Формирование профессиональной направленности ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 
Формирование профессиональной направленности    обучающихся в   профессиональной образовательной организации   посредством современных методов обучения 
Ерохина П.А. ГОУ СПО «Шумихинский аграрно-строительный колледж»
            В современных условиях  профессиональное образование  определяют как  взаимосвязанный процесс и результат  профессионального  обучения и    профессионального воспитания, становления  и развития личности   человека.     
Овладение профессией – сложный диалектический процесс, в котором  взаимосвязаны и взаимообусловлены объективные и субъективные факторы, сознательные и регулируемые действия, активность личности. Неоспоримым фактом является то, что наиболее успешно личность  формируется в деятельности. Успех деятельности  человека зависит от его направленности, которая  определяет всё поведение личности, ее активность, отношение к себе, к окружающим. Необходимо отметить, что направленность достаточно хорошо раскрывается в избранной человеком главной сфере деятельности. Профессиональная деятельность человека является основой его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации.  
              На современном этапе общество предъявляет  к профессиональной подготовке выпускников     высокие требования - нужны специалисты, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность,  способные практически решать встающие перед ними  жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня образовательному учреждению необходимо гарантировать такой уровень образовательных услуг, который  бы отвечал  интересам работодателей.  
               На современном этапе  развития общества педагогу-практику  необходимо   четко  представлять  цели образования, исходя  из  понимания  процесса модернизации образования как внесение изменений в соответствии с требованиями  современности, введения различных усовершенствований цели образования в   государственной политике обозначаются согласно  Закону  РФ  «Об образовании»:
- обеспечение  самоопределения личности, создание условий для  ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной  современному уровню знаний и уровню образовательной программы  картины мира;
- формирование человека и гражданина.
          Подготовить квалифицированного  работника  соответствующего  уровня и профиля, конкурентоспособного  на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного  в смежных  областях, способного к эффективной работе по специальности  на уровне  мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности можно,  применяя в образовательном   процессе современные технологии и методы  обучения.              По данным  психолого-педагогических исследований, примерно половина поступающих   очень мало знают или совсем не знают о выбранной профессии. Около трети  обучающихся недовольны выбранной профессией, а примерно 60% после окончания обучения не работают по полученной специальности.
        Мастеру производственного обучения  после зачисления  обучающихся  следует определить уровень их профессиональной направленности.   Высокий уровень профнаправленности обучающихся связан  с преобладанием активно-деятельностных  форм удовлетворения  интереса  к содержанию труда, осознанием социальной значимости  выбранной профессии. Низкий уровень профессиональной направленности характеризуется преобладанием материальных мотивов выбора профессии (зарплата, условия труда и т.д.) или косвенных мотивов по отношению   к  выбранной профессии (принуждение родителей, репутация учебного заведения) на фоне отсутствия интереса к данной деятельности. 
             В первую  очередь мастеру следует обращать внимание  на категорию обучающихся  с низким уровнем профессиональной направленности (они иногда составляют  большую часть  учебной группы), изучать причины  столь  «прохладного» отношения   к будущей профессии. Для этого целесообразно  определить мотивы выбора профессии, интересы, ценностные  ориентации. Равнодушное  отношение  к будущей специальности  позволят применить  возможные варианты  педагогической коррекции такие как коллективные профориентационные встречи      с работодателями вовлечение   в работу  технического кружка, подготовка тематических  сообщений о профессии, проведение исследований   своего семейного профессионального древа. Выявленный уровень профессиональной направленности поможет мастеру наметить  индивидуальную траекторию ее дальнейшего развития, самовоспитания   обучаемых.
        При высоком уровне профнаправленности, задача мастера будет заключаться в том, чтобы  поддержать  и повысить  этот уровень.
         Дальнейшее  результативное формирование профессиональной направленности    обучающихся в   ОУ,   посредством реализации   инновационных технологий, применяемых в теоретическом, производственном обучении; профессиональной направленности изучения общеобразовательных учебных предметов; взаимодействия   со школой и предприятием;    влияние на этот процесс   информационно–компьютерных технологий, применяемых в теоретическом, производственном обучении позитивно   сказывается   на качестве профессиональной подготовки, конкурентоспособности  выпускников на рынке труда.
             Мы полагаем,  что построение образовательного процесса с использованием мультимедийных ресурсов, как в изучении предметов общеобразовательной так и профессиональной подготовки, производственного обучения, в последующей профессиональной деятельности должно опираться на методы активного обучения, способствующие формированию профессиональной направленности  обучающихся. 
             Наиболее распространенным методом обучения является объяснительно – иллюстративный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. В условиях отсутствия в учреждениях НПО плакатов, макетов по современному оборудованию,   технологиям, материалам значительную роль в этом могут сыграть презентации, содержащие фото – видеоресурсы по изучаемому материалу. Деятельность обучающихся заключается в восприятии, осмыслении, запоминании новой информации. Организуя преподнесение учебного материала с помощью мультимедиа, педагог оказывает влияние на активизацию деятельности обучаемых.   Привлечение  обучающихся     к  подборке материала по определенным темам  из учебных пособий, Интернета, к оформлению  собранного материала  в слайд-презентации,  умение   использовать  мультимедийную технику, интерактивную доску самими обучающимися повысит  интерес   к изучаемым   проблемам  в разы. Это  положительно отразится на  отношении  обучаемых  к своей будущей профессии.  Использование мультимедийных ресурсов  приводит к изменению  мотивации   будущих рабочих  к получению теоретических и профессиональных знаний на более высоком уровне.             
