах, о том, чьё имя и почему носила школьная пионерская дружина и чьё имя сегодня носит школа.
Наступает День учителя, и мы вновь обращаемся к истории школы. По традиции в этот праздник проводится день самоуправления школьников. И прежде чем дать предметные уроки, ребята в качестве классных руководителей проводят классные часы «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Это классный час о профессии учителя, его нелёгком труде, и проходит он или в форме интервью со своим классным руководителем, или в форме презентации об истории родной школы. В музее под руководством его создателя А.С. Кряжевских, а потом его заведующих: В.П. Ершовой и И.В. Попковой – собрано немало материала об учителях, ушедших из жизни и ныне здравствующих. Этим материалом могут воспользоваться одиннадцатиклассники во время проведения классного часа. И это тоже приобщение детей к прошлому нашей страны.
На вечере встречи с выпускниками также используется материал, собранный в школьном музее: это фотографии выпускников прошлых лет. И не только общий снимок на выпускном вечере, но и бережно хранимые рядовые фотокарточки, рассказывающие о яркой и удивительной жизни воспитанников школы. Это и галерея портретов учителей, оставшихся навсегда в нашей памяти, составленная И.В. Попковой. Во время минуты молчания мы вспоминаем их всех поимённо, и об этом тоже знают дети.
Экскурсия по школе всегда приводит детей в Зал Боевой Славы 106- го Гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка, и, конечно, у ребят возникают вопросы: Почему этот полк? Почему в нашей школе? И естественным становится посещение Музея Боевой Славы и проведение там первых уроков мужества. Дети узнают, как пионеры первой школы познакомились с ветеранами этого полка, как они добились под руководством А.С. Кряжевских переноса бюста М.В. Кузнецова в сквер нашего города из отживающей деревни. Узнают, что дружине было присвоено имя 2-жды Героя Советского Союза, что сюда неоднократно приезжали ветераны полка во главе с М.В. Кузнецовым, которые вместе с пионерами заложили аллею ветеранов и камень для установки обелиска. А потом дети сами включаются в работу музея, ухаживают за сквером М.В. Кузнецова, проводя трудовые десанты. Несут вахту памяти в День Победы и относятся к этому как к почётной миссии. Честь стоять в почётном карауле выпускной 11Б класс (Л.Г. Ерофеевой) торжественно передал нынешнему 8А классу (Н.В. Савиной), который уже два года совместно с Боевым братством несёт эту вахту.
Изучая историю школы, дети знакомятся и с традициями, и с достижениями своих предшественников. Увлекательные истории о лагере труда и отдыха, о туристических походах, слётах зарничных отрядов, игра комсомольских отрядов «Орлёнок» навели ребят на мысль, что всё это не так уж было плохо, как рисуют многие противники Советского Союза. Одними из первых мы возродили военно-спортивную игру «Зарница», вернее частично. Мы проводим конкурс боевых листков, смотр строя и песни, смотр знаний по оказанию первой медицинской помощи (раньше это были соревнования санитарных постов) и преодоление полосы препятствий. Хотелось бы возродить игру на местности, но из-за объективных причин: чрезвычайные ситуации и запрещающие законы - ещё это не получается. Хотя на стадионе массовые мероприятия мы проводили, пока была возможность их озвучивания. В этом году мы возродили и подготовку к соревнованиям «Школа выживания». На базе 6А класса классный руководитель Машкина Л.П. ведёт краеведческий кружок совместно с А.Д. Калашниковым, которые имеют большой опыт работы в клубе «Азимут». Возобновились туристические походы на профессиональном уровне по окрестностям и историческим местам г.о. Пущино. Кроме того, ребята готовятся к будущему участию в соревнованиях «Школа выживания», что будет возобновлением ещё одной прежней традиции. Так, сохраняя старое и создавая новое, мы приобщаем учащихся к совместной школьной жизни.
Вторым аспектом гражданско-патриотического направления в работе является семья. Уже с первых дней пребывания ребёнка в школе учителя стараются привлечь родителей к воспитательной работе. В начальной школе они очень легко идут на это. Сначала помогают подготовить и провести детские праздники, потом сами становятся их гостями и участниками. А затем мы, вызывая интерес ребёнка к собственной семье, говоря словами А.С. Пушкина, воспитываем «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Организуя классные часы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Моя родословная», «Генеалогическое древо», «История моей семьи в фотоальбоме», «Увлечения моих родных и близких», «Профессия моих родителей, бабушек и дедушек», «Солдат в моей семье», побуждаем детей чаще общаться с родными и близкими, узнать, может быть, то, о чём родители не успели или забыли рассказать. Выставки поделок, фотографий, а теперь ещё защита проектов и презентаций вызывают желание ребят больше узнать о своей семье, поделиться интересными находками с одноклассниками.
