Фрагменты уроков с использованием проблемного метода обучения
Фрагменты урока с использованием проблемного метода обучения
Фрагмент урока 1
Урок русского языка в 3-м классе
Цель: изучение правописания безударных гласных в приставках.
Ученики получают задание списать из учебника слова "долетел", "забежал", "надписал" и т.д., имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке. Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, обозначают части слова и по ходу записи объясняют правописание гласных букв в корне (называют проверочные слова).
Учитель: Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные?
Ученики: В корне и приставке.
Учитель: Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение?
Ученики: О безударных гласных в корне.
Учитель: А какого правила, мы еще не учили, с каким будем знакомиться сегодня?
Ученики: Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой).
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог?
Мы встретились с диалогом - подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к открытию нужной мысли. Для разворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: как правило, он прекрасно выстраивается "от повторения".
Фрагмент урока 2
На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением.
Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.
Например, на уроке математики в 3 классе по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним был о выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. – Мы такие ещё не решали.
Учитель. – В чём затруднение?
Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».
Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую версию.