Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 — 4 классов (1-й год обучения) «Волшебная сила слов»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»
Руководитель методического объединения учителей начальных классов
МКОУ «Товарковская
СОШ 1»
__________Р.А.ПокровскаяПротокол №_____
от «___»___________ 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________ С.А.Шустрова
«___»_________ 2014 г. «Утверждаю»
Директор МКОУ «Товарковская СОШ 1»
_________Е.А.АбрамоваПриказ №_______
от «___»_________ 2014 г.
Программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
для 1 - 4 классов (1-й год обучения)
«Волшебная сила слов»
на 2014/2015 учебный год



Составитель программы:
Карпухина О.В., учитель первой категории
Пояснительная записка
Программа скорректирована на основе программы «Детская риторика» Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2013г., а также программы «Речь», Т.Н.Соколова. -М.: Росткнига, 2010г. Безусловно, изучение предмета «Развитие речи и детского речевого творчества» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Это уникальная программа для учащихся начальных классов в системе внеурочной деятельности.
Цели и задачи образовательной деятельности учебного курса.
Цель занятий, проводимых по данной программе, – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Развитие речи и детского творчества способствует более прочному сознательному усвоению изученного на уроке, содействует совершенствованию навыков лингвистического анализа, решает проблемы интеллектуального развития младших школьников. В сознании детей формируется понятие о языке не только как средстве общения, но и как о возможности познания культуры своего народа как части огромного мира. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому развитие речи и детского творчества как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям современного информационного общества. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся. Занятия выстроены следующим образом:
1). Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2). Основная часть. Выполнение заданий проблемно - поискового и творческого характера.
3).Занимательные задания (игры - загадки, игры - задачи и т.д.)
Общая характеристика учебного курса.
Программный материал разделен на 5 разделов.
Речь. Техника и выразительность речи.
Слово.
Предложение и словосочетание.
Текст.
Культура общения.
Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.
Повторное изучение материала проходит всегда на более высоком уровне обобщения с учетом возросших познавательных возможностей.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание развития речи и детского творчества как предмета гуманитарного цикла может осуществляться за счёт дополнительных часов, отведённых на внеурочную деятельность согласно новым образовательным стандартам. Объём учебного времени, отводимого на изучение развития речи и детского творчества с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Развитие речи и детского творчества даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, проектов, газет, фотовыставок) и т.д.Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода;
- учение без принуждения, обучение с увлечением;
- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
- от практики – к теории и опять к практике;
- научности и доступности;
- исследование, творчество, поиск – залог успеха.
Для реализации поставленных целей необходимо соблюдение следующих условий:
- свободная атмосфера в классе;
- доверие и уважение к ученикам, предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;
- внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям;
- высокий уровень познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, решение субъективно-творческих задач при изучении новых тем.
«Учитель достигнет желаемого результата, если он сам, как личность, не чужд постоянному поиску, творчеству, созиданию». (М. Р. Львов)
В уроки курса по развитию речи включены упражнения для развития речевого и фонематического слуха (речевые разминки), логопедические задания, упражнения для формирования навыков выразительного эмоционального чтения, игры на развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления и речи, эмоциональной сферы ребенка) упражнения на чистоту и правильность произношения. На занятиях предоставляется возможность развивать речь в учебном диалоге, дискуссии, организуется продуктивное учебное сотрудничество, когда школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам, разграничивают знание и незнание, поиск недостающей информации, рефлексию к достижению поставленной цели. Формируют предпосылки творческой деятельности в процессе обучения - создание речевых проблемных ситуаций, создание и решение этических ситуаций, их проектирование и прогнозирование решения, включение интеллектуально-лингвистических ситуаций, моделирование и импровизация речевых ситуаций, сказок и загадок, стихов, изменение и моделирование сюжета, иллюстрирование, драматизация, сопереживания героям, сочинения разных типов, творческие языковые и дидактические игры. Для проведения занятий актуальны игровые, коммуникативные, исследовательские (проблемно-поисковые) технологии. Ведущие методы обучения – деятельностный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, эвристический, учебный диалог и дискуссия, общения (обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава), способствующие развитию творческих способностей. Для проведения курса речевого развития следует использовать нетрадиционные формы обучения: путешествие, турнир, спектакль, ярмарка, конкурс, телепередача, конференция, диспут, праздник, творческая мастерская слова, исследование, театрализованные представления и коллективно - творческие дела, интеллектуально – творческие игры, деловые, сюжетно-ролевые, познавательные игры, творческие и исследовательские мини-проекты, выставки, концерты, аукционы, экскурсии, соревнования, олимпиады, викторины. Помогают постигать науку общения и творчества произведения художественной литературы, устного народного творчества, живопись, музыка, окружающая природа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Обучающиеся научатся:
- общественным нормам речевого поведения;
- приобретут социальные знания о социально одобряемых и неодобряемых формах речевого поведения в обществе;
- объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить
Получат возможность научиться:
- умение оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях;
- умению взаимодействовать ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения во внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Обучающиеся научатся:
- овладеют техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
-оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях;
- анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства;
- демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях;
- объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях;
- моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения;
- различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года;
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
- применять технику и выразительность речи;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
Обучающиеся должны знать:
Понятие слово. Толковый словарь.