Конечно, семьи очень разные, и не всегда есть что рассказать о ней ребёнку, но очень многое здесь зависит от педагогического такта и умения учителя найти подход к каждому ребёнку. Но и родителей это ко многому обязывает, они задумываются, чем можно помочь ребёнку, а, может быть, изменить своё отношение к семье. В старших классах темы классных часов касаются уже вопросов создания собственной семьи: представление о взаимоотношениях между супругами, на чём должно основываться семейное благополучие, какие ценности должны прививаться в семье. И это уже другие формы работы: дискуссии, диспуты, обсуждение фильмов, произведений, эссе и т.д.
Конечно, на родительских собраниях поднимаются вопросы семейного воспитания. Так в январе проводились собрания «Воспитание будущего гражданина и патриота в семье. «Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям” (А.С. Макаренко)», а в марте запланированы собрания на тему « Культура общения в семье. “Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения” (А.С. Экзюпери).
Классные часы «Солдат в моей семье», посвящённые 23Февраля, плавно перешли в конкурс сочинений «Я помню, я горжусь» о родных и близких, участвовавших в ВОВ, поэтому учителя и ученики поддержали предложение отдела образования принять участие в шествии «Бессмертный полк». Интересной показалась инициатива гимназии Пущино о создании «Книги памяти». Средств на такую акцию у нас, к сожалению, нет, а вот создать такую же рубрику в школьном музее мы сумеем, тем более что в средних и старших классах такой материал уже был собран, и только нужно оформить его в едином стиле.
От любви к родной семье и школе путь плавно ведёт к отношению к родному городу и краю. И знакомство с его достопримечательностями, о чём уже говорилось раньше, - это начало формирования чувства родной земли. Несмотря на сегодняшние городские проблемы, нам есть чем гордиться, и, конечно, в этом нам помогает сотрудничество с городскими учреждениями культуры: краеведческий музей, ЦБС, Дом учёных, институты РАН. Ребята изучали историю города в названиях улиц, защищали свои проекты на областной конференции под руководством И.В. Попковой. Знакомятся с экологическими проблемами города, участвуя в экологических играх и конференциях «Экополис – город будущего» с Г.Н. Выкиданец.
Традиционными стали выставки рисунков «Природа родного края», «Моя малая родина», «Любимый уголок моего города» под руководством В.В. Ледовской. Регулярно ученики принимают участие в фотовыставках и конкурсах Дома культуры и молодёжи «Вертикаль».
Воспитание чувства уважения и любви к России как государству, стране основывается на изучении её исторического и культурного наследия. Уже на линейках 1-го сентября агитационные выступления строятся на основе театрализации: или это поэтические композиции о знаменательном событии года, или обращение предков к потомкам, как это было в год юбилея Бородинского сражения, или небольшие инсценировки из художественных произведений.
Традиционно ежегодно проводятся тематические классные часы о битве за Москву, это логично потому, что мы живём в Подмосковье и здесь воевали лётчики 106-го полка. В основном темы классных часов посвящены календарным датам, а значительные юбилеи исторических событий мы отмечаем историко-литературными и литературно-музыкальными композициями, которые проводим на параллель. Таким образом, каждый класс два раза в году проводит мероприятие для других классов. Ребята учатся передавать свои знания другим, заинтересовывать публику. Это даёт им возможность раскрыть свои способности, принять посильное участие в общем деле, учит коллективизму, ответственности всех и каждого. Не только славные страницы русской истории мы освещаем на этих мероприятиях, но и проблемные исторические события стараемся преподнести так, чтобы ребята поняли, почему это происходило с нашим народом на нашей земле. И день восстания декабристов, и события русско-турецкой войны, и первая мировая война, и День репрессированных, и война в Афганистане и Чечне, и трагедия Беслана не остаются без внимания. Так в феврале проводятся линейки ко Дню юного героя-антифашиста, а Н.В. Савина с 8А классом провела тематическую линейку, посвящённую освобождению Освенцима.
