Открытый урок по москвоведению (внеурочная деятельность) Не красна изба углами, а красна пирогами


«Хлеб да соль»
Цель урока:
познакомить учащихся с главными продуктами питания в древней Москве - хлебом и солью, традиционным русским хлебосольством.
Задачи урока:
дать первые знания о хлебе ржаном и пшеничном, о соли, познакомить с видами хлебных изделий москвичей в 17 веке, воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу, познакомить с устным народным творчеством по теме: пословицами, поговорками, загадками, играми.
Оборудование:
Кукла «Коло бою>, коробка с выемкой «Скатерть-самобранка», картины «Москва 17 века», плакаты с текстами о хлебе и соли, стол для продуктов ,отрывки видеокассеты «Жили-были москвичи», магнитофонные записи колокольного звона, песенки Колобка, русские костюмы для детей, рассказывающих о хлебе. расшитые полотенца, каравай, солонки с солью, пучок хлебных колосьев, угощение для детей - пирожки, чай, лист с заданием - раскраска «Русский хлеб»
Орг, момент:
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в прошлое Москвы и познакомимся с тем, что ели и пили москвичи в древности.На доске прикреплена «Лента времени» Перед вами лента времени. На уроках математики вы уже упражнялись в обозначении двузначных чисел римскими цифрами. Отсчитаем от нашего 21-го века 17 век и отметим его на ленте. (Работа с лентой времени: обратный счет до 16 римскими цифрами с называнием и выставлением карточек).
Открываются створки классной доски - на доске иллюстрации с картин А. Васнецова «Виды древней Москвы».
Видеоматериал: Москва 17 века (без звука, на фоне колокольного звона)
Учитель: В старые времена быть сильными и крепкими, москвичам помогала простая,
полезная пища.
Выходят дети в русских костюмах, в руках держат разнообразные блюда: Мы - хлебники из Бассманной слободы. Принесли вам настоящий русский хлеб.Просим отведать нашего хлеба-соли. Изба пирогами красна. Хлеб - наиглавнейшая исповедь Пред жизнью во все времена. Воистину не углами Изба и теперь красна, А хлебом и пирогами, Как в старые времена.
Учитель: По старому русскому обряду обносим мы вас кусочками хлеба вместе с солью. Хлеб-соль - дар Божий. Этот хозяйский хлеб символизирует радушие и гостеприимство. Вот вы этот хлеб съешьте, проявите к нам добролюбие и радушие. (Обносят гостей хлебом). Дети находятся у печки и поочередно берут пироги, пирожки о ставят на стол пироги
со словами:
Хлеб на стол -наш стол-престол.
Хлебу - почтение вечное!
Отведайте пирожки, с дымом, С паром!
Кушайте, подкрепляйтесь, в тоску не ударяйтесь!
Выносят напитки со словами:
А вот и квас - силен, кривит глаз!
Пить полным горлом, а не прихлебывать, как делают куры!
Московский квас! В самый раз. Пробки рвет, в нос шибает, аж рот икает.
А этот квас затирался, когда белый свет зачинался!
А кто не хочет кваску, попейте чайку! С вареньицем, с медком, а можно и с мятным листком! Наш чай крепкий, густой. Нам за него не стыдно. Про него не скажешь, что Москву насквозь видно. Пирожки, И чай, и квас угощенья все для вас!
После угощения - полежите, после ужина - уходите!
Чаепитие.
Во время чаепития детям можно предложить загадки про хлеб, хлебные изделия, хозяйственную утварь для выпечки хлеба, познакомить с некоторыми экспонатами музея: домашней хозяйственной утварью.
Задание на дом: кроссворд «Московский обычай» и картинку-раскраску «Хлебная витрина».
Вместе: Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь!
А я - кашам хозяйка Каша - еда наша. Без каши обед не в обед. Мы - огородники из Огородной слободы Земляного города. Наш стол - овощной продукт «От семи недуг»
Капуста, чеснок да редька,
Так и на животе крепко!
А это кисель от кисельщиков из Кисельного переулка.
Киселем брюхо не испортишь!
Царю да киселю места всегда хватит!
Просим к нашему столу, гости дорогие! (Угощения ставят на стол, кланяются.)
