Из опыта работы с кадетскими классами казачьей направленности


Из опыта работы с кадетскими классами казачьей направленности
В МАОУ «СОШ №52 г. Улан-Удэ»
(авторы: Гапоненко Н.В., директор школы, Чужакина Е.В., заместитель директора по ВР, Лубсанова Д.Ж., заместитель директора по УВР)lefttop
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
На современном этапе развития отечественного образования на наши школы возложена огромная ответственность по воспитанию и подготовке нового поколения нашего общества, которое будет активным и целеустремленным, с хорошо сформированным творческим мышлением. Также, одной из главных задач школы является воспитание детей в духе патриотизма и любви к Родине, что должно стать основой для дальнейшего саморазвития и формирования грамотного и здорового поколения, которое будет прославлять нашу родную страну во всем мире. Патриотическое воспитание молодежи вновь становится приоритетом современной российской государственности.
Школа – один из действенных институтов, с которым вступает в контакт подавляющая часть населения, идеальное место для осуществления мер по развитию личностных качеств, патриотическому и нравственному воспитанию, школа является - идеальным источником информации. Она традиционно определяет мотивацию в семье, поскольку дети нередко обсуждают с родителями информацию по вопросам саморазвития, самоопределения. Поэтому, формирование духовно-нравственного здоровья, гражданской позиции школьника в процессе обучения всегда являлось приоритетным направлением развития нашей школы.
В 2010-2011 учебном году в школе открыт первый кадетский класс казачьей направленности. Целью, которого является воспитание кадет на основе духовных ценностей российского казачества посредством приобщения  к истории, традициям, художественным проявлениям культуры казачества, к основам Православия, реализации программы начального (допризывного) военного обучения -          совершенствовать их интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие, создавая основу подготовки молодого поколения граждан к служению интересам российского государства на гражданском и военном поприще.
Поэтому основным направлением развития познавательных и созидательных способностей стала личность ученика, которая:
может работать в команде,
может принимать самостоятельные решения,
может проявлять инициативу,
быть патриотом, готовым брать на себя ответственность за судьбу своей страны и родного края
умеет делать ответственный выбор,
умеет вести переговоры,
готов к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой,
оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.
Проектируемые существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования.
Для реализации проекта были выбраны учащиеся 7 классов, так как семиклассники — это граница между детством и отрочеством. В возрастных особенностях психологи отмечают такие характеристики: чувство взрослости, которое проявляется в потребности равноправия, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Роль учителя приобретает новое значение: создание атмосферы доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Исходя из психологических особенностей возраста, учащиеся обладают коммуникативными навыками, имеют определенный опыт в обучении и воспитании, поэтому легко примут нововведения. Именно в этом возрасте закладываются ценности: духовность, нравственность, патриотизм, гуманность, культура, мужественность.
Расписание дня учащихся кадетского класса делится на две части: первая половина дня – занятия по общеобразовательным предметам; вторая половина дня -
по следующим направлениям:
Военно-патриотическое
Духовно-нравственное
Художественно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Направления работы представлены дополнительными курсами, обязательными для изучения всеми кадетами:
общая история казачества
история регионального казачества
начальная военная подготовка
краеведение
история русской армии
культура казачества России и региональная казачья культура.               
Для развития силы, ловкости, выносливости, быстроты в действиях введены занятия:
рукопашный бой
строевая подготовка
владение традиционным казачьим оружием
владение оружием ВС 
       Для приобщения к искусству и раскрытию творческого потенциала кадет организованы:вокал
основы традиционного народного и современного танца.
Казачьи кадетские классы не раз выходили победителями на разных уровнях, только по итогам 2015/2016г.г. кадеты завоевали 1 место в Республиканском этапе военно-спортивной игры «Сполох»; 3 место на Всероссийском этапе; диплом 1 степени III Международного форума «Интеграция на великом чайном пути»; диплом I степени международного фестиваля-конкурса «Улан-Удэ – моей Бурятии звезда». В школе сложилась система кадетского воспитания, направленная на подготовку выпускников к служению Отечеству, на государственном и военном поприще. Кадетские классы востребованы среди родителей и учащихся. Особенностью организации образовательного процесса в них является интеграция основного и дополнительного образования. На сегодняшний день в школе функционируют 3 кадетских класса.