Профориентационное занятие Красна изба пирогами, а человек-трудами 
Вечер встречи с родителями
«Красна изба пирогами, а человек - трудами»
Цель: ознакомление учащихся с сельскохозяйственными профессиями оператора машинного доения и техника-осеменатора.
Задачи:
Формирование первоначальных знаний о профессиях оператора машинного доения и техника-осеменатора.
Побуждение к активной позиции в выборе профессии, в определении приоритетов в своей жизни.
Воспитание уважения к людям труда;  пробуждение стремления жить и работать в сельской местности.
Оборудование: мультимедиа проектор, видеозаписи песен.
Место проведения мероприятия: школьный этнографический музей «Северная изба» Плосковской школы.
План мероприятия:
1.Приветствие участников вечера.
2. Основная часть.
3.Заключительная часть.
Гости: родители учащихся 9 класса, учитель музыки.
Ход Вечера встречи.
В центре музейного кабинета стол, накрытый праздничной скатертью, на столе самовар, чайные приборы, пирог. 
Звучит песня «Русская деревня» (в исполнении Геннадия и Захара Заволокиных)  
Гости рассаживаются за стол, дети садятся рядом со своими родителями.
Приветствие участников вечера.
Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья!  Мы рады  нашим гостям – родителям, которые являются достойными тружениками села.  Своим нелегким трудом они  облагораживают родную  землю.  Ведь правильно говорят, что «красна изба пирогами, а человек - трудами» Да  вот и пирог у нас тоже украшает стол. Испек его для дорогих гостей учащийся класса Осетров Никита. Сегодняшняя встреча посвящена разговору о выборе нашими детьми, уважаемые родители, будущей профессии. Так сложилось, что некоторые из ребят мечтают жить и работать в родной деревне. К сожалению сейчас уже и деревень почти не осталось, а в тех, которые сохранились, живут в основном старики. А когда-то…
Приглашаю вас вспомнить деревенскую плясовую. Поможет нам в этом учитель музыки.  Грязовецкие частушки исполняют девочки, а родителей приглашаем в плясовой круг (играет гармонь, девочки поют частушки и пляшут под русскую плясовую)
Первая ученица:
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме 
Половицы лопнут.
Вторая ученица:
Я пойду да попляшу
Девчонка из-за бойкости,
Из деревни да из нашей,
Вологодской области.
Третья ученица:
Золотушки,  золотушки,
Золотушки – денежки.
Хорошо плясать умеют
С Плоскова-то девушки.
Четвертая ученица:
Ты играй, да не сбивайся,
Я пляшу, да не собьюсь,
Хорошо я петь умею,
Да вот только не хвалюсь.
II. Основная часть.
Учитель: Спасибо, друзья! Порадовали нас! Умели наши бабушки и дедушки отдыхать, любили повеселиться, а, главное, умели работать. Самым лучшим, что есть в нас, мы обязаны нашим предкам. Желание  и умение трудиться, вставая с восходом солнца, быть бережливыми, оберегать своих родных, заботиться о малых и старых, помогать обездоленным, защищать Родину, сохранять православные традиции, это и многое другое мы стараемся сохранить и передать вам, ребята. 
А вы кому передадите традиции наших предков? 
(ответы учащихся: будущим поколениям, своим детям)
Учитель:  А еще, ребята, надо сохранить замечательные стихотворения, песни, частушки о нашем крае. Стихотворение Любови Нефедовой читает ученица класса.
Люблю вологодское оканье 
И бабушкин дом на краю. 
Вернуться бы в детство далекое,
 В родную деревню мою. 
Душа моя рвется и просится 
В бескрайнюю синь васильков! 
До самого сердца доносится 
Мычанье и запах коров. 
И пчел золотистых жужжание, 
Медовых цветов аромат. 
Мне слышится звонкое ржание, 
Бегущих к реке жеребят. 
Луга с серебристыми росами, 
Петух спозаранку поет.
 В июле пора сенокосная 
Мне в городе спать не дает. 
А поле с колосьями спелыми 
Качаясь, шумит и поет. 
Меня, городскую, несмелую, 
В деревню приехать зовет. 