Учитель: Спасибо, за гостеприимство, уважаемые! (Дети уходят) Много вкусных и полезных продуктов употребляли наши предки в пищу. На одном уроке обо всем, что ели, пили москвичи в древности и не рассказать. По этой теме у нас с вами целых три урока. (Берет в руки небольшой пучок хлебных колосков) А сегодняшний, первый урок посвящается самому главному продукту питания всех без исключения москвичей, как бедных, так и богатых, хлебу.
На урок я пригласила двух сказочных помощников. Кого, угадайте! Вот ребус. Расшифруйте его. Отгадка - первый помощник.
Ребус: рисунок колоска, буква «С» зачеркнута, вместо нее - «Б».
Отгадка: КОЛОБОК.
Звучит песня Колобка из мультфильма. Появляется Колобок (кукла) -Вторая моя помощница - отгадка на следующую загадку: Я сделана изо льна, По краям моим - кайма. Меня узорами расшивают И на столы расстилают. Отгадка: скатерть. -А скатерть непростая, скатерть сказочная - самобранка.
Прежде чем слово моим помощникам, прочитаем о хлебе в наших учебниках, и наши сказочные герои тоже послушают. (Несколько абзацев) громкое чтение.
- Чтобы выяснить, как вы запомнили и поняли содержание про читанного, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

-Какой продукт в древности москвичи считали самым главным? Почему?
-Какие пословицы и поговорки вы узнали о хлебе из учебника? Про читайте.
-Какой хлеб был самым распространенным?
- Какой хлеб наши предки употребляли в пищу как лакомство?
-Какое отношение к хлебу было у москвичей в старые времена?
- Молодцы! Все всё правильно поняли.
(Колобок задвигался. Около него несколько листков с сообщениями.) -Колобок вам принес тоже очень важные сообщения о хлебе.
Давайте мы их прочитаем
(Вывешиваются на листках сообщения:) Хлеб - гениальное изобретение человечества. Он рожден 4-мя природными стихиями: солнцем, землей, водой и огнем. «Хлеб» - общеславянское слово. Название «Хлеб» - означает ржаной хлеб. Хлеб - символ плодородия, благополучия, довольства. Ржаной хлеб появился на Руси в 9 веке, а затем в 1 О веке и в Москве. Пшеничный (белый) хлеб появился в конце 14 века Ржаной черный хлеб становится национальным русским хлебом.
- Спасибо, Колобок, за твою ценную информацию. Вторым по значимости продуктом после хлеба в древности была СОЛЬ. Прочитаем о соли в учебнике. Так как в учебнике очень мало сказано о соли, то моя помощница Скатерть-самобранка приготовила вам тоже интересные сведения о соли. Ведь в древние времена солонки с солью со стола не убирались. Многое о соли довелось услышать скатерти-самобранке. Соль на Руси известна с незапамятных времен и ценилась на вес золота. Соль - незаменимый пищевой продукт. С помощью соли наши предки засаливали впрок овощи, рыбу, мясо. Соленая пища на столе в древности была признаком достатка в семье
и знак уважения к гостям Соль в древности считалась священным продуктом, символом бессмертия, так как никогда не портилась.
- Спасибо и тебе, скатерть-самобранка. Очень важные и интересные сведения ты нам поведала о соли.
-у москвичей было очень много поверий и примет, связанных с солью. Считалось, что соль может защитить от сглаза ребенка, животных, дом. Если просыпать соль в доме, опрокинуть солонку, то значит можешь навлечь беду, поссориться. На соли даже гадали. До сих пор бытует древнее выражение: «съесть соль», или «съесть пуд соли» - значит подружиться, стать друзьями. Если в гостях или на пиру кому-то соли не досталось, то и уходил он «не солоно хлебавши». Не по нраву значит пришелся хозяину. Вот она какая, соль.
- Издревле на Руси повелось дорогих гостей встречать самыми ценными продуктами. Какими? ... Правильно, хлебом и солью.
(На скатерти-самобранке появляется на расшитом полотенце хлеб-соль.
