Конспект урока по обучению грамоте «Знакомство с буквой Г. Введение понятия «ударение», «ударный слог». (1 класс)
Тема урока: «Знакомство с буквой Г. Введение понятия «ударение», «ударный слог».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления с буквой Г, г, понятиями «ударение», «ударный слог».
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву Г, г; умеют находить в словах ударные и безударные звуки, выполнять звуковой анализ слов; различать звуки и буквы, соотносить слова (названия рисунка) со слогоударной схемой слова.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осмысление прочитанного произведения; логические – построение рассуждений о значении понятий «ударение», «ударный слог»; классификация объектов (ягоды, имена).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения:
словесные, практические, наглядные, проблемно - поисковый, игровой, побуждающий от проблемной ситуации диалог, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем; моделирование, создание проблемной ситуации, аналитический, сравнительный.
Оборудование: фишки для моделирования, схема способа звукового анализа слов, слоговая таблица.
Ход урока:
№ п/п
Этапы работы
Целеполагание
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент.
Цель для учителя: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные.
- Проверим, всё ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, фишки.
- Что еще нам пригодится на уроке?
- А какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Проверяют готовность к уроку.
- Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум.
- Веселое.
2
Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о звуках и буквах
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторение сведений о звуках и буквах.
Методы: словесные, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
- Послушайте стихотворение и определите, о чём оно.
Учитель читает стихотворение
Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.
АБВГДЕЖ
Дальше знаете уже.
Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим.
Буквы с вами пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать.
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем.
- О чём стихотворение?
- Чем буква отличается от звука?
- А зачем мы изучаем буквы? Эти знания пригодятся в жизни?
А, О, Ё, У, Ы, Э
Е, Ю, И, У, Я, Ё
- Посмотрите на эти 2 группы букв и выберите лишнюю в каждом ряду.
- По какому принципу разделены буквы на группы?
- Давайте подведём итог этой работы. Зачем выполняли? Где нам пригодятся знания.
Внимательно слушают.
- О звуках и буквах.
- Буквы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Ответы детей.
- 1-й ряд: Ё, 2-й ряд: У.
В первом ряды стоят буквы, обозначающие твердость предшествующего согласного, а во втором – обозначают мягкость предшествующего согласного.
При выполнении звуко-буквенного разбора.
3
Фиксация проблемы, формулировка темы и цели урока.
Цель для учителя: способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.
Методы: наглядные, побуждающий от проблемной ситуации диалог, игровой.
Чтение слогов по слоговой таблице.
Игра «Договори слово».
МА, РЕ, ЛЫ, МЕ, РУ, ГО, ША
- Все ли слоги мы смогли прочитать?
- Давайте откроем учебник на странице 77.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
-Давайте поставим цель на сегодняшний урок.
- Я с вами согласна, а ещё мы будем делить слова на слоги и узнаем что такое «ударение».
ФИЗМИНУТКА.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево,
Приседанья сделал смело,
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!
- Кто был героем физминутки? Выделите интонационно первый звук. Сейчас мы постараемся определить, какой это звук.
Читают слоги.
- Нет. Мы не все буквы изучили.
Знакомство с буквой Г.
Называют цели урока.
Повторяют за учителем слова и движения.
4
Открытие новых знаний.
Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: обсудить проект решения учебной задачи, запомнить зрительный образ буквы Г и научиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.
Методы: моделирование; работа в парах; учебный диалог; проблемно – поисковый; игровой; учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, взаимооценка.
1. Звуковой анализ слова «рога».
- Рассмотрите первую схему. Выполним звуко – буквенный анализ слова «рога». Что для этого надо вспомнить?
- Расскажите как вы будете работать со способом звукового анализа слов.
1. Фронтальная работа.
- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «рога».
-Он гласный или согласный? Докажите.
- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?
- Какую фишку возьмём для обозначения звука?
(Аналогично проводится работа с другими звуками).
2. Работа в парах со словом «флаги».
- Вспомните правила работы в парах.
