Ударение. Ударный слог. 1 класс
(букварь с. 18)
Дата:
Тип урока: изучение нового.
Тема: «Ударение. Ударный слог.» Цель : обеспечить условия для ознакомления с ударным и безударным слогом.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся научатся: различать гласные ударные – безударные.
Личностные:
Принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: общеучебные – объясняют смыслоразделительную роль ударения слов (замок – замок);
Логические – выделяют ударные слоги при произнесении различных слов, определяют на схеме место ударения в слове.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование:
Т.М. Андрианова «Букварь»;
Т.М. Андрианова рабочая тетрадь к «Букварю»;
Т.М. Андрианова « Букварь» электронный учебник;
Предметные картинки, компьютер.
Технологическая карта урока № 16
Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная
I
Орг. Момент Готовность к уроку Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Мы за парты дружно селиИ на доску поглядели,И открыли поскорейОчень много букварей. Формулируют правила поведения на уроке
II
Мотивация Организация мотивирования ученика к учебной деятельности. 1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.Перед детьми выставляется картина "Семья"(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)- Сколько слов в этом предложении? (3)- Какое слово первое? (второе? третье?)
-Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту? (Начало предложения пишется с большой буквы.)-Почему в конце схемы стоит точка? (В конце каждого предложения ставится точка.)(Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы.)2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.сын мама бабушкадочь папа картина внук кошка кубикистол чайник машинастул кресло тарелка Организует составление предложений с помощью вопросов
(Дети рисуют схему предложения в тетрадях, учитель - на доске) Рассматривают картину и составляют предложения
Дети составляют предложение: "Папа смотрит телевизор"
|____ ____ ____.
(Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).
Инвариативная часть
III
Актуализация знаний (вспоминаем, что знаем) Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения. - работа со звуковыми карточками. Составление схем слов: [ ир, ис ], [ир, ис].
- Что обозначают эти слова? (название цветка и название конфет)
- чем различаются схемы слов? (Ничем)
- что помогает нам различать эти слова? (Изображения предметов) IV
Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксирование новой учебной задачи. Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным.
- Давайте произнесем название цветка и название конфет, нарисованных на рисунке.
- Что необычного заметили?
- В этих словах, одинаковых по схеме и написанию, ударение стоит на разных слогах.
Нам сегодня предстоит познакомиться с ударением и ударным слогом. Коллективное обсуждение
V
Реализация построенного проекта Решение исходной задачи 1. Сравнение названий предметов и схем.
(ирис – ирис, замок – замок, гвоздики – гвоздики)
- Произнесите слова с выделением голосом разных слогов.
- Какие звуки были ударными: гласные или согласные?
2. Знакомство со звуком ударения.
- От ударения в слове зависит его смысл. Чтобы правильно определить ударный слог, слово нужно произнести целиком, а не по слогам.
Попробуйте спросить: «Это лиса?»- Произнесите это слово и послушайте, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова? (один из слогов произносится с большей силой голоса)-Какой же это слог? (второй, "са")-Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог - ударный. / ____|_____ (схема слова)-Сколько выделено частей? (2)-Над какой частью сверху косая черточка? (над второй)-Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно? (вторая)-На какую часть слова падает ударение? (на вторую)-Какой слог ударный? (второй)
3. Тренировка в постановке ударения в словах
- Назовите нарисованных животных с выделением голосом ударного слога и ударного гласного звука: лиса, белка, барсуки, аист, ворона, лебеди.
4. Работа со звуковыми схемами слов.
- Назовите сначала трехсложные, а затем двусложные слова.
- Назовите слова с первым ударным слогом, затем со вторым,
потом – с третьим.
- Назовите слова с мягкими согласными звуками.
- Назовите эти звуки в ударных слогах.
- Произнесите двусложные слова с последовательным ударением на всех
гласных звуках. Что получилось? (один из слогов произносится с большей силой голоса)
(звуки [а ], [э ], [и ], [ а], [ о], [э ])
Физкультминутка
1. Я на скрипочке играю: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Пляшут зайки на лужайке, Ти-ли-ли, ти-ли-ли! 2. Заиграл на балалайке: Тренди-брень, тренди-брень! Пляшут зайки на лужайке, Тренди-брень, тренди-брень! 3. А теперь на барабане: Бум-бум-бум! Трам-там-там! В страхе зайки разбежались По кустам, по кустам!
VI
самостоятельная работа с проверкой по этолонуКоррекция отработки способа нахождения ударного – безударного гласного -Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.
Рысь идет на мягких лапах, Рысь добычи чует запах.Швея стачала юбку в швах, А сзади сделала запах. На ветку дуба сели белки,Устроив в роще посиделки. Шеф-повар просит нас: "Сынки!Для торта сбили бы белки!" Лечили кошке оба уха,Боялись, что лишится слуха.У кока легкая рука:Из щук отличная уха!
Из теста сделали кружки, из них слепили пирожки,Компот налили в кружки:- Отведайте, подружки!
Осуществляют пошаговый контроль своих действий.
VII
Закрепление через сравнение Дети стоят в кругу.
Учитель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис. Вариативная часть
VIII
Включение в систему знаний, повторение 1. Чтение загадки – шарады.
- Сравните схемы слов –отгадок.
- Найдите в тексте объяснение значения слова – отгадки.
2. Дифференцированное задание.
(козлы – козлы) IХ
Контроль на этапе окончания учебной темы карточки Дидактическая игра: "Где прячется ударение?"(Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).доска Работа в тетради с. 11
Задание 1.
- одинаковые ли ударные гласные звуки в словах вишни и сливы?
Задание 2.
- Схемы слов различаются ударением. Это обстоятельство поможет вам при подборе слов. – Выделите в схемах слогов гласные звуки.
Задание 3.
- Выполните задание самостоятельно. Проверьте правильность его выполнения по образцу на доске.
- Назовите в словах ударные гласные звуки. (Одинаковые, [ и].)
([о ], [ у], [ а]) Х
Рефлексия учебной деятельности - Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
- Что произвело на вас особое впечатление?
- Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас?