Реализация межпредметных связей в профессиональном образовательном учреждении
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ФИЗИКИ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И СПЕЦИАЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Кузнецова Наталья Сергеевна,
преподаватель предмета «Физика»
e – mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Краевое государственное казенное профессиональное образовательное учреждение 18
г. Комсомольск – на Амуре
Межпредметные связи являются наиболее главным условием в обучении и профессиональном совершенствовании учащихся профтехучилищ. Знание лишь одних специальных предметов не дает возможности в творческом становлении личности. Педагогам необходимо создать интерес, который повлияет на активную деятельность учащихся. Все отрасли современных технологий в любой области производства тесно связаны между собой, поэтому и предметы в профтехучилищах как общеобразовательные, так и спецпредметы не могут быть изолированы друг от друга. Установление межпредметных связей обогащает жизненный опыт учащихся, повышает эффективность технической и профессиональной направленности обучения. На сегодняшний день проблема реализации проекта по осуществлению интеграции образования занимает приоритетное место в начальном профессиональном образовании.
Под интеграцией мы понимаем согласованную, целостную, взаимосвязанную деятельность всех педагогов училища, направленную на развитие всесторонне развитой, творческой личности обучающегося, а так же на новое качество образовательного процесса. В процессе интеграции обучения мы формируем у учащихся единый понятийный аппарат, проводим бинарные уроки совместно с мастерами производственного обучения, разрабатываем элективные курсы, классные часы, факультативы, создаем авторские предметные программы.
В связи с интеграцией обучения используются единые требования преподавателей и мастеров к различным формам работ и видам деятельности, вырабатываются единые критерии оценивания учащихся.
Нам, преподавателям физики, в рамках естественно – научного цикла, очень важно показать учащемуся значение современной картины мира, взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, в выбранной профессии.
Через реализацию межпредметных связей мы повышаем мотивацию учащихся к изучению предмета физики, активизируем познавательную деятельность учащихся на уроках и в мастерских на практике, помогаем понимать сущность изучаемых явлений и процессов, осуществляем целостное восприятие окружающего мира.
Задачами, являющимися на сегодняшний день приоритетными, являются:
- Совместная работа преподавателей и мастеров производственного обучения в согласовании, определении перечня межпредметных связей;
- Внесение в тематическое и поурочное планирование в соответствии с договоренностью межпредметных связей;
- Повышение активности познавательной деятельности учащихся;
- Обмен педагогическим опытом, различными технологиями, методиками, формами и методами организации познавательной деятельности на уроке, что способствуют разностороннему использованию межпредметных связей.
Преподавание физики в профессиональном училище в отличие от преподавания в школе имеет некоторые особенности, которые определяют специфику межпредметных связей. В программах по тематическому планированию целесообразно использовать материал с учетом содержания профессиональной направленности. Преподавателям физики следует учитывать, что многие физические знания будут в дальнейшем использованы в производственном обучении.
Чтобы правильно ориентировать учащихся, преподаватель физики должен быть знаком с содержанием и изложением не только предметов естественно – научного цикла, но и с предметами спецдисциплин изучаемыми учащимися по конкретной специальности. Педагоги как коллектив единомышленников вместе вырабатывают единый алгоритм для проведения уроков, формулируют основные требования к работам учащихся.
В таблице (1) представлена взаимосвязь физики с общеобразовательными дисциплинами изучаемыми, учащимися. Но считать этот список полным нельзя, так как прогресс вносит свои изменения и коррективы.
Связь физики с общеобразовательными предметами Таблица 1
Предмет
Содержание физических закономерностей
Математика
Математические методы измерения;
Статистическая обработка материала;
Планирование эксперимента;
Химия
Химические взаимодействия в физике
Основы молекулярной физики
Анатомия
Опорно-двигательная система
Обмен веществ и энергии
Простые механизмы, сила трения, диффузия.
Рычаг, механическая работа
Первый закон термодинамики
Необратимость тепловых процессов, КПД теплового двигателя
Основы термодинамики.
Световые кванты. Действие света.
Химическое действие света и его применение.
Общая биология.
Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения, биологическая защита.
Законы термодинамики для объяснения закономерностей потоков энергии в биосистемах;
Биомеханика – передвижение, работа, сила;
Физические свойства тел, сред и т.д.
Астрономия
Организация планетных систем
Солнечная система и её структура, место планеты Земля в Солнечной системе
Изучение влияния Космоса, геомагнитных волн, смены фаз Луны на течение процессов жизнедеятельности;
Космические компоненты абиотической среды;
«Жизнь во Вселенной»
Экология
Первый закон термодинамики
Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового излучения на организм
Электромагнитные волны.
География
Биосфера
Первый закон термодинамики
Тепловые двигатели и охрана природы
Основы термодинамики.
Распространение геосистем в пространстве, их связи со средой;
Климат;
Ландшафты, географическая оболочка.
История
(обществознание)
Социальная природа человека (человечества);
История физических открытий, предпосылки.
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», - Я.А. Коменский. Мы, преподаватели естественно – научного цикла должны работать в содружестве с мастерами производственного обучения. В следующей таблице (2) представлена взаимосвязь физики со спецдисциплинами изучаемыми в профессиональном училище по профессиям «Повар» и «Портной».
Связь физики со специальными дисциплинам: Таблица 2
·
Приведем фрагмент из перспективно – тематического плана по предмету физики с учетом профилирования по специальности «Портной».
