Выступление на городском семинаре «Традиции и новации. Современная иконопись и церковная архитектура. Из опыта проектной работы гимназии
ЧОУ «Православная классическая гимназия имени Андрея Рублева»
Выступление
на городском семинаре
«Традиции и новации. Современная иконопись и церковная архитектура. Из опыта проектной работы гимназии»
2015 – 2016 учебный год
Докладчик Чурикова Е.В. преподаватель духовных дисциплин.
Тема выступления: «Современная иконопись и церковная архитектура»
Часть 1
Добрый день уважаемые отцы, коллеги и гости гимназии.
Тема моего выступления: «Современная иконопись и церковная архитектура»
Сл. № 2. Сегодня трудно себе представить, что еще 100 – 150 лет назад, Россия не знала древней иконы, ценнейшего своего сокровища. Каноническая иконопись была в полном забвении.
Сл. № 3. Потемневшие от времени иконы старинного письма утратили свою красоту, постепенно их стали покрывать записями более позднего времени, выполненными в западной иконописной манере.
Сл. № 4. Золотой век русской культуры, век Пушкина и Достоевского – не имел представления о золотом веке русской иконописи – о веке Андрея Рублева и Дионисия.
Сл. № 5. Конец 19 – начало 20 века, с развитием химии ученые и искусствоведы разработали методики очистки икон и начинается открытие старинных икон от потемневших слоев лака, слоев поздних записей и поновлений. Открытие икон полностью изменяет представление о древней иконе, но и древнерусской культуре в целом. Начинает возрождаться русская классическая иконописная школа.
Сл. № 6. Но начавшийся 20 век стал эпохой великих бедствий и катастроф, мировых войн и социальных революций. Часть иконописного наследия сохранится среди староверов, ушедших в глухие леса. После революции 1917 года, когда в России начнется эпоха безверия, а в 1922 году, когда последний корабль отплыл в эмиграцию, лучшие художники иконописцы уехали на запад либо были расстреляны.
пауза
Сл. № 7. Тому, как сохранялась русская иконописная школа за рубежом, был посвящен исследовательский проект гимназии прошлого года по теме «Современная икона».
Сл. № 8. 9. В течении учебного года собирался материал, ребята побывали в интереснейших паломнический поездках, а на Пасху состоялась итоговая конференция.
Сл. № 10 Темами исследования стали: «Творчество иконописца Григория Круга в эмиграции»,
Сл. № 11…
Сл. № 12 «Русская икона в эмиграции, монахиня Иоанна»,
Сл. № 13.
Сл. № 14. «Творчество Архимандрита Зенона» (манеру иконописного письма которого сегодня ставят в один ряд с Андреем Рублевым),
Сл. № 15 …
Сл. № 16. «Святые 20 века. Новые святые и новомученники»,
Сл. № 17. «Русская икона в эмиграции. Мать Мария. Вышивки» (Удивительная судьба. Девочкой была увезена в эмиграцию. Выбирает подвиг монашества. Создает школу церковной вышивки. После оккупации фашистами Франции попадает в концлагерь, где ей предоставляют все, чтобы она продолжала вышивать бесценные плащаницы (к этому времени ее работы знают уже во всем мире), но она добровольно выбирает мученический путь и, подменив собой молодую девушку, идет вместо нее в газовую камеру на смерть.
Два слайда с ее работами.
Сл. № 20. Подводя итоги проекта ребята сделали главный вывод: икона не только может, но и должна быть новой… Современное возрождение иконы есть не анахронизм, не привязанность к прошлому или фольклору, ни еще одна попытка возродить икону в мастерской художника, а осознание Православия, осознание Церкви.
Часть 2
Сл. № 21. Проектом этого года, как логическое продолжение стала тема «Современная церковная архитектура». Церковная архитектура - совсем не то, что архитектура гражданская. Она несет в себе важнейшие символические смыслы, у нее другие функции, задачи, конструктивные особенности. Церковное здание нельзя строить только исходя из объемно-пространственных и стилистических соображений. История гражданской архитектуры показывает, как человек организовывал жилое пространство вокруг себя, церковной - как он мыслил себе на протяжении веков путь к Богу.
Сл. № 22. Мастера Византии и Древней Руси чётко привязывали архитектуру храма к литургической жизни, вот почему вершиной их творчества стала крестово-купольная система, как наиболее подходящая для богослужения. Например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры (ХІ в.) был образцом для православных зодчих вплоть до ХV в.
Сл. № 23. Сегодня широко распространено восстановление по обмерам и чертежам разрушенных храмов (церковь Казанской Божией матери на Красной площади, Сл. № 24. церковь Святителя Николая у Соломенной сторожки и мн.др.), причем не всегда они являются точной копией утраченного, Сл. № 25. некоторые новшества, например, внесены даже в проект храма Христа Спасителя . Что же все-таки правильно: возвращение к традиционному, веками нам знакомому образу храма или поиски новых решений, лежащих в русле современной гражданской архитектуры? Большинство православных исследователей считают, что архитектура современного храма должна быть несовременной. В основе архитектуры храма эстетика устойчивости, она отображает мир неподвижный, обращенный лицом к вечности. Современная же гражданская архитектура исходит из других принципов: неустойчивости, изменчивости, сиюминутности.