Хлеб-соль был знаком гостеприимства, хлебосольства. Но вот в учебнике после текста о хлебе и соли есть интересный вопрос для вас. Прочитайте его и подумайте, как бы вы на него ответили? Как вы понимаете смысл этого выражения «Не хлебом единым жив человек»? Что оно означает? (ответы детей)
Обобщение: Для наших предков хлеб считался священным, но тем не менее человек считал для себя нечто более важное - духовную пищу, духовные ценности, вера и служение Богу, служение людям, отечеству. Каким бы достаток хлеба не было, человеку это было и будет недостаточно, так как у настоящего человека есть и духовные потребности и духовные ценности, которые являются самыми важными, без которых он не может жить, как и без хлеба насущного. Как бы много не было еды - человеку только этого мало, ему необходимы и общечеловеческие ценности.
-Ребята, на скатерти-самобранке листок с заданием. Что же это за задание? Давайте мы его выполним.
Читает: Перед вами два слова. Отгадайте их. Для этого вставите в пропущенную клеточку букву, которая заканчивает первое слово и начинает второе.
Соедините два слова -получите третье - очень вам нужное.
ПИ_, _ог.

Выполнение задания. (Как только дети выполнят задание, на скатерти-самобранке появляется блюдо спирогом.)
- А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с пирогами, которые пекли и ели в Москве в древности. Про читаем самостоятельно об этом в нашем учебнике
После чтения текста задаются вопросы:
-От какого слова происходит слово «пирог»?
- Часто ли пекли и ели наши предки пироги?
- Какой была начинка в пирогах древних москвичей? (мясо, куриное, риса, гороха,
квашеной капусты, зеленого лука, моркови, рыбы, ягод, грибов, творога и др.)
Какое масло использовали для выпечки пирогов? (конопляное, маковое, ореховое).
-Перед замесом теста, какой обряд обязательно должна была совершить москвичка,
хозяйка. (помолиться богу, произнести молитву).
-А из какой муки выпекали праздничные пироги? (из пшеничной муки).
-Вы всё правильно ответили. Молодцы! Пышные пироги с вкусной начинкой издавна «царствовали» на столе у москвичей. Посмотрите, какие аппетитные, румяные, пышные и разнообразные выпекали мастерицы­ москвички пироги.
(На доску прикрепляются картинки с видами пирогов.) -Но самыми известными и любимыми пирогами в Москве считались: КАЛАЧИ. РОСТЯГАИ И КАРАВАИ.
На скатерти-самобранке появляется калач.
-А вот и калач. Он имел необычную форму (показ), имел достоинство­ долгое время не черствел, и считался самым наилучшим хлебом. Калач был символом зажиточности, служил эмблемой богатства и достатка в доме, имел значение наилучшей награды, наилучшего вознаграждения. Считалось, что если уж нужного человека и калачом не заманишь, то дело никак нельзя было осуществить. Калачу тоже посвящено немало пословиц и поговорок.
- А вот еще один представитель праздничных пирогов _ сдобный, пышный КАРАВАЙ. Встречали и прославляли на именинах в веселой хороводной игре «Каравай». Давайте и мы с вами поиграем в «Каравай» Слова и движения помните?
Как на Машины именины испекли мы каравай Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины .. "
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай ....
я люблю, конечно, всех, но Марину больше всех!
(Игра «Каравай»). После игры:
Итог урока: О чем узнали: по вопросам. О бережном отношении к хлебу. Задание на дом: лист-раскраска «Русский хлеб».
На предыдущих уроках, когда мы знакомились с традициями и обычаями москвичей в древней Москве, то вы узнали, что москвичи всегда славились гостеприимством и хлебосольством. Вместе с Колобком и скатертью-самобранкой приглашаем в наш школьный музей на чаепитие с пирожками и посмотреть выставку «Русский хлеб». Милости просим!
Все ученики организованно идут в школьный музей для про смотра выставки с чаепитием.
у дверей музея детей встречают девочки в русских костюмах с хлебом-солью.
Здравствуйте, гости дорогие! Просим к нашему хлебу-соли.
Садитесь за столы дубовые, за скатерти бранные.
Просим не прогневаться на нашем хлебе-соли.
Гости рассаживаются. Дети читают четверостишия:
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты -
Не берут их годы и невзгоды, От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим. Вместе чай тобой попьем. Всем известно русское радушье: Хлебосольство и открытый дом!
Дороже и злата и соболя Хлеб -всему голова! у хлеба значение особое: Державные держит права.
И как повелось это исстари-
Default Paragraph Font