Таблица 3
4
Механизация процессов швейного производства (2)
5
Траектория движения рабочих органов швейных машин (2)
7
Скорость, ускорение швейных машин (2)
9
Движение по окружности, особенности обработки кроя (при работе с различными материалами
11
Вращательное движение в швейных машинах (2)
12
Передачи вращательного движения в швейных машинах (2)
13
Преобразование вращательного движения в поступательное в швейных машинах (2)
15
Инерция и её учет при работе за швейной машиной (2)
3.2
Аморфные тела, клеевые материалы (2)
3.4
Деформации тканей, игл, ниток, деталей швейных машин (2)
3.5
Механические свойства тканей: прочность, удлинение, износостойкость, жесткость и т.д. Определение сорта ткани по показателям механических свойств(2)
3.6
Лабораторная работа: «Определение удлинения ткани» (2)
3.7
Физические свойства ниток, тканей (2)
3.8
Напряжение нити, ткани. Обрыв нитки
4.1
Внутренняя энергия. Утепляющие материалы (поролон, мех) (2)
4.3
Количество теплоты. Влажно - тепловая обработка швейных изделий (2)
4.11
Техника безопасности при влажно - тепловой обработке изделий (2)
5.3
Электризуемость тканей (2)
5.5
Учет статистического электричества при работе швейных машин (2)
8.16
Электродвигатель, устройство, принцип действия, назначение.
8.17
Электропроводимость швейных машин и средств ВТО
8.18
Управление швейными машинками
8.19
Принцип взаимодействия электродвигателя и механизмов швейных машин
8.20
Учёт самоиндукции при включении и выключении электродвигателя швейной машины
10.11
Применение закона отражения при выборе освещения рабочего места
10.13
Дисперсия света (2)
10.14
Цвета тел. Понятие окраски тел
10.15
Влияние цвета на психическое состояние человека (2)
10.16
Цветовое проектирование современной одежды (2)
Большое значение имеет профилирование задач, решаемых на уроках. Приводим некоторые из них, используемые на занятиях при подготовке учащихся по профессии «Повар – кондитер »:
1. Камень шлифовального станка имеет на рабочей поверхности скорость 30 м/с. Ножи прижимаются к камню с силой 100 Н, коэффициент трения 0,2. Какова механическая мощность двигателя станка? Потери в механизме привода не учитывать.
2. Вал мясорубки, радиус которой 2 см, делает один оборот за 0,05 с. Определите частоту вращения, угловую и линейную скорости точек поверхности вала.
3. Официант несет на подносе стаканы с водой, период собственных колебаний которых 1,6 с. При какой скорости движения официанта вода начнет особенно сильно выплескиваться, если длина его шага 60 см?
4. Находившаяся в стакане вода массой 200 г полностью испарилась за 20 суток. Сколько в среднем молекул воды вылетало с ее поверхности за 1 с?
5. Вычислить КПД газовой горелки, если на нагревание чайника с 3 л воды от 10 °С до кипения было израсходовано 60 л газа. Теплоемкость чайника 100 Дж/К, теплота сгорания 36 МДж/м3.
6. Алюминиевый чайник массой 400 г, в котором находится 2 кг воды при 10 °С, помещают на газовую горелку с КПД 40%. Какова мощность горелки, если через 10 мин вода закипела, причем 20 г воды выкипело?
7. Сила тока в обмотке электромотора мясорубки равна 12,5 А при напряжении на полюсах 110 В. Какую работу совершит ток в течение 1 ч 30 мин и какова его мощность?
8. Рассчитайте коэффициент полезного действия электрокипятильника, если известно, что при силе тока 5 А и напряжении 220 В он может в течение 8 мин нагреть 600 г воды от 12 °С до кипения.
9. Определите КПД кипятильника, в котором в течение 15 мин нагрелось 720 г воды от 20 до 100 °С при силе тока 4 А и напряжении 120 В.
Ученик, успешно освоив на одном уроке определенные навыки, смело демонстрирует их и на других предметах, получая положительные отметки.
Определенные наработки в этом направлении сделаны и в нашем училище. Совместно с учителями биологии, химии, физики, литературы, а также с мастерами производственного обучения сформулированы единые требования к написанию и оформлению рефератов, докладов, сообщений, а также выполнению исследовательских работ.
Результатом выбранного подхода к обучению является:
1. Применение учащимися на выпускных квалификационных экзаменах знаний смежных дисциплин.
2. Интегративный подход в обучении как помощь в развитии личности учащегося, формирование потребности к учению и саморазвитию.
3. Данный подход позволяет диагностировать результат деятельности учителей смежных дисциплин.
4. Развитие интереса к предмету физика, формирование целостности понимания единства «Человек природа общество».
Оборудование легкой промышленности
- Передача механического движения в механическом оборудовании
- Законы электрических явлений
- Законы механики
- Законы динамики
Оборудование пищевой промышленности
- Передача механического движения в механическом оборудовании
- Законы электрических явлений
- Законы механики
- Законы динамики
Материаловедение
- Гидромеханическая обработка материалов
- Цветовая гамма материалов
- Физико – механические свойства материалов
- Физические свойства волокон
- Температурный режим обработки материалов
- Виды деформации материалов
Конструирование и моделирование одежды
- Зрительные иллюзии в моделирование одежды
- Цветовая гамма и спектр цветов в выборе ткани при конструировании и раскрое
- Транзисторы. Использование компьютера при моделировании
Для познания
Физических закономерностей
Кулинария
- Свойства газов, жидкостей и их взаимные превращения
- Строение и свойства твердых тел
- Температура. Тепловое равновесие. Температурный режим
- Дисперсия света. Цвета тел. Понятие окраски тел. Влияние цвета на психическое состояние и аппетит человека
Практические занятия
Взаимосвязь выше перечисленных предметов по специальности учащегося для полноценной картины обучения
Заголовок 115