Профориентационное занятие Красна изба пирогами, а человек-трудами
Вечер встречи с родителями
«Красна изба пирогами, а человек - трудами»
Цель: ознакомление учащихся с сельскохозяйственными профессиями оператора машинного доения и техника-осеменатора.
Задачи:
Формирование первоначальных знаний о профессиях оператора машинного доения и техника-осеменатора.
Побуждение к активной позиции в выборе профессии, в определении приоритетов в своей жизни.
Воспитание уважения к людям труда; пробуждение стремления жить и работать в сельской местности.
Оборудование: мультимедиа проектор, видеозаписи песен.
Место проведения мероприятия: школьный этнографический музей «Северная изба» Плосковской школы.
План мероприятия:
1.Приветствие участников вечера.
2. Основная часть.
3.Заключительная часть.
Гости: родители учащихся 9 класса, учитель музыки.
Ход Вечера встречи.
В центре музейного кабинета стол, накрытый праздничной скатертью, на столе самовар, чайные приборы, пирог.
Звучит песня «Русская деревня» (в исполнении Геннадия и Захара Заволокиных)
Гости рассаживаются за стол, дети садятся рядом со своими родителями.
Приветствие участников вечера.
Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады нашим гостям – родителям, которые являются достойными тружениками села. Своим нелегким трудом они облагораживают родную землю. Ведь правильно говорят, что «красна изба пирогами, а человек - трудами» Да вот и пирог у нас тоже украшает стол. Испек его для дорогих гостей учащийся класса Осетров Никита. Сегодняшняя встреча посвящена разговору о выборе нашими детьми, уважаемые родители, будущей профессии. Так сложилось, что некоторые из ребят мечтают жить и работать в родной деревне. К сожалению сейчас уже и деревень почти не осталось, а в тех, которые сохранились, живут в основном старики. А когда-то…
Приглашаю вас вспомнить деревенскую плясовую. Поможет нам в этом учитель музыки. Грязовецкие частушки исполняют девочки, а родителей приглашаем в плясовой круг (играет гармонь, девочки поют частушки и пляшут под русскую плясовую)
Первая ученица:
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Вторая ученица:
Я пойду да попляшу
Девчонка из-за бойкости,
Из деревни да из нашей,
Вологодской области.
Третья ученица:
Золотушки, золотушки,
Золотушки – денежки.
Хорошо плясать умеют
С Плоскова-то девушки.
Четвертая ученица:
Ты играй, да не сбивайся,
Я пляшу, да не собьюсь,
Хорошо я петь умею,
Да вот только не хвалюсь.
II. Основная часть.
Учитель: Спасибо, друзья! Порадовали нас! Умели наши бабушки и дедушки отдыхать, любили повеселиться, а, главное, умели работать. Самым лучшим, что есть в нас, мы обязаны нашим предкам. Желание и умение трудиться, вставая с восходом солнца, быть бережливыми, оберегать своих родных, заботиться о малых и старых, помогать обездоленным, защищать Родину, сохранять православные традиции, это и многое другое мы стараемся сохранить и передать вам, ребята.
А вы кому передадите традиции наших предков?
(ответы учащихся: будущим поколениям, своим детям)
Учитель: А еще, ребята, надо сохранить замечательные стихотворения, песни, частушки о нашем крае. Стихотворение Любови Нефедовой читает ученица класса.
Люблю вологодское оканье
И бабушкин дом на краю.
Вернуться бы в детство далекое,
В родную деревню мою.
Душа моя рвется и просится
В бескрайнюю синь васильков!
До самого сердца доносится
Мычанье и запах коров.
И пчел золотистых жужжание,
Медовых цветов аромат.
Мне слышится звонкое ржание,
Бегущих к реке жеребят.
Луга с серебристыми росами,
Петух спозаранку поет.
В июле пора сенокосная
Мне в городе спать не дает.
А поле с колосьями спелыми
Качаясь, шумит и поет.
Меня, городскую, несмелую,
В деревню приехать зовет.
Топленое, с пенкой зажаренной,
Горячее пью молоко.
