Урок-размышление «О матерях можно рассказывать бесконечно…»
Урок-размышление «О матерях можно рассказывать бесконечно…»
Цель: на примерах художественной литературы, живописи показать самоотверженность, самопожертвование матерей, воспитывать у детей уважение, любовь к мамам, бережное отношение к ним.
Ход занятия
На фоне музыки «Ave Maria» в исполнении Р.ЛореттиЗа день до рождения Ребенок спросил у Бога: - Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, Что я должен делать в этом мире? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, Он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед. - А как же его зовут? Не важно, как его зовут. Ты будешь называть его «мама»! Ромашина Таня
Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы в неоплатном долгу. Это МАТЬ. МАМА. Для каждого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мама -самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь. Ее забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Ее нежный голос, ее мягкие теплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.
Ей, женщине – матери, мы посвящаем наш урок. Поговорим о самом дорогом, о самом близком, о самом святом человеке на земле – матери.
Вглядитесь в репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Владимирская богоматерь», «Мадонна с младенцем», «Мадонна с ангелами», «Петроградская мадонна». Прекрасные одухотворенные лица, глаза преисполнены надежды, любви, веры в жизнь. Посмотрите, как трепетно и нежно каждая из них прижимает к груди ребенка. Мудрость и душевную красоту женщины, абсолютную гармонию и величие матери прославляли художники, поэты, композиторы всех времен и народов. В бескорыстной и безграничной любви, в жертвенности видели они идеал материнства и преклонялись перед женщиной с ребенком на руках.
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертие дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна на встречу.
Не безгрешная та, не богиня.
Просто Мать.
На картине изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблеск грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в толпу. С какой стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.
Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
Ей то уж добра не занимать.
Нет, не богоматерь, а земная
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви ей издревле завещан
Так вот и стоит она в веках.
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
«Ледяная статуя» Энвер Мамедханлы.
Зима 1941 года. Морозная ночь. Казалось, все кругом – живое и мертвое – замерзало, покрывшись льдом. Воздух жалил змеей, и кровь замерзала в артериях.
В одну из таких ночей по бескрайней снежной равнине укромно двигалась одинокая тень. Это молодая мать. Прижимая к груди ребенка, она бежит куда-то вперед. Она бежит из своей деревни, захваченной фашистами, на восток, чтобы спасти свою честь и родное дитя. Впереди река. По ней проходит линия фронта. Оттуда доносится гул советских орудий.
Молодая мать спешит, она должна переправить ребенка на великую и свободную землю по ту сторону реки. Пускай она погибнет в эту морозную ночь, святая цель перед нею: спасти память первой своей любви.
Мать идет, идет, не останавливаясь, долго и неустанно, но снежные поля бескрайны, бесконечны. Она выбивается из сил, мороз, словно меч, режет ее тело. И вдруг матери, кажется, что ребенок в ее объятиях замерзает. Она оглядывается, ее отчаявшиеся глаза ищут уголок, убежище, где можно теплее укутать ребенка. Вот впереди две черные тени. Это два дерева, растущие тесно рядом. На один лишь миг, чтобы перевести дыхание, она прислоняется к ним.
Силы уже покидают ее. Огненным языком ледяного пламени мороз облизывает ее лицо. Сердце матери поет страшную песню:
«Ребенок замерзает! Он не выдержит этого мороза!». Но мать отгоняет эту мысль. Нет, нет! Не отдаст она своего младенца, вырванного из когтей врага, ледяным объятием мороза. Пускай весь мир превратится в лед, пускай вся жизнь в нем замерзнет, она вырвет из груди материнское сердце и его жаром согреет родное дитя.
Она снимает с себя шерстяной жакет и укутывает ребенка.
Проходят минуты, ей кажется, проходит целый месяц, даже годы, вечность. Мороз прожигает ее раскаленным железом. Опять матери кажется, что дрожит, замерзает не она сама, а ее дорогое дитя. Она снимает с головы шерстяную шаль и накидывает ее на ребенка. Теперь полуголое тело матери беззащитно перед морозом. Она чувствует близость гибели, она знает, что замерзает. Нет у ней больше сил.
Она снимает кофточку, еще теплей покрывает ребенка. Все равно ей погибнуть. Ребенок должен остаться жив! Мать должна спасти свое дитя! Напрягая последние силы, со всей любовью матери она прижимает ребенка к обнаженной груди и шепчет:
- Больше нечем, дитя мое, согреть тебя, разве только моим сердцем. До последнего биения тепло его принадлежит тебе!