Однозначные и многозначные слова.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Понятие о тексте. Тема текста.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения
Обучающиеся должны уметь:
Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
Редактировать простое предложение.
Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками ).
Система отслеживания и оценивания планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (обобщественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (илиотвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Средства контроля:
-  тесты;
-  индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;
-  компьютерные тесты;
-  кроссворды, различные задачи;
-  компьютерные дидактические игры.

Содержание учебного предмета
1 класс (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, жесты и мимика громкость, темп, Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание  нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову  слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение  многозначного слова  по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение  членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не  объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Культура  общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Правила разговора по телефону.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока Кол-во часов Виды учебной деятельности учащихся. дата
по плану по факту
Речь. Техника и выразительность речи.(I часть - 17 часов)
1. Умение общаться. Речь в жизни человека. Правила общения в игре. Прогулка. Народные игры. 1 Объяснять значение речи, общения в жизни людей.
Познакомиться с учебной тетрадью.
Оценивать умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Моделировать своё речевое поведение при помощи жестов и мимики. Игра «Узнай по голосу! Громко-тихо» Импровизация речевых ситуаций. Хоровая декламация стихов А. Барто.
04.09 2. Тише. Громче.
Игра «Узнай по голосу! Громко-тихо» Импровизация речевых ситуаций. Прогулка. Игры на воздухе. 1
11.09 Слово. 3. Слова, слова, слова. Подвижные народные игры. Влияние слов на людей. 1 Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.
Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить, сформировать представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение
Сформировать понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Работа с анаграммами.
Развивать внимательное отношение к слову.
Работа с шарадами.
Анализировать лексическое значение слова. Работа со словарями.
Определять прямое и переносное значение слова.
Формировать понятия многозначности слова.
Сформировать первичного представления об омонимах.
Сформировать первичного представления о синонимах
Сформировать первичного представления об антонимах.
Познакомить с тематическими группами слов.
Формировать первичного представления об образности.
Формировать первичного представления о сравнении.
Выразительное чтение небольших отрывков, нескольких скороговорок. Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.
Формировать умение отгадывать загадки.
18.09 4. Озорные буквы.
Игра «Угадай звук!»Словом можно влиять на людей –веселить, огорчать, утешать.
1
25.09 5. Слова играют в прятки. Словесные игры для детей во время прогулки.
1 02.10 6. Слово и его значение. Игра «Сломанный теле-фон». Развивать внимательное отношение к людям. Прогулка. 1
09.10 7. Прямое и переносное значение слова. Общение когда слово по-разному влияет на людей. Прогулка. 1
16.10 8. Многозначные слова. Шарады, загадки, игры со словами. Прогулка 1
23.10 9. Игры со словами. Омонимы. Правила общения во время прогулки.
1
30.10 10. Синонимы. Омонимы. Игры со словами. Шарады. 1
13.11 11. Антонимы. Синонимы, омонимы. Игры со словами. 1
20.11 12. Тематические группы слов. Игры со словами. Ребусы. 1
27.11 13. Наш цветной мир. Игра «Нарисуй картину словами». 1
04.12 14. Что на что похоже. Многозначные слова. Игры со словами. 1 11.12 15. Голоса природы. Образы. Экскурсия. 1
18.12 16. Загадки. Времена года. Зима. Новый год. 1 25.12 Текст. (II часть-17 часов) 17-18. Текст. 2 Формировать общее представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом) 15.01
22.01 19. Заглавие текста.
1 Формировать навыки выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.
Объяснять значение красной строки и абзацных отступов в тексте.
Моделировать разные виды заглавий к текстам.
Формировать навыки определения темы текста и составления текста на определенную тему.
Демонстрировать умение строить текст, выделять смысловые части.
Оценивать умение других выделять составляющие части текста.
Демонстрировать умение строить связанный текст.
Моделировать план текста.
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.
29.01 20. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
21. Вывеска как информационный текст.
1
1 05.02
12.02 22. Тема текста. 1 26.02 23. Повторение пройденного. 1 05.03 24.
Опорные слова. 1 12.03 25-26.