Деревня мне детством подарена.
А детство ушло далеко.
Из печки пирог вынимается,
Стоит на столе самовар.
И все, что с теплом вспоминается,
Теперь принимаю, как дар.
О, как бы сейчас я поокала
Среди деревенских людей!
Вернуться бы в детство далекое
На родину мамы моей!
Учитель: Спасибо! Да, уходит деревенский образ жизни в прошлое. Ребята, уважаемые родители, а как сохранить деревни, как сделать так, чтобы не уезжали молодые люди в города?
(ответы учащихся: нужно восстанавливать совхозы и колхозы, создавать фермерские хозяйства, не закрывать сельские школы, детские сады, строить дома и дороги)
Учитель: Соглашусь с вами! Пожалуй, начинать нужно с восстановления совхозов и колхозов. В нашей школе учатся дети из колхоза имени Калинина, который находится в нескольких километрах от нашего поселка, их родители трудятся в сельском хозяйстве. У ребят из нашего класса Алексея Шоколева и Никиты Осетрова родители работают на животноводческой ферме в деревне Вараксино. Татьяна Николаевна и Наталия Павловна решили поделиться с вами, ребята, особенностями своих профессий.
Рассказ Татьяны Николаевны о профессии оператора машинного доения (доярки)
Ребята, вы любите молоко, йогурт, сметану? Я вижу, что да. А вот чтобы эти продукты появились в магазине, сначала нужно коровушек подоить. Я как раз этим и занимаюсь. День мой начинается очень рано: в четыре утра. На утреннюю дойку опаздывать нельзя. Коровушки ее уже ждут. За ночь в их вымени накопилось много молока, его нужно вовремя выдоить, чтобы корова не заболела. Прихожу я на ферму, а пока переодеваю халат, мои подопечные уже встали, и одна за другой начинают подавать голоса. Кто громко, требовательно, кто тихонько, жалобно, как будто с просьбой. Начинаю с ними разговаривать, называю ласково по имени, глажу. А коровушки будто понимают, смотрят на меня внимательно, словно хотят сказать: «Не волнуйся, мы подождем» В работе оператора очень важно, как ты относишься к коровам. Накричишь на них, а они молоко полностью не отдадут. Потреплешь по голове, и дойка пойдет легко. Но в моей работе нужно знать не только повадки животных. Очень важны знания аппарата машинного доения: его подключение и отключение, проверка на частоту пульсации, разборка, сборка, промывка, мелкий ремонт. А еще доярка моет и чистит молочную посуду, прибирает кормушки, следит за тем, чтобы питание коров было сбалансированным. Да, ребята, им так же, как и нам, назначают витамины и специальные корма. Особого внимания требуют коровушки, которые ждут телят. Надо заранее подготовить их к отелу, чтобы все прошло хорошо: и коровушка осталась здоровой, и с теленком все было в порядке. Мало только подоить коров, нужно постоянно за ними наблюдать - не заболели ли они. Распознать признаки таких болезней, как мастит, ящер, бруцеллез. Посоветоваться с ветврачом, и вовремя применить необходимые лекарства.
Ребята, не буду скрывать, моя работа нелегкая. Три дойки в день, надо рано вставать, выходной бывает на неделе, а не в воскресенье. Но есть и плюсы: гарантированная зарплата, при высоких надоях премия, отпуск, оплата больничного листа; руководство выделяет бесплатный транспорт, например, до города. А главное, я чувствую важность и необходимость моей профессии для людей, особенно для вас, детей.
(учащиеся задают вопросы)
Учитель: Спасибо, Татьяна Николаевна! Предоставляем слово Наталии Павловне.
Рассказ Наталии Николаевны о профессии техника-осеменатора.
