Урок по математике 5 класс на тему Разностное сравнение чисел в школе VIII вида


Цель: ученик научится узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого, получит возможность познакомится с особенностями разностного сравнения чисел. Задачи:1. Образовательные: помочь усвоить правила разностного сравнения чисел,; закрепить вычислительные навыки в пределах 1000. 2. Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), процессы восприятия, внимания, памяти; развивать математическую речь;. развить мелкую моторику во время выполнения пальчиковой гимнастики.3. Воспитательные: воспитывать интерес к математике как учебному предмету; аккуратность при оформлении записей в тетрадь; дисциплинированности, воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;
Ход урока
I. Вводная часть.
1.Орг. момент
II. Основная часть.
1 Подготовительная работа к объяснению нового материала
2. Постановка цели урока
3. Объяснение нового материала
а) Зрительная гимнастика.
б) Пальчиковая гимнастика
4. Закрепление.
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов урока
2.Домашнее задание
3.Выставление оценок.
Оборудование: учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, авторы: Перова М.Н., Капустина Г.М., 20013 г.; наборы карточек для каждого ученика с изображением предметов; картинка, на которой изображены два ряда стульев; доска.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Сдача раппорта (дежурный выходит к доске, называет число, день недели, кто отсутствует, и проверяет готовность класса к уроку).
- Садитесь.
II. Основная часть.
1. Постановка цели урока.
- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «Разностное сравнение чисел». Научимся узнавать на сколько одно число больше или меньше другого. А также познакомимся с новым правилом. Будьте внимательны в течение всего урока.
2. Подготовительная работа к объяснению нового материала.
- Обратите внимание на доску, на ней уже выполненное задание:
634> 389 542 < 516 10 см > 1 дм709 < 711 785 > 630 5 дм< 13 см
- Проверьте, все ли знаки поставлены верно?
3. Объяснение нового материала.
- Итак, мы приступаем к изучению новой темы. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Разностное сравнение чисел» (дата и тема урока написана на доске).
- Возьмите с края парты карточки с картинками, которые вам раздали. Сколько у вас карточек? Разложите 5 карточек в два ряда, поровну в каждый. Сколько в первом ряду? Сколько во втором ряду?
- Хорошо, уберите картинки на край парты. Обратите внимание на доску (на доске прикреплена картинка, на которой расположены стулья в два ряда, в первом ряду – 6 стульев, во втором – 4 стула).
- Ребята, сколько стульев в первом ряду? Сколько стульев во втором ряду?
- Сколько лишних стульев в первом ряду? Сколько стульев недостаёт во втором ряду?
- На сколько больше стульев в первом ряду, чем во втором? Как это можно узнать?
- Чтобы узнать, на сколько больше стульев в первом ряду, чем во втором, нужно из 6 (число стульев в первом ряду) вычесть 4 (число стульев во втором ряду): 6 ст. – 4 ст. = 2 ст.
На 2 стула больше в первом ряду, чем во втором ряду.
В каком ряду стульев меньше?
На сколько меньше стульев во втором ряду, чем в первом?
Как это можно узнать? 6 ст. – 4 ст. = 2 ст.
На 2 стула меньше во втором ряду, чем в первом.
- А теперь откройте учебник на стр.86 и прочитайте про себя правило в рамочке.
Затем прошу одного, двух учеников прочитать правило вслух для всего класса.
- А сейчас мы с вами попробуем выполнить задание на разностное сравнение. Найдите в учебнике № 272 на стр.85 (страницу и номер учебника записываю на доске). Приготовьте линейки и найдите рисунок 56 (на рисунке изображены два отрезка разной длины).
- Найдите длину первого отрезка. Найдите длину второго отрезка. Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче? На сколько первый отрезок длиннее? На сколько второй отрезок короче? Каким действием это можно узнать? (если возникают трудности, возвращаю детей к правилу)
а) Зрительная гимнастика. эл. презентация
б) Пальчиковая гимнастика.
«Осенние листья»
Раз, два, три,
четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем Загибают пальчики, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
«Шагают» по столу.
4. Закрепление.
а) Решение задачи.
- Продолжаем работать по новой теме, открываем учебники на стр.85, смотрим задачу № 273 (номер страницы и задачи записываю на доске).
- Читаем задачу самостоятельно, про себя.
Затем прошу одного из учеников прочитать вслух задачу: « На ёлку повесили 17 игрушек и 9 лампочек. На сколько больше повесили игрушек, чем лампочек? Каким действием будем решать задачу?».
Затем один из учеников пересказывает задачу.
- Повторим ещё раз, что необходимо найти?
Один ученик решает у доски (запись условия задачи, решенияе ответа, с пояснением), остальные пишут в тетрадях.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока.
- Какая сегодня была тема урока?
- Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Есть ли какие–то вопросы по новой теме?
2. Домашнее задание.
Стр.86, № 277 (1) (записываю задание на доске, проверяю, все ли ребята записали задание в дневник).
Разбор и объяснение домашнего задания.
3. Выставление оценок за работу на уроке.