Мы строим текст. 2 19.03
02.04 27-28.
План текста. 2 09.04
16.04 29. Проверочная работа. 1
23.04 Культура общения 30-31. Извинение.
2 Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях .Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения
Выделять незнакомые слова в тексте
Выяснять значение непонятных слов
Определять основную мысль текста.
Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре.
30.04
07.05 32. Очень важные слова.
1 14.05
33. Правила разговора по телефону.
1 21.05 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Программы «Детская риторика» Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2013г.
2. О.Н. Крылова. Работа с текстом. Рабочая тетрадь. М. Экзамен. 2014 г.
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Обучащиеся должны знать:
Как раскрыть тему высказывания;
Как раскрывать основную мысль;
Как собирать материал к высказыванию;
Как систематизировать собранный материал;
Как совершенствовать написанное (для письменной речи);
Как строить высказывание в определённой композиционной форме;
Как выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко;
Как составлять устное и письменное приглашение и поздравление;
Как составлять сравнительное описание, невыдуманный рассказ;
Как работать в группах сменного состава, участвовать в учебном диалоге.
 Обучащиеся получат возможность научиться:
- пополнять свой словарный запас;
- строить устное и письменное высказывание;
- выражать свои эмоции и чувства и понимать чужие;
- научиться выразительно читать стихотворные и прозаические произведения;
- писать сочинение-миниатюру на заданную тему и иллюстрировать его.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Участие  в выставках, конкурсах, активность в проектах внеурочной деятельности, творческий отчет, портфолио.
1. День учителя. «Моя первая учительница» сочинение.
2. Неделя окружающего мира.
3. Конкурс чтецов к юбилею М.Ю. Лермонтова.
4. День матери. «Моя мама самая, самая…». сочинение.
5. Неделя русского языка и литературного чтения.«Сочини сказку».
6. «Живая Азбука». «Мир моих увлечений». «Домашние любимцы». «Моя школа», и др. Защита проекта.
7. Творческий отчёт «Наши достижения» для портфолио.
Средства контроля. 1. Результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД. 2. Тесты. 3. Творческий отчёт.
2 класс (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логические ударения в словах и сочетаниях слов, продумать мелодику чтения. Речь хорошая (успешная, эффективная).
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы заголовков. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Описание в объявлении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
3 класс (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассказ по сюжетным рисункам.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
4 класс (34 часа)
Речь. Техника и выразительность речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Слово.
Повторение изученного материала в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микро тема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи. Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
2 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока Количество часов Виды учебной деятельности учащихся. дата
по плану по факту
Речь. Техника и выразительность речи.(I часть-17 часов)
Речь хорошая (успешная, эффективная). 1 Познакомить с техникой публичного выступления перед аудиторией.
Слово. Слово. Значение слова. 1 Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.
Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Сформировать первичного представления об омофонах и омоформах.Повторить представления о синонимах.
Повторить представления об антонимах.
Уметь анализировать фразеологические обороты, использовать их в речи.
Моделировать мини-проекты различных фольклорных жанров.
Моделировать мини-проекты различных фольклорных жанров.
Моделировать стихотворные строчки с использованием изобразительных средств языка.
Многозначные слова. 1
Омонимы 1 Омофоны, омоформы1
Синонимы 1
Антонимы 1
Фразеологизмы 3
Пословицы 1
Загадки 1
Изобразительные средства языка. Сравнение. 1
Изобразительные средства языка.
Олицетворение.
1
Предложение и словосочетание. Связь между предложениями в тексте 1 Уметь работать с деформированным текстом.  Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Связь между частями текста 1 Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Работа с деформированным текстом 1
Текст(II часть-17 часов) Текст. Тема текста. Заглавие. 1 Уметь распознавать  типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Подбирать типы заголовков.
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.
Сформировать умение составлять план текста. Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.
Моделировать свой план текста.
Различать подробный и краткий пересказ. Пересказывать текст подробно
Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Выделять главные части для пересказа.
Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.
Моделировать творческое изложение с языковым разбором.
Текст. Опорные слова. 1 Текст. Опорные слова. 1
Проверочная работа
1
План. Составление плана. 1
Виды плана 3
Редактирование текста Понятие о пересказе текста 1 Типы текста. Описание 2
Текст – сравнительное описание 1
Типы текста.
Повествование 1 Типы текста. Рассуждение
1 Культура общения Сочинение на тему «Мой выходной день»
1 Уметь писать творческое сочинение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.
Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика.
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.
Моделировать мини-сборник загадок.
Провести викторину в библиотеке. Невыдуманный рассказ (о себе).Сочинение загадок.