         Каждый педагог понимает, что одна из государственных задач, решаемая им,  состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Использование активных методов обучения в сочетании с использованием   мультимедиа способствует  этому:
- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;
- развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения:
-воспитание уверенности, необходимой для защиты своих позиций перед другими;
-совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.
        Задача мастеров производственного обучения и преподавателей  при формировании профессиональной направленности обучающихся заключается в научении обучающихся   планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе. Наиболее   адекватными  целевым установкам формирования профессиональной направленности обучающихся являются  интерактивные методы обучения,  позволяющие в сочетании  с мультимедиасредствами   превратить процесс формирования  профессиональной направленности обучающихся    в яркую   учебно-производственную деятельность. К таким методам относятся  метод учебных проектов,      деловые и дидактические игры, кейс –  метод.
        Так, метод проектов, предполагает не только    наличие значимой проблемы для обучающегося, не просто ее исследование, поиск путей решения, но и практическое применение результатов.  Метод проектов  привлекателен в изучении  предметов профессионального цикла тем, что  проблема  соотносится с практической  реализацией  результатов ее решения.  Для наибольшей эффективности проект обычно выполняют  в группе. Преподаватель направляет деятельность  обучаемых в нужном русле для самостоятельного поиска решений. В результате  они должны самостоятельно рассмотреть проблему, постараться ее решить, привлекая  необходимые знания из области других  предметов. В основе метода проектов лежит  формирование  компетенций обучающихся:    самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять свое творчество, работать в команде. Перечень проектов, разработанных в ГОУ СПО «Шумихинский аграрно –   строительный колледж» приведены  в Приложении 1.
         Кейс-метод, используемый  в профессиональном   обучении, активизируя учебный процесс, позволяет успешно решать  следующие  задачи:
-овладевать  навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;
- оперативно принимать решения – «здесь и сейчас»;
- отрабатывать умение  востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной  ситуации (правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»);
- вырабатывать умение осуществлять  презентацию (убедительно преподносить, обосновывать, защищать свою точку зрения);
-развивать умение  самостоятельно принимать  решения на основе группового анализа ситуации:
-овладевать  практическим опытом, извлекать пользу из своих и чужих ошибок.
              Для анализа  предлагаются  ситуации, в которых  даются исходные условия и требуется  либо найти вариант решения, либо  внести коррективы  в имеющееся решение. Методика решения кейсов учит извлекать общие выводы из частных примеров, формирует навык практического пользования общими правилами, приемами, но вместе  с тем имеет    недостаточную выраженность критического подхода   к собственной деятельности на этапе рефлексии, поскольку реальный опыт   участниками     кейса не переживался.
          Полагаясь на  определение, что  под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера,     можно сделать вывод, что деловая игра – форма деятельности людей, имитирующая те или иные  практические ситуации, один из методов активизации  учебного процесса. В.Я.Платов (автор одного из учебников по деловым играм) отмечает, что  в деловой игре  синтезируются признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования, ситуационно-ролевых игр.
Необходимо отметить, что деловая игра как интерактивный метод обучения позволяет сместить в учебном процессе акцент  с системы знаний на систему  навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества, т.е. на значимую деятельность. Имитация  ситуации деятельности  осуществляется в реальном учебном процессе. Участники игры анализируют, отбирают данные, ставят и решают задачи реально, значит, происходит освоение  новой  профессиональной информации и развитие умений. Т.к. деловая игра является коллективным методом обучения и развития, то при выработке решений в группе и при анализе или критике на ней отрабатываются навыки сотрудничества, делового партнерства, формируются личностные и деловые  умения и навыки, развиваются профессиональные компетентности.
                Результаты применения учебных проектов, деловых игр, кейс – метода в сочетании с мультимедиасредствами  в профессиональном  обучении и воспитании        позволяют сделать выводы о том, что   есть положительная динамика,   в  формировании профессиональной направленности  обучающихся  в экспериментальных группах    в сравнении  с результатами    в группах,  где    активные  методы обучения  не применялись или применялись   не в  системе. Литература 
Зеер.Э.Ф Психология профессионального образования: практикум: учебное пособие для студ. высш.уч.заведений/Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова. – М.: Изд.центр «Академия»,2008. -144 с.
Ерохина, П.А. Метод проектов как один из путей  формирования  профессиональной направленности учащихся лицея, Этнодидактика  народов России: деятельностно- компетентный  подход к обучению. Матер.5 Международной научно-практ.конф. (Нижнекамск,27 апреля 2007г.)/ под ред.Ф.Г. Ялалова.-Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007.- С.101-102.
 Ерохина,П.А.Новые направления социально-профессиональной мотивации учащихся лицея, Социальная направленность  в технологическом и профессиональном  образовании: Материалы  областных педагогических  чтений. 23 мая 2007г/ Институт  повышения  квалификации  и переподготовки работников  образования  Курганской области.- Курган, 2007.- С.27-30. 
Ерохина, П.А. Роль инновационных технологий в формировании  профессиональной направленности учащихся  лицея,  Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения. Сборник научно-метод.материалов РГППУ - Екатеринбург, 2007.- С. 52-58.
 Панфилова,А.П.Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: уч. пос. для ст. высш. учеб. заведений/А.П.Панфилова. – М.И.Ц. «Академия», 2009. – 192 с.