Формирование профессиональной направленности ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Формирование профессиональной направленности обучающихся в профессиональной образовательной организации посредством современных методов обучения
Ерохина П.А. ГОУ СПО «Шумихинский аграрно-строительный колледж»
В современных условиях профессиональное образование определяют как взаимосвязанный процесс и результат профессионального обучения и профессионального воспитания, становления и развития личности человека.
Овладение профессией – сложный диалектический процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены объективные и субъективные факторы, сознательные и регулируемые действия, активность личности. Неоспоримым фактом является то, что наиболее успешно личность формируется в деятельности. Успех деятельности человека зависит от его направленности, которая определяет всё поведение личности, ее активность, отношение к себе, к окружающим. Необходимо отметить, что направленность достаточно хорошо раскрывается в избранной человеком главной сфере деятельности. Профессиональная деятельность человека является основой его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации.
На современном этапе общество предъявляет к профессиональной подготовке выпускников высокие требования - нужны специалисты, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня образовательному учреждению необходимо гарантировать такой уровень образовательных услуг, который бы отвечал интересам работодателей.
На современном этапе развития общества педагогу-практику необходимо четко представлять цели образования, исходя из понимания процесса модернизации образования как внесение изменений в соответствии с требованиями современности, введения различных усовершенствований цели образования в государственной политике обозначаются согласно Закону РФ «Об образовании»:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- формирование человека и гражданина.
Подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности можно, применяя в образовательном процессе современные технологии и методы обучения. По данным психолого-педагогических исследований, примерно половина поступающих очень мало знают или совсем не знают о выбранной профессии. Около трети обучающихся недовольны выбранной профессией, а примерно 60% после окончания обучения не работают по полученной специальности.
Мастеру производственного обучения после зачисления обучающихся следует определить уровень их профессиональной направленности. Высокий уровень профнаправленности обучающихся связан с преобладанием активно-деятельностных форм удовлетворения интереса к содержанию труда, осознанием социальной значимости выбранной профессии. Низкий уровень профессиональной направленности характеризуется преобладанием материальных мотивов выбора профессии (зарплата, условия труда и т.д.) или косвенных мотивов по отношению к выбранной профессии (принуждение родителей, репутация учебного заведения) на фоне отсутствия интереса к данной деятельности.
В первую очередь мастеру следует обращать внимание на категорию обучающихся с низким уровнем профессиональной направленности (они иногда составляют большую часть учебной группы), изучать причины столь «прохладного» отношения к будущей профессии. Для этого целесообразно определить мотивы выбора профессии, интересы, ценностные ориентации. Равнодушное отношение к будущей специальности позволят применить возможные варианты педагогической коррекции такие как коллективные профориентационные встречи с работодателями вовлечение в работу технического кружка, подготовка тематических сообщений о профессии, проведение исследований своего семейного профессионального древа. Выявленный уровень профессиональной направленности поможет мастеру наметить индивидуальную траекторию ее дальнейшего развития, самовоспитания обучаемых.
При высоком уровне профнаправленности, задача мастера будет заключаться в том, чтобы поддержать и повысить этот уровень.
Дальнейшее результативное формирование профессиональной направленности обучающихся в ОУ, посредством реализации инновационных технологий, применяемых в теоретическом, производственном обучении; профессиональной направленности изучения общеобразовательных учебных предметов; взаимодействия со школой и предприятием; влияние на этот процесс информационно–компьютерных технологий, применяемых в теоретическом, производственном обучении позитивно сказывается на качестве профессиональной подготовки, конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Мы полагаем, что построение образовательного процесса с использованием мультимедийных ресурсов, как в изучении предметов общеобразовательной так и профессиональной подготовки, производственного обучения, в последующей профессиональной деятельности должно опираться на методы активного обучения, способствующие формированию профессиональной направленности обучающихся.
Наиболее распространенным методом обучения является объяснительно – иллюстративный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. В условиях отсутствия в учреждениях НПО плакатов, макетов по современному оборудованию, технологиям, материалам значительную роль в этом могут сыграть презентации, содержащие фото – видеоресурсы по изучаемому материалу. Деятельность обучающихся заключается в восприятии, осмыслении, запоминании новой информации. Организуя преподнесение учебного материала с помощью мультимедиа, педагог оказывает влияние на активизацию деятельности обучаемых. Привлечение обучающихся к подборке материала по определенным темам из учебных пособий, Интернета, к оформлению собранного материала в слайд-презентации, умение использовать мультимедийную технику, интерактивную доску самими обучающимися повысит интерес к изучаемым проблемам в разы. Это положительно отразится на отношении обучаемых к своей будущей профессии. Использование мультимедийных ресурсов приводит к изменению мотивации будущих рабочих к получению теоретических и профессиональных знаний на более высоком уровне.