Сл. № 26. Так, архитекторы Товарищества реставраторов считают, что нужно вернуться почти на век назад и плавно, эволюционно продолжить то, на чем в 1917 году остановилась храмовая архитектура. Отправной точкой для них стал стиль, который можно условно назвать "старообрядческим модерном", в котором ощущается влияние псковско-новгородской
Сл. № 27. и владимиро-суздальской школы.
Сл. № 28. Архитекторы Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой лавре продолжают традиции церковного зодчества XV-XVI веков и ориентируются на традиционное пятиглавие и шатровые колокольни.
Сл. № 29 Архитектурный отдел АРХХРАМ тяготеет к русско-византийским мотивам.
Сл. № 30. Есть группа храмов, в которых искажены пропорции, упрощены детали, - не будем приводить конкретные примеры, так как построившие их - люди достойные.
Сл. № 31. Недавно, в рамках проектной работы гимназии ребята побывали на Поклонной горе
Сл. № 32. в Храме Георгия Победоносца (1995, архитектор А.Т. Полянский). Этот храм можно назвать символом постмодернизма в современной церковной архитектуре. Элементы модернизма привнесены здесь в "русский стиль" при формальном соблюдении автором канонов и традиций.
Сл. № 33. Мы видим здесь простоту и суровость, отказ от излишеств, чрезмерную лаконичность, укрупненный масштаб деталей.
Сл. № 34. Фасады и интерьеры храма украшены гигантскими бронзовыми барельефами. Автор отказывается от угловых закомар.
Сл. № 35. Окна заменяет световая лента арочного очертания, благодаря чему стены занимают место окон, а окна - место стен. Устранение различий между противоположными вещами - черта модернизма.
Сл. № 32. Другая черта - нарочитое выявление современных материалов и конструкций: в арках на фасадах подчеркнуто применение железобетонных конструкций. Но возникает вопрос, насколько модернизм приемлем для церковной архитектуры - ведь он отражает индивидуальное сознание.
Сл. № 36 К тому же наружное и внутреннее убранство здесь объединяются, а это не соотносится с христианским взглядом на храм как на ковчег, ограждающий от житейских бурь.
Сл. № 37. Но необычностью и величием Храм нас просто потряс, мы долго не уходили из него,
Сл. № 38. так хотелось все рассмотреть, запомнить, побеседовать с настоятелем.
Сл. № 39 Еще один Храм, построенный в 2001 – 2004 году под руководством архитектора Посохина, ребята из нашей гимназии посетили в октябре.
Сл. № 40 Это Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове - огромное однокупольное крестообразное здание, построенное в византийском стиле, с фасадом, украшенным расписанными золотом изразцами.
Сл. № 41. В интерьере - уникальный керамический, в сочетании с мрамором, иконостас, а также мозаичные иконы и портреты патриархов Русской православной церкви.
Сл. № 42. Этот храм вообще многие критикуют, находя его похожим на мечеть, упрекая за гигантизм, желание подчинить себе среду,
Сл. № 43 . мешанину цитат из разной архитектуры, ужасающие пропорции.
Сл. № 44. А нам храм очень понравился.
Сл. № 45 Особенно внутри! Среди современного мегаполиса стоит эдакое чудо и глаз от него не оторвать!
Сл. № 46 Обязательно побывайте там, если не бывали! пауза
Сл. № 47. Очень давно и серьезно ребята готовятся к поездке в Храмовый комплекс в Южном Бутове. В его состав входит деревянный однопрестольный храм Новомучеников и исповедников российских (1997, Д.М. Шаховской), построенный в русском стиле,
Сл. № 48. и каменный храм-памятник (М.Ю. Кеслер, 2004-2007), возведенный невдалеке от места массовых захоронений растрелянных на Бутовском полигоне в годы репрессий. Это большой соборный двухэтажный храм, в котором можно заметить самые разные стилистические мотивы, от шатровой готики до модерна; его пять шатров располагаются крестообразно (крест является символом этого места). На первом этаже храма находится реликварий - собрание вещей, связанных с пострадавшими на полигоне. Второй этаж является местом прославления подвига новомучеников. Фундамент храма несколько углублен, и западная часть храма обсыпана землей, чтобы создать впечатление холма.
Сл. № 49. В храме находятся более пятидесяти икон бутовских святых (это соборные иконы по дням расстрелов, Сл. № 50. всего же бутовских мучеников более трехсот двадцати…..320). Сл. № 51. Также в храмовый комплекс входит бутовский голгофский Крест, под которым - рвы с останками убитых. В паломническую поездку туда мы отправимся весной.
Остановка на Сл. № 52. Конференция по проектной работе «Современная церковная архитектура» позволит ребятам разобраться во всех этих сложностях. Но главное, ребята приблизятся к пониманию, что конечно, храмовая архитектура (как и иконопись) будет развиваться своим путем. Искусство всегда борьба традиций и новаторства; и уж конечно, в наше время бессмысленно спорить о том, насколько мешают молитве новейшая система кондиционирования или пандусы для инвалидов. Впоследствии появятся новые архитектурные решения, возможно, они будут гениальными, но поиски нового в храмовой архитектуре бесперспективны без понимания корней национальной духовной культуры искусства. Слайд последний.