(учитель дает критерии взаимооценки работы в парах):
- Характеризует звук без ошибок, может п доказать своё мнение
- 1 – 2 ошибки
- более 2 ошибок
- Как на схемах показаны новые звуки?
–Проведем небольшую исследовательскую работу: выясним об этих звуках всё, что сможем.
– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили?
- Может быть кто – то знает, какой буквой обозначаются эти звуки?
- На что похожа буква «Г».
Кот, герой, игла, армия, умение, рог.
- В каких словах есть звук г?
- Что общего между этими словами?
- А, что разного?
- Какой вывод из этого, мы можем сделать?
ФИЗМИНУТКА
- Правила выполнения.
- Вспоминают алгоритм звукового анализа слов (способ вывешен в классе).
1 шаг – посчитаем сколько в слове звуков.
2 шаг – произнесём слово, интонационно выделяя первый звук.
3 шаг – дадим характеристику звуку: гласный или согласный, для согласных - твёрдый или мягкий.
4 шаг - произнесём слово, интонационно выделяя второй звук.
5 шаг – дадим характеристику звуку: гласный или согласный, для согласных - твёрдый или мягкий.
6 шаг - .
- [р]
- Согласный. Он не тянется и встречает преграды.
Твёрдый.
Синюю.
1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
- Треугольником.
- Они произносятся по разному.
В слове рога звук [г], а в слове флаги – [г’].
- Буквой «Г».
Ответы детей.
- Герой, игла, рог.
- В них во всех есть буква «Г».
- Она находится в разных местах.
- Буква «Г» может стоять в начале слова, в середине и в конце.
5
Применение новых знаний.
Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
научиться читать слоги, слова и предложения с буквой Г.
Методы: рассказ, работа с учебником, игровой, наглядные, проблемное обучение.
1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать». Стр.45
- Давайте внимательно рассмотрим задание в середине страницы и постараемся понять, что нужно сделать, чтобы справиться с ним. Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах?
- Перечитайте слова. Почему в слова верхней строки вписали заглавную букву Г?
2. Чтение слогов, слов, предложений по учебнику на стр.77.
А) Дифференцированная работа в парах.
1 пара – чтение слогов.
2 пара – чтение предложений.
Б) Коллективная работа. Выборочное чтение.
- чтение слов, в которых первая буква Г;
- чтение слов, в которых буква Г в середине слова;
- чтение слов, в которых 1 слог;
- чтение слов, в которых 2 (3, 4) слога.
- Как вы определили количество слогов?
- В пустые квадраты вписать печатную букву Г, прочитать слова.
- Имена пишутся с заглавной буквы.
- Сколько гласных – столько и слогов.
6
Открытие нового знания.
Цель для учителя: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
обсудить проект решения учебной задачи, научиться определять ударный слог.
Методы: создание проблемной ситуации, учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, моделирование, наглядный.
Введение понятия «ударение».
На доске напечатано слово ЗАМОК.
- Прочтите это слово (разные варианты).
- Как вы думаете, почему у нас получились разные слова?
- Послушайте, какой слог в этом слове произносится громче, протяжно? Назовите этот слог.
- Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называют ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – знак ударения. Ударение ставится в схеме над гласным звуком. (Показ на модели)
- Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным.
7
Применение нового знания.
Цель для учителя: создать условия для закрепления изученного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
научиться определять ударный слог
Методы: наглядные, игровой
- А теперь потренируемся в делении слов на слоги.
слива, ландыш, стрекоза, мак, бабочка, ягода, оса.
- Подведём итог этого этапа. Какие знания нам помогут правильно читать слова
- Сколько гласных – столько и слогов.
8
Рефлексия.
Самооценка.
Цель для учителя: содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности.
Методы: диалогический
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?
- Чему мы научились?
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Где вам пригодятся эти знания?
- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:
- Все получилось;
- были затруднения;
- ничего не получилось.
- - Почему вы так думаете?
- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.
- Спасибо за урок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15