Поурочный план Быть мужчиной
План урока самопознания Школа: КГУ №74 Дата 09.12.2015Тема: Быть мужчиной.Ценность: Праведное поведение
Качества: благородство, великодушие, честь, социальная и гражданская ответственность, уверенность в себе
Педагог: Распутина Н.Н.Класс: 9 «В» Кол-во уч-ся: 18
Цель: способствовать раскрытию ценности «праведное поведение» через осознанное понимание предназначения мужчины .
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию таких качеств как благородство, великодушие, честь
Развивающая: развить сознательное стремление бескорыстного служения людям, социальной и гражданской ответственности
Воспитательная: воспитывать чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Ресурсы: мел, доска, учебник, интерактивная доска, слайды, музыкальные файлы для проведения позитивного настроя, для группового пения.
1.Орг.момент. Позитивный настрой
Под спокойную тихую музыку учитель читает текст:
Расслабьтесь, займите удобное положение, закройте глаза…Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. На листочках, на каждой травинке - везде поблескивают капельки счастья. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое удивительной зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь его красотой. Как прекрасен ваш внутренний мир! Какой теплый и чистый свет излучаете вы! Свет наполняет ваше тело, вашу голову, ваши руки, ноги. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце... Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной на весь день!
Теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.
2. Обсуждение чувств, которые ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали и т.д.
1. Что значит быть настоящим мужчиной?2. Есть ли качества, которые присущи только мужчине? Обоснуйте ответ.3. Какова роль мужчины в нашем обществе?4. Гордитесь ли вы юношами вашего класса? Почему?5. Расскажите о настоящих мужских поступках.
Анализ хода урока:
III. Позитивное высказывание (цитата).
Цитата нашего урока: «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться! Чтоб стать железом, мало быть рудой!Ты должен переплавиться, разбиться И, как руда, пожертвовать собой!»
(М. Львов)
-Объясните смысл изречения IV. Рассказывание истории (беседа).
Экскурс в историю.Идеал настоящего мужчины с течением времени менялся и оттачивался.
Состязания мужчин в первобытном обществе проходили ежегодно, на них определяли, соответствует ли мальчик, достигший определённого возраста, предъявляемым требованиям: быть выносливым, зорким, сильным, хитрым, способным оставлять плодовитое потомство.
В Афинах растили мужчин-воинов, которые должны были защищать отчизну. Счастливыми считались родители тех, кто погиб на поле боя. Мальчиков обучали в городских школах, где их учили грамматике, музыке, гимнастике, красноречию. Греческий мужчина должен был быть хорошим охотником, красноречивым, сильным, выносливым.
Китайские мальчики были далеки от Европы, и их воспитание имело специфический характер. Основополагающим началом в их обучении и воспитании была гимнастика Цигун. Эта методика тренирует не только тело, но и разум, делает стройным тело и мысли. Китайский мальчик и мужчина должен был быть сосредоточенным, красноречивым, но лаконичным, хорошо владеющим своим телом, выносливым, чистым, здоровым, жестоким, хитрым.
Средневековье поставило на первое место душу, а заботу о теле отодвинуло на последнее место, но несмотря на это, мужчины тренировались, и свои турниры посвящали прекрасным дамам. Иногда рыцарский турнир состоял не только из демонстрации боевой подготовки, но и из литературных состязаний: чтения поэм, од, стихов, посвященных даме. Средневековый мужчина должен был быть сильным, мужественным, красноречивым, смелым, играющим на нескольких музыкальных инструментах.
Эпоха средневековья сменилась эпохой Возрождения. Мужчины снова начали заботиться о красоте тела, но не забывали и о душе. Мужчины Ренессанса одевались по нескольку часов, наравне с дамами пользовались парфюмерией, шили немыслимые наряды, ходили к парикмахеру. Кстати, чулки были вначале мужским атрибутом, как и обувь с каблуками. Мужчины этого времени должны были отвечать следующим требованиям: быть сильными, владеть оружием, быть хитрыми, обладать художественными умениями.
Обсуждение
Беседа
-А какими качествами по вашему мнению должен быть наделён современный мужчина?
-Каким он должен быть, чтобы о нём можно было сказать: «Это настоящий мужчина!»?