О такой профессии я узнала еще в детстве. Любила помогать родителям на ферме. Там часто бывали ветврач и осеменатор. Наблюдала, как они работают, даже немного помогала. А еще расспрашивала об их профессиях. Появилось желание работать на ферме. После школы решила учиться на техника-осеменатора. Окончила сельхозтехникум и стала работать в животноводстве. Коровушек любила с детства, а особенно маленьких телят. Результатом моей работы и является появление на свет новорожденных теляток. В моем деле важно знать «характер» коровушек, найти к каждой свой подход. Обязательно коров надо называть по имени, гладить, тогда они к тебе привыкнут, будут хорошо знать. Без приплода телят у коров резко снижаются надои молока. Благодаря моей профессии сохраняется здоровье каждой коровы. Осеменатор должен уметь подобрать нужное лекарство, если животное заболеет. Иногда я даже чувствую себя немножко исследователем, ученым. Замороженные гранулы семени нужно разморозить по специальной методике, потом под микроскопом оценить их жизнеспособность. Это всегда очень интересно: скоро из маленькой клеточки разовьется новая жизнь. А еще надо не пропустить время осеменения каждой коровы. Для этого я ежедневно обхожу их всех, внимательно смотрю и, конечно, общаюсь. Но все равно можно просмотреть нужный период, поэтому необходимо вести записи: специальный журнал, картотеку, записывать данные о самочувствии коров. Я планирую работу по каждой корове на несколько недель, даже месяцев вперед. Искусственное осеменение – это не только основа селекции, это самый продуктивный метод разведения сельскохозяйственных животных. Профессия техника-осеменатора, ребята, в нашем Грязовецком районе востребована. В последние годы построены новые животноводческие фермы в нашем совхозе, а так же в совхозе «Аврора». Я думаю, что строительство ферм будет продолжаться. А, значит, нужна будет и профессия осеменатора. В конце хочу сказать, что моя профессия не из легких, она ответственная и очень важная. Благодаря моей работе на свет появились сотни здоровых теляток.
(учащиеся задают вопросы)
Учитель: Спасибо, Наталия Николаевна! Ребята, я вижу, как внимательны вы были. Думаю, что, послушав рассказы о сельских профессиях, вы изменили к ним свое отношение. Какие чувства вы сейчас испытываете?
(ответы учащихся: интерес, уважение к людям таких нужных профессий, гордость, что рядом живут ответственные, любящие свое дело люди)
III. Заключительная часть.
Учитель: Правильно, ребята! Не перевелись еще на нашей земле люди труда, профессионалы, преданные своему делу, ответственные. Настоящие кормильцы земли русской! И верится нам, что не исчезнут русские деревни, восстановятся колхозы и совхозы, а вы, ребята, получив профессии, вернетесь работать домой в деревню Вараксино и поселок Плоское.
Звучит песня «Выйду за деревню» (в исполнении автора, гармониста А.С.Смирнова, с. Шуйское)
Учитель: Уважаемые гости! Благодарю вас за нашу встречу, за интересные рассказы о профессиях. Хочу подарить вам свое стихотворение, написанное для нашего вечера.
Родная деревня: тихая, скромная,
Домишек осталось лишь пять.
Милая, добрая родина,
Здесь ждет всегда меня мать.
Как сердце свое успокоить?
Березку пойду обниму,
Схожу на реку за водою,
В лесочек – грибов наберу,
Полы во всем доме намою-
И в горнице свет-благодать!
Косынку возьму я с собою,
Пойдем с мамой сено метать.
Как сладостно мне, как отрадно
В мечтах возвращаться домой,
Где детство прошло безвозвратно…
Лишь речка бежит под горой.
Учитель: Пусть живут наши деревни, а в них трудолюбивые люди! Одна только слава приветствуется в сельской местности – трудовая! Пусть рождаются дети в родных нам деревнях! А в будущем, когда они вырастут, их ждет уверенность, что, получив профессию оператора машинного доения, электрика, слесаря, агронома, учителя, они смогут работать в родном Грязовецком районе.
Уважаемые родители! Прошу вас сказать добрые слова пожеланий и напутствий нашим ребятам в выборе ими их будущих профессий!
(советы, пожелания родителей детям)
(играет гармонь) Присутствующие исполняют песню «Деревня моя» (авторы: сл. В.Гундарева, муз. Н. Кудрина)Учитель: Спасибо всем за внимание! До новых встреч, друзья!