Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказам И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна»


Методическая разработка урока литературы в 8 классе
Работу выполнила Тараненко Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области.
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Цели урока:
познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;
развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;
продолжить обучение анализу художественного текста.
Технология критического мышления.
Оборудование: портреты авторов, картины художников.
Ход урока
-Ребята, скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «мама»?
Сегодня мы будем знакомиться с современной литературой. Сначала познакомимся с рассказом современной писательницы И.И.Полянской «Мама». Какова цель этого знакомства?
Как вы думаете, о чём это произведение?
Чтение с остановками.
1 микротема – 1 остановка
-О чём говорит автор?
-Выделите ключевое слово. Какой символический смысл вложен в это слово?
-Спрогнозируйте, как дальше будут развиваться события.
2 микротема – вторая остановка.
-Оправдался ли ваш прогноз?
-Что мы узнаем из второго абзаца?
-Предположите окончание рассказа.
3 микротема-Ожидаемо ли такое окончание рассказа. Почему?
Беседа по содержанию рассказа.
- Какой смысл вкладываете вы в определение "хорошая мать"? В чем, по-вашему, суть материнства?
- Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию "хорошая мать"?
- А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?
- Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?
Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна".
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?
Чтение с остановками и анализ текста.
1. От слов "Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком:" до слов ":бегут по морозу, в темноте в детский сад".
- Как же живет эта женщина - героиня рассказа?
- Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?
- Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?
- Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?
- Как мать относится к дочери?
- Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?
2. От слов "Несколько раз в году:" до слов ":а потом в детский сад за дочкой".
- Почему эти события так важны для женщины?
- Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?
- Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?
- Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?
3. От слов "Раньше бывало так..." до слов ": ей самой не надо ничего".
- Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?
- Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?
- Как на самом деле живется девочке?
4. От слов "И они экономят:" до слов ": никогда не просыпаться".
- Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?
- Найдите эпитет к слову "сны". Удивил ли он вас?
- О какой же стране идет речь?
- Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?
- Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?
- Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?
- Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?
Итоги урока.
- Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь идёт о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему?
-Как бы вы могли обозначить нравственные постулаты материнства?
- О чём же заставляют задуматься нас два писателя – женщины?
Литература нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов "Мама" и "Страна".
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о маме, опираясь на прочитанные произведения.
Литература.
Нефагина Г.Л. "Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.
Петрушевская Л. "Страна" // Литература в школе, №3, 2008.
Полянская И. "Мама" // Литература в школе, №3, 2008.
Саложенкина Т.Б. «Читательская конференция по рассказам Л.Петрушевской («Страна») и И.Полянской «Мама»// Литература в школе, №3, 2008.
Приложение
Сочинение ученика 8 класса Щупкина Никиты
О Маме…
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Э.АсадовЯ прочитал два произведения, два автора, две темы, абсолютно не похожие друг на друга.
В рассказе Людмилы Петрушевской «Страна» речь идёт о девочке из неблагополучной семьи, где произошла семейная трагедия. Мать, тяжело пережив развод с отцом, стала злоупотреблять алкоголем. Девочка перестала получать от неё самое главное – любовь и заботу. Спиртное подменило ценности в жизни женщины, состояние опьянения ограждает её от проблем и уводит в «страну» иллюзорного благополучия. Девочке не остаётся выбора, реальность и для неё перестаёт быть интересной, не приносит радости. Маленькая девочка находит замену дневной реальности – счастливые ночи сновидения. Страна девочки- сон, где всё хорошо и нет нужды.
Второй рассказ И. Полянской «Мама» повествует о крепких семейных связях. Смертельно больного ребёнка, девочку, пытаются спасти в больнице. За неё очень переживает мать и бабушка. Автор использует в рассказе только женские образы. Только женщины, дающие жизнь, могут так бороться со смертью, отнимающей их детей, они могут отдать всё, чтобы спасти своего ребёнка. Именно такая женщина-мать представлена в рассказе И. Полянской. Надежда, вера, любовь спасёт ребёнка. Читая рассказ, мы понимаем, что на самом деле неразрывная духовная связь этих женщин есть самое главное чудо.Мы видим образы разных матерей. Первая - несчастная пьющая женщина, не думающая о будущем ребёнка, о своем материнском предназначении, рождённая временем и страной. Вторая - любящая мать, Конечно, хочется, чтобы каждая мама была доброй, чуткой, заботливой, чтобы каждому ребёнку хотелось жить в реальности, чтобы тема трудного детства не звучала.
Сочинение ученицы 8 класса Карповой Екатерины.
Образ мамы в современной литературе.
Когда человек появляется на свет, первой он слышит и видит свою мать. Мама заботится о ребёнке, учит ходить, говорить, передаёт свой опыт, поддерживает в трудные моменты. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо больше – продолжение жизни.
Но не всегда женщина понимает это. Так, в рассказе Л.Петрушевской «Страна» мы видим пьющую мать, которая живёт после развода с мужем с маленькой дочкой. Она считает, что девочке всё равно, пьёт ли мать чай или лекарство. Мне кажется, что девочке уже не всё равно, а когда она вырастет, это превратится в большую беду.
В произведении И.Полянской «Мама» рассказывается о настоящей маме. Три поколения, каждая мать переживает за свою дочь. Уже взрослая дочь, держит руку матери, переживая за жизнь своей дочери. «Я держала мамину когда-то полную, упругую и ещё сильную руку, точно её рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния». В этом рассказе показывается любовь двух матерей, они одна семья, в которой правит любовь, справедливость.
Мне понравились эти произведения. Они разные, но смысл, мне кажется, у них один: мама – самое важное в нашей жизни, поэтому женщина, становясь матерью, должна понимать всю ответственность за своего ребёнка.