Топленое, с пенкой зажаренной, 
Горячее пью молоко. 
Деревня мне детством подарена. 
А детство ушло далеко. 
Из печки пирог вынимается, 
Стоит на столе самовар. 
И все, что с теплом вспоминается, 
Теперь принимаю, как дар. 
О, как бы сейчас я поокала 
Среди деревенских людей! 
Вернуться бы в детство далекое 
На родину мамы моей! 
Учитель: Спасибо! Да,  уходит деревенский образ жизни в прошлое. Ребята, уважаемые родители, а как сохранить деревни, как сделать так, чтобы не уезжали молодые люди в города?
(ответы учащихся: нужно восстанавливать совхозы и колхозы, создавать фермерские хозяйства, не закрывать сельские школы, детские сады, строить дома и дороги)
Учитель: Соглашусь  с вами! Пожалуй, начинать нужно с восстановления совхозов и колхозов. В нашей школе учатся дети из колхоза имени Калинина, который находится в нескольких километрах от нашего поселка, их   родители трудятся в сельском хозяйстве. У ребят из  нашего класса Алексея Шоколева и Никиты Осетрова родители работают на животноводческой ферме в деревне Вараксино.  Татьяна Николаевна и Наталия Павловна решили поделиться с вами, ребята, особенностями своих профессий.
Рассказ Татьяны Николаевны о профессии оператора машинного доения (доярки)
    Ребята, вы любите молоко, йогурт, сметану? Я вижу, что да. А вот чтобы эти продукты появились в магазине, сначала нужно коровушек подоить. Я как раз этим и занимаюсь.  День мой начинается очень рано: в четыре утра. На утреннюю дойку опаздывать нельзя. Коровушки ее уже ждут. За ночь в их вымени накопилось много молока, его нужно вовремя выдоить, чтобы корова не заболела. Прихожу я на ферму, а пока переодеваю халат, мои подопечные уже встали, и одна за другой начинают  подавать голоса. Кто громко, требовательно, кто тихонько, жалобно, как будто с просьбой. Начинаю с ними разговаривать, называю ласково по имени, глажу. А коровушки будто понимают, смотрят на меня внимательно, словно хотят сказать: «Не волнуйся, мы подождем» В работе оператора очень важно, как ты относишься к коровам. Накричишь на них, а они молоко полностью не отдадут. Потреплешь по голове, и дойка пойдет легко. Но в моей работе нужно знать не только повадки животных. Очень важны знания аппарата машинного доения: его подключение и отключение, проверка на частоту пульсации,  разборка, сборка, промывка, мелкий ремонт. А еще доярка моет и чистит молочную посуду, прибирает кормушки, следит за тем, чтобы питание коров было сбалансированным. Да, ребята, им так же,  как и нам,  назначают витамины и специальные корма. Особого внимания требуют коровушки, которые ждут телят. Надо заранее подготовить их к отелу, чтобы все прошло хорошо: и коровушка осталась здоровой,  и с теленком все было в порядке.  Мало только подоить коров, нужно постоянно за ними наблюдать - не заболели ли они. Распознать признаки таких болезней, как мастит, ящер, бруцеллез. Посоветоваться с ветврачом, и  вовремя применить необходимые лекарства. 
    Ребята, не буду скрывать,  моя работа нелегкая. Три дойки в день, надо рано вставать, выходной бывает на неделе, а не в воскресенье. Но есть и плюсы: гарантированная зарплата, при высоких надоях премия, отпуск, оплата больничного листа; руководство выделяет бесплатный транспорт, например, до города. А главное, я чувствую важность и необходимость моей профессии для людей, особенно для вас, детей.
 (учащиеся задают вопросы)
Учитель: Спасибо, Татьяна Николаевна! Предоставляем слово Наталии Павловне.
Рассказ Наталии Николаевны о профессии техника-осеменатора.
