Конспект непрерывной образовательной деятельности по лепке на тему: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» с элементами ТРИЗ в средней группе. 
Конспект 
непрерывной образовательной деятельности 
 по лепке на тему:
«Вот ёжик – ни головы, ни ножек» с элементами ТРИЗ
 в средней группе.
Составила воспитатель 
Мартыновская Светлана Николаевна.
Октябрь 2016г.
Цель: Развитие творческого воображения детей через приемы ТРИЗ и использование нетрадиционных материалов в лепке.
Задачи:
1.Образовательные:
Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида.  Закреплять навыки лепки из целого куста пластилина, навыки раскатывания и вытягивания. Формировать основы логического анализа в категориях противоречивости (умение выделять в предметах положительные и отрицательные стороны) и сравнения.  Направлять детей на самостоятельный поиск средств образной выразительности. 
2.Развивающие:
Развивать  интерес к изобразительной деятельности, инициативу, выдумку, через экспериментирование  с художественными материалами для изображения колючей «шубки».
Развивать мелкую моторику рук. 
3.Воспитательные:
Воспитывать уверенность.
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Атрибуты:
1.Демонстрационный материал: Образец воспитателя - Ёж (иголки - веточки), схема лепки тела ежа.
2.Раздаточный материал: Пластилин коричневого и черного цвета, бусины, зубочистки, спички, семечки от подсолнечника,  семечки от арбуза,  доски для лепки, стеки, мячики – каучуки – для лепки по количеству детей.  На каждого ребенка простой карандаш и карточки «Найди общее в предметах и соедини их линией»  с учетом индивидуального развития (на левой стороне изображен еж, на правой стороне изображены в разброс: елка, иголка для шитья, книга, домик).
Предполагаемое время – 20 мин.
Предшествующая работа: 
Социально – коммуникативное развитие
1.Разучивание игры из цикла «Утро радостных встреч» «Мой дружочек»
Познавательное развитие
1.Рассматривание игрушки «Ёж»
2.Беседа: «Как ёжики живут»
3.Рассматривание изображений ежей в детских иллюстративных изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.
4. Просмотр мультфильма «Ёжик в тумане»
Речевое развитие
1.Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами» 
2.Д.И. «Какой, какая, какие»
3.Отгадывание загадок.
4.Д.И. по ТРИЗ «Хорошо – плохо»
Художественно –эстетическое развитие
1.Разучивание и пение песни «Маленький ёжик»
2.Лепка с использованием нетрадиционных материалов «Паучок»
3.Чтение рассказа Е.Чарушина «Ежик».
4.Чтение стихотворения В.Шипуновой «Ежик».;
Физическое развитие
1.Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёжик» (с каучуками)
                                                                        Ход  лепки:
Организационный  момент.
Дети заходят в группу, их встречает воспитатель.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся через игру «Мой дружочек»!
Дети: Здравствуй, здравствуй,
          Мой дружочек!                             (здороваются за руку)
          Как живешь ты?                           (ладонь направляется на друга)
          Как животик?                               (гладят себя по животу)
          За руки с тобой возьмемся,         (берутся за руки)
          И друг другу улыбнемся!            (улыбаются друг другу)
Воспитатель: - Слышу, кто - то к нам идет. Посмотрите, кто это?
Дети узнают ежа, вылепленного воспитателем (образец).
Воспитатель: - Ежик, ежик, где ты был?
Воспитатель от имени ежа: В норку яблоко катил, 
                                                На сучках грибы сушил,
В сад за грушами ходил,
Корешки в земле копал
И ежиху угощал. 
А потом в беду попал –
Рыжий лис меня поймал.
Я с собой иголки нес, 
Уколол злодея в нос – 
И клубочком под откос.
Еле ноженьки унес!
Я был не один, а с моими ежатами. Но они испугались и разбежались. Что мне делать?
        II.          Основная часть.
1.  Воспитатель: - Ребята, а мы можем помочь ежу найти своих ежат? Как?
     Варианты ответов  детей:  слепить можно
     Воспитатель:  - Конечно, можно слепить ежат!
                              - Но прежде давайте с вами пройдем за столы и немножко поиграем.
     Упражнение «Ёжик» (с каучуками).
Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит  (Круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да (Движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж
          В тёмный лес, где ты живёшь (Пускаем по столу и ловим подушечками пальце).
2.  Воспитатель: - Молодцы! А теперь давайте рассмотрим ежика. Что у него есть?
      Воспитатель с детьми рассматривают:  туловище, голова. Нос, глаза, уши. Лапы, иголки.
     Игра ТРИЗ «Хорошо – плохо».
     Воспитатель: - Как вы думаете, что хорошо, что у ежа есть иголки?
     Варианты ответов:  Хорошо то, что он может носить на иголках  яблоки, грибы; с 
     помощью иголок  может защищаться от врагов ..
     Воспитатель: - Как вы думаете, что плохо, что у ежа есть иголки?
     Варианты ответов: Плохо то, что его нельзя погладить; с иголками еж колется.
3.  Упражнение «Найди общее в предметах и соедини их».
4.  Воспитатель: - Лепить мы будем из пластилина, из целого куска. Берём весь кусок, кладем на 
     ладошку и круговыми движениями катаем шар. Затем превращаем его в яичко – спереди 
     уже, сзади шире. Вытягиваем и заостряем носик, слегка поднимаем вверх, будто ежик 
     принюхивается. Оформляем мордочку 
     Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, из чего можно сделать глаза и носик ежу?
     Варианты детей:  стекой, черным пластилином, бусинки и т.д.
     Воспитатель: - Ребята, а из чего можно сделать колючую шубку ежика? 
     Варианты детей: зубочистки, спички, семечки и т.д.                                                                               
     Если дети затрудняются, воспитатель обращает внимание на содержимое на  разносах у 
     детей на столах и сообщает, что каждый ребенок  своему ежику сам выберет материал для 
    «шубки». 
5.  Самостоятельная работа детей. 
     В ходе самостоятельной деятельности воспитатель осуществляет индивидуальную 
     работу. Неуверенным детям, предлагает обратить внимание на схему  последовательности 
     лепки.
         III.         Заключительная часть.
      Воспитатель: -  Наш ежик очень ждет своих ежат! (Дети заканчивают  работу)
      - Давайте поставим всех ежат рядом с  папой - ежом. Посмотрите, как обрадовался еж!                   
      И ежата тоже рады, что они нашлись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе 
      дело.
      - Найдите самого веселого ежики? Найдите самого хитрого ежика? Найдите самого грозного 
      ежика? Дети высказывают свои мнения.
     - Давайте споём песню про ежика.
     Воспитатель: - Вот, какие вы сегодня молодцы! А что мы с вами делали? 
     - Ежик хочет отблагодарить вас! Он передал угощение. А теперь помоем руки и будем 
      кушать яблоки.