1 Материал для КВН, викторин, конкурсов. 1 3 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока Количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся. Речь. Техника и выразительность речи.(I часть-17 часов)
Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
1 Различать подготовленную и неподготовленную речь
Анализировать примеры неподготовленной речи
Называть приёмы подготовки устного высказывания
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.
Слово. Многозначные слова. 1 Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Повторить представления о омоформах и омофонах их роли в тексте.
Анализировать роль различных фразеологизмов текстах.
Вспомнить изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря.
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём и словарем эпитетов.
Моделировать мини-проекты «История моего имени»Моделировать мини-проекты «История моей фамилии» Познакомить с топонимами.Уметь выделять устаревшие слова. Работать со словарем.
Уметь писать творческое сочинение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. Омонимы, омоформы омофоны. 1
Фразеологизмы. 1 Сравнения. 1
Олицетворение. 1
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. 1
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. 1 Откуда приходят слова. 1 Этимология. 1 Как тебя зовут? 2 Наши фамилии. 1 Топонимы. 1 Устаревшие слова. 1 Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
1 Проверочная работа. 1 Текст. (II часть-17 часов) Типы текстов. 1 Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Темы текстов. Опорные слова. 1 Называть признаки текста, типы текстов
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.
Связь предложений в тексте. 1 Цепная связь предложений в тексте. 2 Уметь составлять повествование с элементами описания.
Различать средства связи в тексте с параллельным построением.
Уметь писать творческое сочинение с языковым разбором.
Демонстрировать умение составлять план текста.
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.
Параллельная связь предложений в тексте. 1 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». 1 Единый временной план текста. 3
Выборочный пересказ 1
Цитата в пересказах, её роль.
1
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации
1 Культура общения Стили речи. 1 Определять стили речи.
Давать общее понятие о культуре речи.
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.
Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.
Культура общения.
1
Структура поздравления.Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
1 Научный стиль.
Словари.
Проверь себя. 1 4 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока Количество часов Основные виды учебной деятельности учащихся.
Речь. Техника и выразительность речи.(I часть-15часов)
Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры
1
Формирование  представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.
Формировать представления о фразеологизмах.Уметь определять слова с переносным значением слова. Представлять навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.Формировать представления о диалективизмах.Диалекты в литературном языке.
Демонстрировать навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.
Роль метафоры в художественном тексте.
Показывать умение уместного употребления пословиц в речи. Инсценирование речевых ситуаций, стихов, чистоговорок. Работа в творческих группах.
Демонстрировать умение раскрывать смысл пословицы.
Показать умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.
Сформировать умение составлять текст в художественном стиле.
Сформировать умение составлять текст в художественном стиле.
Научить определять стихи, определенный ритм.
Диалог и монолог как форма речи. Драматизация сказки «Зайкина избушка» (теневой театр)
Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.
Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.
Демонстрировать умение трансформировать рассказ в пьесу.
Фразеологизмы. 1 Фразеологизмы 1 Диалектизмы. 1 Сравнение, эпитеты, олицетворение. 1
Метафора. 1 Пословицы и поговорки. Афоризмы. 1
Сочинение по пословице. 1 Анализ сочинений по пословицам. 1
Художественный стиль. Общее понятие. 1
Сочинение – пейзажная зарисовка
1
Рифма.
1
Диалог и монолог.
1
Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов. 1
Драматические импровизации. 1 Текст. (II часть-19 часов) Композиция текста. Основные элементы композиции. 1 Уметь определять все части текста.
Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев
Называть признаки текста Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.Составлять текст в художественном стиле.
Писать сочинение на определенную тему.Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.
Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью
Формирование умения выпускать стенную газету.ПроектФормировать умение написания деловых документов.
Формировать умение написания конспектов статей.Формирование умения оформления адреса на письме.Умение вести записи в личном дневнике.Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.Формирование навыка составления мультфильма.
Оформление своих исследований в виде презентации.
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. Демонстрировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации Композиция. Работа с деформирован-
ным текстом. 1 Творческая работа 1 Сочинение – миниатюра в художественном стиле. 1 Творческая работа. 1 Публицистический стиль. 1 Газетно – публицистический стиль. 1 Деловая игра «Вёрстка газеты». 2 Официально – деловой стиль. 1 Тезисы. Конспект. 1 Я пишу письмо. 1 Личный дневник. 1 Сочинение «Мои любимые стихи». 1 Сочини сценарий для мультфильма. 1 Конкурс на лучшее название конфет. 1 Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
1
Информационная заметка.
1
Обобщение. Проверочная работа
1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения развитию речи и детского речевого творчества были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Учебное пособие «Школа развития речи»: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей. Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения), а также методические рекомендации для учителей ( под руководством заслуженного учителя РФ Т.Н.Соколовой).
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться во внеурочной деятельности:
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры (с выходом в Интернет) и т.д.