    О такой профессии я узнала еще в детстве. Любила помогать родителям на ферме. Там часто бывали ветврач и осеменатор. Наблюдала, как они работают, даже немного помогала. А еще расспрашивала об их профессиях. Появилось желание работать на ферме. После школы решила учиться на техника-осеменатора.  Окончила сельхозтехникум и стала работать в животноводстве.  Коровушек любила с детства, а особенно маленьких телят. Результатом моей работы и является появление на свет новорожденных теляток. В моем деле важно знать «характер» коровушек, найти к каждой свой подход. Обязательно коров надо  называть по имени, гладить, тогда они к тебе привыкнут, будут хорошо знать. Без приплода телят у коров резко снижаются надои молока. Благодаря моей профессии сохраняется здоровье каждой коровы. Осеменатор должен  уметь подобрать нужное лекарство, если животное заболеет. Иногда я даже чувствую себя немножко исследователем, ученым. Замороженные гранулы семени  нужно разморозить по специальной методике, потом под микроскопом оценить их жизнеспособность. Это всегда очень интересно: скоро из маленькой клеточки разовьется новая жизнь. А еще надо не пропустить время осеменения каждой коровы. Для этого я ежедневно обхожу их всех, внимательно смотрю и, конечно, общаюсь. Но все равно можно просмотреть нужный период, поэтому необходимо вести записи: специальный журнал, картотеку, записывать данные о самочувствии коров. Я планирую работу по каждой корове на несколько недель, даже месяцев вперед. Искусственное осеменение – это не только основа селекции, это самый продуктивный метод разведения сельскохозяйственных животных. Профессия техника-осеменатора, ребята, в нашем Грязовецком районе востребована. В последние годы построены новые животноводческие фермы в нашем совхозе, а так же в совхозе «Аврора». Я думаю, что строительство ферм будет продолжаться. А, значит, нужна будет и профессия осеменатора. В конце хочу сказать, что моя профессия не из легких, она ответственная и очень важная. Благодаря моей работе на свет появились сотни здоровых теляток. 
(учащиеся задают вопросы)
Учитель: Спасибо, Наталия Николаевна! Ребята, я вижу, как внимательны вы были.   Думаю, что, послушав рассказы   о сельских профессиях, вы  изменили к ним свое отношение. Какие чувства вы сейчас испытываете? 
(ответы учащихся: интерес, уважение к людям таких нужных профессий, гордость, что рядом живут ответственные, любящие свое дело люди)
III. Заключительная часть.
Учитель: Правильно, ребята! Не перевелись еще на нашей земле люди труда,  профессионалы, преданные своему делу, ответственные. Настоящие  кормильцы земли русской! И верится нам, что не исчезнут русские деревни, восстановятся колхозы и совхозы,  а вы, ребята, получив профессии, вернетесь работать  домой в деревню Вараксино и поселок Плоское.
Звучит песня «Выйду за деревню» (в исполнении автора, гармониста А.С.Смирнова,   с. Шуйское)
Учитель: Уважаемые гости! Благодарю вас за нашу встречу, за интересные рассказы о профессиях.  Хочу подарить вам свое стихотворение, написанное для нашего вечера.
Родная деревня: тихая, скромная,
Домишек осталось лишь пять.
Милая, добрая  родина, 
Здесь ждет всегда меня мать.
Как сердце свое успокоить?
Березку пойду обниму,
Схожу на реку за водою,
В лесочек – грибов наберу,
Полы во всем доме намою-
И в горнице свет-благодать!
Косынку возьму я с собою,
Пойдем с мамой сено метать.
Как сладостно мне, как отрадно
В мечтах возвращаться домой,
Где детство прошло безвозвратно…
Лишь речка бежит под горой.
Учитель: Пусть живут наши деревни, а в них трудолюбивые люди! Одна только  слава приветствуется в сельской местности – трудовая! Пусть рождаются дети в родных нам деревнях!  А  в будущем, когда они вырастут,  их ждет уверенность, что, получив профессию оператора машинного доения, электрика, слесаря, агронома, учителя, они смогут работать в родном  Грязовецком районе.
Уважаемые родители! Прошу вас сказать добрые слова пожеланий и напутствий нашим ребятам в выборе ими их будущих профессий!
(советы, пожелания родителей детям)
(играет гармонь) Присутствующие исполняют песню «Деревня моя»  (авторы:  сл. В.Гундарева,  муз. Н. Кудрина)Учитель: Спасибо всем за внимание! До новых встреч, друзья!