Урок по математике Применение алгоритмов при решении задач и уравнений


Авторы учебника: «Математика» Моро М.И, Бантова М.И. и другие
(2 часть).
Класс: 2 (IV четверть)
УМК: «Школа России».
Тема: "Применение алгоритмов при решении задач и уравнений"
Тип урока: урок построения системы знаний.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Задачи урока:
закреплять понимание конкретного смысла умножения и формировать умение применять имеющиеся знания на практике;
продолжить работу по формированию общего умения решать задачи;
закреплять изученные вычислительные приёмы.
Предметные результаты:
Понимать конкретный смысл умножения.
Решать задачи изученных видов.
Использовать изученные вычислительные приёмы.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивных УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).Оборудование:
Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, выполненная в Power Point, рабочая тетрадь, учебник.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши, индивидуальный раздаточный материал.
Последовательность этапов урока
Организационный момент.
Мотивация познавательной деятельности.
Актуализация опорных знаний.
Организация познавательной деятельности.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
II. Мотивация познавательной деятельности.
-Начинаем наш урок математики.
- Откройте учебник на стр. 77.
- Посмотрите, с какими заданиями мы будем работать на уроке.
- Назовите виды заданий.
(Примеры с разными действиями, задачи, уравнения)
- На уроках мы выполняли похожие задания?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Закрепление изученного материала)
- Ребята, зачем нам надо повторять, закреплять изученный материал?
(Хорошо знать предмет, готовиться к итоговой контрольной работе за год, узнать для себя какие задания вызывают затруднения и с ними поработать).
III. Актуализация опорных знаний.
- Найдите в учебнике задание №1.
- Что надо сделать?
(Объяснить, почему верны равенства).
- Прочитайте равенства первого столбика.
- С помощью какого действия записаны равенства?
( С помощью умножения).
- Вспомните компоненты умножения.
(Множитель, множитель, произведение).
- Объясните, почему равенства 1 столбика =?
(Одинаковые множители в левой и правой части).
- Какое правило знаем?
(От перестановки множителей, произведение не меняется).
- Посмотрите на второй столбик.
- Прочитайте первое равенство.
(10*4 + 10=10*5)
- Почему равенство верное?
- Множители в лев. и прав. частях одинаковые?
(Нет, но в лев. части добавляется 1 слагаемое, можно заменить на 10*5, всё равно по 10 взять 5 раз).
- Прочитайте следующее равенство и объясните соседу по парте, почему равенство верно.
(Работа в паре).
- Выполните похожее задание №2, работая в паре.
- Что надо сделать?
(Сравнить).
- Вспомним, как мы работаем с неравенством.
1.Прочитать выражение.
2.Найти значение левой части.
3.Найти значение правой части.
4.Сравнить левую и правую части.
5.Написать нужный знак.
- Ребята, а как называется выполнение задания в определённой последовательности (пошаговое выполнение)?
(Алгоритм).
-Подумайте, надо ли в №2 считать значение правой и левой части, чтобы их сравнить.
Работа в паре.
Проверка на доске по эталону ( с объяснением учеников).
- Оцените своё выполнение задания на листе самооценивания. Рядом с заданием №2 - сравнение выражений, раскрасьте круг нужным цветом.
(Нет ошибок - зелёный,1-2 ошибки - синий,
больше 2 ошибок - красный).
IV. Организация познавательной деятельности.
1. Работа с электронной доской. (Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого).
2. Самостоятельно решите задачу №4.
- Вспомним алгоритм решения задачи.
Прочитать задачу.
Прочитать условие (представить то, о чём прочитал).
Прочитать вопрос.
Начертить схематический чертёж (или записать краткую запись).
Записать решение.
Записать ответ.
(Проверка у доски, ученик записывает решение и ответ).
- Не забудьте исправить ошибки, если они есть.
3. Следующее задание, с которым мы работаем на уроке №8 (Работа по вариантам).
- Что надо сделать?
- Как будем решать?
(Записывать пример в столбик).
- Вспомните алгоритм решения двузначных примеров в столбик.
(Алгоритм вывешивается на доску (карточки)).
- Как сделать проверку?
(С помощью обратного действия).
I в. - 1, 2 пример с проверкой,
II в. - 3, 4 пример с проверкой.Проверка по эталону на доске.
- Оцените своё умение решать примеры в столбик. Раскрасьте круг нужным цветом.
4. Назовите вид задания в №6.
(Уравнения)
- Прочитайте уравнения про себя.
- Что обозначает х ?(Неизвестное число).
- Вспомним алгоритм решения уравнения.
Записать уравнение.
Выделить целое и части.
Определить, чем является неизвестное число (целое или часть).
Вспомнить правило (нахождение части, целого).
Записать решение.
Записать проверку.
Записать ответ.
- Выберите одно уравнение и решите его.
- Проверьте решение уравнения. На столе в конверте найдите правильное решение своего уравнения. Если есть ошибки, исправьте их.
-Оцените своё умение решать уравнения.
- На листе самооценивания раскрасьте круг нужным цветом: если правильно решил - зелёный, неправильно красный.
-Оцените свою работу с задачей на листе самооценивания, раскрасьте круг нужным цветом.
(Правильно решил - зелёный, неправильно - красный).
V. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. На листе самооценивания рядом с синими и красными кругами поставьте галочку или любой другой знак.
- Как вы думаете, зачем мы выделили галочками эти задания?
(Это задания, где я допустил ошибки.)
- Все поняли, над какими заданиями вам нужно поработать?
VI. Домашнее задание.
- Запишите своё домашнее задание.
если стоят галочки рядом с заданием:
№2 - с.88 №7
№4 – с. 76 №3
№8 – с. 82 №4
№6 - с. 77 №6 (2 уравнения), которые не решали в классе.
Для тех, кто выполнил все задания без ошибок: с.77 №9 (вычисли удобным способом), геом. задача внизу стр. (нахождение периметра прямоугольника).
- Ребята, выполнили мы цель урока (повторили изученный материал, узнал каждый для себя, какие задания надо порешать, чтобы лучше подготовиться к итоговой контрольной работе)?
Молодцы, спасибо всем за работу на уроке.
Литература:
М.М. Моро, С.И. Волкова, С.И. Степанова. Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1. – М..: Просвещение, 2012.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: Просвещение, 2012..
Волкова С.И. и др.. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). – М.: Просвещение, 2012.