«Развитие читательской грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.» Выступление на городском форуме учителей школ города Железногорска Красноярского края
Развитие читательской грамотности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Петрова С. З.
учитель начальных классов МБОУСОшколы№101
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом». В.А. Сухомлинский
Чтение – это базовое, функциональное умение для образования и жизни человека в современном обществе. Только сейчас во всех странах отмечается такая тенденция: падение престижа чтения и ухудшение навыков чтения. Современные дети больше зрители, чем читатели и слушатели. Книга, конечно, не «уходит», она в большей мере остается источником информации, но с наибольшим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернет и компьютерным играм. Читательская пассивность растет. И с этим невозможно мириться. .Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Не всегда и взрослые способны при чтении информационных текстов, публицистики выделять факты, события и мнения, анализировать прочитанное, отслеживать свое понимание и корректировать его. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.
Вопрос о грамотном чтении остается в центре внимания. Новый образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения важных задач: формирование читательской компетентности, основой которой является читательская грамотность школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Овладеть читательской грамотностью – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
От того, в какой мере овладеет ученик читательской грамотностью, зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Поэтому смело можно говорить о значительном вкладе уроков литературного чтения в процесс формирования универсальных учебных действий.
Достичь поставленных целей мне помогает работа по образовательной программы «Школа 2100» В УМК вошли программа, учебники, тетради, контрольные работы. Главной задачей является литературное развитие младших школьников, формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, совершенствование у детей навыка чтения. К каждому тексту в учебнике есть иллюстрация, дается словарь, вводятся сноски. В некоторых произведениях введён диалог с автором. В тексте присутствуют знаки В(задай вопрос автору), О(попробуй ответить сам), П(проверь себя); довольно разнообразны задания в рабочей тетради. Этот материал для того, чтобы ученик сам смог учиться,
Технологии, используемые для развития читательской грамотности
Формирование правильной читательской деятельности
Игровая технология
Групповая работа
Технология критического мышления
Проектная технология
Информационно-коммуникативная технология
Технология оценивания
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения.
Моя работа по формированию читательской грамотности реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое,). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках для каждогоиз 4-х классов. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, составление диафильмов , кроссвордов по прочитанным по вн. чтению произведениям, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений. Учащиеся моего класса являются частыми посетителями школьной и городских библиотек.2 раза в месяц дети посещают библиотеку им. Горького, где с ними проводят тематические беседы.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями. В классе накоплена библиотека энциклопедий и большое разнообразие словарей.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этого лежит разносторонняя работа с текстом.
Виды работы над текстом на уроках литературного чтения
Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.
Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
Чтение, деление на части. Составление плана. (диафильмы)
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения – пересказ.
Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.
Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.
Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
Чтение до указанного слова или до указанной информации.
Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)
Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).
Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).
Чтение, составление сценария к диафильму.
Нахождение в тексте выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
“Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.
Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.
Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме __________чн_________,_______жи______ и т.д.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.
Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол
Чтение, пометка непонятных слов.
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте синонимов, антонимов.
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.
Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
Тетради по чтению для творческих заданий.
Виды работы над выразительностью чтения:
Какие звуки помогают представить, о чём говорится?
Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?
Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?
Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?
Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения
Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Приемы активного чтения:
Прием “Чтение с пометами”
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало
Прием “Толстые и тонкие вопросы”
вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Прием “Чтение с остановками”
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Приём «Работа с вопросником»
применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
Прием “Ассоциация”
Прием “Ключевые слова”
Прием «Да – нет»
Объявляется тема урока.
Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Приемы графической организации учебного материала:
Прием “Составление кластера”
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Прием “Перепутанные логические цепочки”
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием “Синквэйн”
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Прием “ Пятиминутное эссе”
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь
ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Игровые технологии
«Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения,
класс отгадывает.
«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем
каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
Прием “Учебный мозговой штурм”
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
Приём «Уголки»
можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Прием “Письмо по кругу”
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы
Маркировочные таблицы:
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
На уроках и во внеурочное время я используюследующие виды творческих работ
Инсценирование произведения
Иллюстрирование произведения
Письмо герою
Сочинение сказки, рассказа, стихотворения
Изменить концовку произведения
Книжки-самоделки
Диафильмы
Издание журнала
Работа с кроссвордами
Составление викторин
Составление сказочных объявлений и телеграмм
Формы и виды работы по формированию читательской грамотности
Урок
Факультатив «Развитие речи»
Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
Ведение читательских дневников;
Создание классной библиотеки;
Подготовка учащимися сообщений по творчеству писателей;
Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
День первой книги( прощание с букварём);
Беседы, дискуссии
Семейное чтение.
Важной частью работы по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности учащихся на определённых этапах её формирования
Проверка техники чтения. ( 2 раза в месяц дети проверяют по вариантам технику чтения, 1 раз в четверть проверяю я, 1 раз в полугодие администрация)
В качестве контрольно-измерительных материалов я использую тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся
Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников
Проверочные работы в конце изучения темы
Итоговые контрольные работы
Краевые контрольные работы
Лист предметных результатов(в конце 4 класса)
Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.