Мать умолкает, но в ушах ее звенят ледяные струны! Мать уже не видит, не слышит. Она все теснее прижимается к дереву. Суровая зимняя ночь надевает на нее новый наряд, ледяные пальцы мороза ткут на ней снежные узоры из хрусталя.
Наступает прозрачное морозное утро: словно острый сверкающий меч обнажен в воздухе. Перед деревьями стоят люди в белых халатах. Это три бойца - разведчика. Они стоят молча и неподвижно, обнажив головы. Они стоят перед картиной, которой не забудут на всю жизнь. Это ледяная статуя замерзшей женщины.
Долго они стоят на месте, не шевелясь, как перед священным алтарем.
Наконец один из них подходит к деревьям, к ледяной статуе женщины. Движимый какой-то надеждой, он вглядывается в сверток, который оледеневшая женщина прижимает к груди. Дрожащими от волнения пальцами он раздвигает ткань и видит устремленные на него из глубины детские глаза. Молодой боец вздрагивает и невольно отступает:
- Он жив, он не замерз,- взволнованно, глухим голосом говорит он.
Ребенок улыбается, хмуря под утренним солнцем глаза. И бойцы, прошедшие сквозь огонь, воду и лишения, не могут удержать слез от радости.
Подняв головы, они вновь смотрят на величественный памятник матери. И уста их шепчут, как молитву, слова клятвы о беспощадной мести.
Они возвращаются, неся на руках ребенка. А ледяная статуя, воплощающая величие и могущество материнской любви и материнского самопожертвования стала в их сердцах бронзовым памятником, призывающим к суровому возмездию.
Вот она материнская сила, вот оно материнское самопожертвование, ради своих детей, ради своих детей , ради их счастья она не щадила себя ,не останавливалась ни перед какими преградами.
У мамы самое доброе, ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё. А в верном и чутком сердце матери никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.
Ю.Яковлев «Сердце матери»: «Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты приходит к ним позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное — вроде утоления жажды.
Однажды в один из суровых дней я пришел из школы голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свои, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить у матери то, чего у нее нет, — последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» — нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю», Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».
Берегите же её, самую добрую, самую хорошую - вашу маму ,берегите её здоровье ,её силы и нервы - и вам самим от этого станет хорошо…
Пройдут годы, вы повзрослеете, а ваши мамы состарятся , и они не смогут жить без вашей помощи, вашего участия. Это и будет экзамен верности сыновнего долга .Страшно поверить, что кто-то из ваших матерей познает цену предательства.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко;
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
- Детки,
Вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела…
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
На собранье вместе мы ходили,
В праздник пели гимны до зари,
А потом разъехались, уплыли,
Улетели… Вот и собери!
Заболела мать. И той же ночью
Телеграф не уставал стучать:
“Дети, срочно!
Дети, очень срочно!
Приезжайте! Заболела мать”.
Из Одессы, Киева, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да очень жалко, -
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую, серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке
Беспокоить любящую мать?
Мать ждала вас в дождь и снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграмма
Привела вас к скорым поездам?
Слушайте!
Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись ,как я ,и скажи ,кого ты обижал в жизни больше ,чем мать ,-не от меня ли ,не от тебя ли , не от него , не от наших ли неудач ,ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери ? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.
Мама! Мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать , положи на голову руки ,как в детстве , и прости».
Трудно жить, навеки мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова:
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова
Знайте: дети ранят всех больней!
Мать умрёт – и не изгладишь шрамы,
Мать умрёт – и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Р.Гамзатов
16. К этим словам можно добавить : берегите матерей так, как они берегут нас.
У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают :«Отец, мать живы - здоровы ?»
Если ответите «да», то вам скажут: «Ты самый богатый на этом белом свете».
Да, наши родители – наше богатство. Чтобы это богатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнить свой сыновний и дочерний долг –не забывать своих родителей , где бы мы ни были .
17. «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама ,пусть всегда буду я»,- эту песню знает каждый .И слова песни не обманывают нас :мама будет всегда , но не всегда она будет рядом . Вот почему сейчас надо учиться любить так , чтобы эта любовь насытила ею наше сердце и связала нас такими тесными узами , которые бы оказались сильнее самой смерти .
А сейчас мы и наши мамы – самые счастливые, мы можем пооткровенничать , пожаловаться ,побеседовать ,доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле – маме.
18. А теперь послушаем песню «Мама». Во время прослушивания прошу вас подумать о том, какие бы слова вы бы хотели сказать своим матерям.
19. Выступления учащихся.
20. На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало.
И всё-таки лучше всех на земле-
Мама. Моя мама.