Ежегодно мы принимаем участие в городском фестивале патриотической песни, последние годы и в фестивале «Боевого братства. Есть и лауреаты.
В рамках осеннего бала, предметных недель и недели русского языка и литературы проводятся тематические вечера: исторические, предметные, литературные. Они посвящены конкретному писателю или поэту, какой-либо эпохе или объединены общей темой: «Поэт Марина Цветаева», «Поэты серебряного века», «Любовная лирика русских поэтов» и другие. В этом году мероприятия были посвящены 200-летию М.Ю.Лермонтова (Н.В. Савина, Л.Г. Ерофеева).
Особую роль в приобщении к русской культуре играют театральные кружки. В начальной школе это кружки «Веснушки» (руководитель Н.А. Кобзева) и «Добрая корова» (руководитель М.А. Звонарёва). Кроме того, каждый учитель начальных классов со своими детьми готовит представление для общего большого ежегодного праздника, посвящённого юбилейной дате писателя (например, И.А. Крылова, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова) или историческому событию (например, Дню защитника Отечества, 8 Марта, Дню Победы).
В среднем и старшем звене – это драматический кружок «Литература и театр», где осуществляются постановки русской классической литературы. Ребята погружаются в эпоху, думают, чувствуют как герои и, проникая в психологию персонажа, стараются понять особенности времени и мотивы поступков героев. Это даёт не только им самим определённый жизненный опыт, но и помогает оценить исторические события прошлого. В этом году 10А класс под руководством Л.Г. Ерофеевой осуществил постановку драмы «Маскарад» к 200-летию М.Ю. Лермонтова, а в мае мы планируем провести тематический вечер «Героям ВОВ посвящается» с театрализацией известных произведений о войне.
В прошлом году школа отметила свой 50-летний юбилей. Закончили мы торжественное выступление небольшой презентацией, которая называлась «Дом, в котором уютно всем».
Презентация «Дом, в котором уютно всем…»Вот дом,В котором уютно всем.
А это директор,И мудрый и строгий,Который ведет нас по верной дороге,Храня от различных невзгод и проблем
Дом, в котором уютно всем.
Вот завучи наши,В тревогах, в заботе.В учебной, а также внеклассной работеУ них не найти недочетов, пробелов.Директору - помощь и словом, и делом,
Который, конечно, и мудрый, и строгий,Который ведет нас по верной дороге,Храня от различных невзгод и проблем
Дом, в котором уютно всем.
А это, друзья, познакомьтесь, учительИстории, химии, если хотите,Физруки, математики, физик, биолог,А вот и словесники,Секретарь и психолог,
Технологи, библиотекарь, без исключения,(Имеют все ангельское терпение).Начальная школа, географ, английский,Изо, информатика. Ныне и присно,Владея предметом,Методикой, ловкоВбивают науки в ребячьи головки.
А вотВоспитателей дружный отряд,Любовью они окружили ребят.Они и за маму,Они и за папу,Для деток своих -Хоть к чудовищу в лапы!
А вот озабоченно смотрит завхоз,Везет она школьный хозяйственный воз,
Подвластны ей няни, дворник, монтёры,
Повар, электрик, плотник, вахтеры,Все сторожа и работники кухни,Скажет им только: «Ребятушки, ухнем!»
А вот наконец-то и наши ребята.Семьей живем дружно, пускай небогато.Несчастных у нас не отыщете лиц."Все лучшее - детям!" - таков наш девиз!
Творим, сочиняем, танцуем, поем,Театр посещаем, в походы идем.У нас не случайно талантов не счесть,Всех рангов уже победители есть.
Успехами каждый гордится учитель:Истории, химии, если хотите,Физруки, математики, физик, биолог,Словесники, ОБЖ и психолог,
Технологи, библиотекарь,
Все, без сомнения,Горды подрастающим поколением.
И гордВоспитателей дружный отряд,Любовью они окружили ребятОни и за маму,Они и за папу.Для деток своихХоть к чудовищу в лапы!
И нет у нас вовсе сегодня проблем,
В доме, в котором уютно всем………………….
Это отражает принцип нашей школьной жизни. Так мы живём, так воспитываем подрастающее поколение. Каждый важен, каждый нужен. Воспитываем, чтобы никого не потерять, чтобы никто из детей не оказался незамеченным, чтобы росли простые граждане нашей страны: добрые, отзывчивые, неравнодушные, чуткие, трудолюбивые, искренне и преданно любящие свою страну. Всегда…