Каждый педагог понимает, что одна из государственных задач, решаемая им, состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Использование активных методов обучения в сочетании с использованием мультимедиа способствует этому:
- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;
- развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения:
-воспитание уверенности, необходимой для защиты своих позиций перед другими;
-совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.
Задача мастеров производственного обучения и преподавателей при формировании профессиональной направленности обучающихся заключается в научении обучающихся планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе. Наиболее адекватными целевым установкам формирования профессиональной направленности обучающихся являются интерактивные методы обучения, позволяющие в сочетании с мультимедиасредствами превратить процесс формирования профессиональной направленности обучающихся в яркую учебно-производственную деятельность. К таким методам относятся метод учебных проектов, деловые и дидактические игры, кейс – метод.
Так, метод проектов, предполагает не только наличие значимой проблемы для обучающегося, не просто ее исследование, поиск путей решения, но и практическое применение результатов. Метод проектов привлекателен в изучении предметов профессионального цикла тем, что проблема соотносится с практической реализацией результатов ее решения. Для наибольшей эффективности проект обычно выполняют в группе. Преподаватель направляет деятельность обучаемых в нужном русле для самостоятельного поиска решений. В результате они должны самостоятельно рассмотреть проблему, постараться ее решить, привлекая необходимые знания из области других предметов. В основе метода проектов лежит формирование компетенций обучающихся: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять свое творчество, работать в команде. Перечень проектов, разработанных в ГОУ СПО «Шумихинский аграрно – строительный колледж» приведены в Приложении 1.
Кейс-метод, используемый в профессиональном обучении, активизируя учебный процесс, позволяет успешно решать следующие задачи:
-овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;
- оперативно принимать решения – «здесь и сейчас»;
- отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации (правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»);
- вырабатывать умение осуществлять презентацию (убедительно преподносить, обосновывать, защищать свою точку зрения);
-развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации:
-овладевать практическим опытом, извлекать пользу из своих и чужих ошибок.
Для анализа предлагаются ситуации, в которых даются исходные условия и требуется либо найти вариант решения, либо внести коррективы в имеющееся решение. Методика решения кейсов учит извлекать общие выводы из частных примеров, формирует навык практического пользования общими правилами, приемами, но вместе с тем имеет недостаточную выраженность критического подхода к собственной деятельности на этапе рефлексии, поскольку реальный опыт участниками кейса не переживался.
Полагаясь на определение, что под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера, можно сделать вывод, что деловая игра – форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, один из методов активизации учебного процесса. В.Я.Платов (автор одного из учебников по деловым играм) отмечает, что в деловой игре синтезируются признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования, ситуационно-ролевых игр.
Необходимо отметить, что деловая игра как интерактивный метод обучения позволяет сместить в учебном процессе акцент с системы знаний на систему навыков, умений, способов поведения, отношений, приемов творчества, т.е. на значимую деятельность. Имитация ситуации деятельности осуществляется в реальном учебном процессе. Участники игры анализируют, отбирают данные, ставят и решают задачи реально, значит, происходит освоение новой профессиональной информации и развитие умений. Т.к. деловая игра является коллективным методом обучения и развития, то при выработке решений в группе и при анализе или критике на ней отрабатываются навыки сотрудничества, делового партнерства, формируются личностные и деловые умения и навыки, развиваются профессиональные компетентности.
Результаты применения учебных проектов, деловых игр, кейс – метода в сочетании с мультимедиасредствами в профессиональном обучении и воспитании позволяют сделать выводы о том, что есть положительная динамика, в формировании профессиональной направленности обучающихся в экспериментальных группах в сравнении с результатами в группах, где активные методы обучения не применялись или применялись не в системе. Литература
Зеер.Э.Ф Психология профессионального образования: практикум: учебное пособие для студ. высш.уч.заведений/Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова. – М.: Изд.центр «Академия»,2008. -144 с.
Ерохина, П.А. Метод проектов как один из путей формирования профессиональной направленности учащихся лицея, Этнодидактика народов России: деятельностно- компетентный подход к обучению. Матер.5 Международной научно-практ.конф. (Нижнекамск,27 апреля 2007г.)/ под ред.Ф.Г. Ялалова.-Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2007.- С.101-102.
Ерохина,П.А.Новые направления социально-профессиональной мотивации учащихся лицея, Социальная направленность в технологическом и профессиональном образовании: Материалы областных педагогических чтений. 23 мая 2007г/ Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.- Курган, 2007.- С.27-30.
Ерохина, П.А. Роль инновационных технологий в формировании профессиональной направленности учащихся лицея, Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения. Сборник научно-метод.материалов РГППУ - Екатеринбург, 2007.- С. 52-58.
Панфилова,А.П.Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: уч. пос. для ст. высш. учеб. заведений/А.П.Панфилова. – М.И.Ц. «Академия», 2009. – 192 с.