Чтение
-Ребята , а теперь давайте прочитаем стихотворение Людмилы Щипахиной «Последние мужчины». Уч. Самопознания 9 класс стр. 82
Представленное в учебнике стихотворение можно рассматривать как ироническое замечание автора об утрате мужчинами своего истинного предназначения. Перед прочтением учащихся можно озадачить вопросом: соответствует ли описанное в стихотворении действительности?
ПОСЛЕДНИЕ МУЖЧИНЫЛюдмила ЩипахинаПоследние мужчины –Поэзия средь прозы, -Ввергая в изумленье, Еще нам дарят розы.Не ведая корысти И не во имя жеста, Последние мужчины Нам уступают место.И не застольным тостом, А просто без причины Нас греют добрым словом Последние мужчины...Чтоб снять пред ними шляпу И уступить дорогу... Последние мужчины Есть в мире, слава богу!И пусть вокруг немало Коллег, сограждан славных, -Последние мужчины Себе не знают равных!Дай бог им лет предолгих, Осенних дней и летних! Последние мужчины –Друзья не из последних!Всё резче их морщины, Безжалостней природа... Последние мужчины Из рыцарского рода.
Беседа:
• Каким настроением пронизано стихотворение?• В чем смысл заглавия?• Разделяете ли вы мнение автора о том, что настоящих мужчин сегодня мало? Почему?
Комментируя ответы учащихся на вопросы, учитель пояснит, что основания для тревоги у автора, несомненно, есть. И женщины не всегда женственны, и мужчины забывают, что их главное достоинство - в способности подставить сильное плечо.
V. Творческая деятельность, групповая работа.
Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
Я предлагаю вам поработать в группах (группы формируются по желанию) и определить, какими мужскими качествами должны обладать настоящие мужчины. В помощь вы получите карточки. Одна из групп карточку не получает, пробует сформулировать качества самостоятельно.
Раздаточный материал на карточках (одинаковый для групп):
Сильный Мужественный Жизнерадостный Целеустремленный Ленивый
Трудолюбивый Скупой Волевой Выносливый
Уважительно относиться к женщинам Благородный Честный Вспыльчивый
Отзывчивый Творческий Порядочный Хитрый Доверчивый Злобный
Самостоятельный Снисходительный к слабым Заботится о своем здоровье
Грубый Уважающий старших и заботящийся о младших Преданный
Другие __________________________
Подводя итог хочу отметить три важных качества, которые, на мой взгляд, должны быть присущи настоящим мужчинам:
1. Мужчина – защитник. Защитник Отечества, защитник младшего, защитник женщины. Защитник должен быть сильным и смелым, только тогда он способен защитить. Если ты хочешь быть настоящим мужчиной – стань сильным и смелым. Сильным не только физически, но и морально. Воспитывай в себе силу тела и силу духа!
2. Мужчина-помощник. Без трудолюбия нет настоящего мужчины! Настоящий мужчина не чурается никакой работы, даже той, которую принято называть «чисто женской». Настоящий мужчина любит всякий труд, в том числе и домашний. Учитесь трудиться!
3. Мужчина – тот, кто спешит делать добрые дела и не требует за это никакого вознаграждения. У настоящего мужчины – добрые, умелые, трудолюбивые руки. Будьте добрыми и милосердными, мальчишки!
VI. Групповое пение.
Денис Майданов - Ничего не жаль
1 куплет:
Тысячу сто поколении - мечта наразвес,Тысячу сто поколений - любовь и война.Каждый рождается с мыслью достать до небес,И нам с тобой сейчас как во все времена.Припев:Ничего не жаль, ни штыков, ни роз,Если за мечту, если все всерьез.Ничего не жаль, ни огня, ни слов,Если за мечту, если за любовь.2 куплет:Думать наивно, что кто-то устанет в боюИ бескорыстно подарит счастливую даль.Просто поверь, что кому-то в соседнем строюТак же за эту вершину, за эту медаль.Припев.
3 куплет:Может быть, ты хотел бы остаться другим,Может, хотел просто жить и свободно летать.Знаешь, всегда в жизни есть шанс остаться любым,Но вот вопрос: что за это придется отдать?Ничего не жаль, ни минут, ни слез,Дотянись до звезд, дотянись до звезд.Припев. VII. Заключительная минута тишины.
Учитель : Прeдлагаю расслабиться, принять удoбную пoзу, закpыть глаза и представить картину, которая вызывает радоcть.