Методическая разработка на тему: «Применение технологии УДЕ на уроках методики обучения математики в ЭПК».
Методическая разработка на тему:
«Применение технологии УДЕ на уроках методики
обучения математики в ЭПК».
Предмет, методика обучения математики, связывает математические знания студентов с практикой, с их будущей профессиональной деятельностью. Перед преподавателями педагогического колледжа возникает вопрос – как осуществить эту методическую подготовку будущего учителя?
Вся методическая подготовка студента должна интегрировать в себя специальные (предметные), психолого-педагогические и методические знания, а также необходимо их учить работать по альтернативным программам и учебникам, готовить их к самостоятельной творческой работе. Методический курс должен обеспечивать готовность будущего учителя к воспитанию личности ребёнка в процессе обучения, развитию его способностей, формированию желания и умения учиться, приобретать опыт общения и сотрудничества.
Для достижения этих целей необходимо повысить теоретический уровень методической подготовки студентов, сосредоточив их внимание на анализе основных понятий начального курса математики, общих способов методической деятельности, организуя изучение этих понятий младшими школьниками. Такой подход к построению курса я осуществляю при помощи технологии УДЕ.
Технология УДЕ, созданная в прошлом веке, широко применяется в школьных предметах: математике, физике, химии и т.д. Но универсальность этой методики заключается в том, что её можно применять и на таких предметах как методика обучения математики, на теоретических основах преподавания математики в начальных классах.
Эти дисциплины относятся к предметам профессионального цикла, которые помогают будущим учителям начальных классов. Студенты получают представление об особенностях формирования математических понятий у младших школьников. Они овладевают умением организовать деятельность учащихся, направленную на изучение математических понятий, свойств и способов действий, таким образом, чтобы её результатом явилось не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие детей.
Методика обучения математике как учебный предмет изучает два основных вопроса:
общие вопросы методики
частные вопросы методики
К общим вопросам методики преподавания математики относятся:
1) Для чего учащимся изучать математику?
2) Что изучать? (содержание курса математики начальной школы)
3) Как изучать? (методы обучения)
4) При помощи чего изучать? (средства обучения)
5) Какова форма обучения? (урок, внеурочная форма)
К частным вопросам методики обучения математики мы относим:
1) изучение нумерации в пределах 10, 100, 1000 и нумерацию многозначных чисел
2) сложение, вычитание в пределах 10, 100, 1000, многозначных чисел
3) умножение и деление в пределах 100, 1000, многозначных чисел
4) величины – длина, масса, время, площадь, объём и их единицы измерения
5) задачи простые и составные
6) составление фрагментов уроков и общий способ деятельности учителя при планировании урока.
Это обширные вопросы, здесь много теоретического и практического материала. Чтобы учащиеся лучше усваивали материал и понимали, для чего даются эти темы, я использую технологию УДЕ. Метод укрупнения дидактических единиц помогает обобщить и систематизировать взаимосвязанные вопросы. Например, при изучении темы «Нумерация» я использую следующую таблицу №1. Эта таблица помогает увидеть как похоже изучение этих тем. Каждая нумерация делится на устную и письменную. Изучение начинается всегда с новой единицы: 1, 10, 100, 1000 – единица, десяток, сотня, тысяча.
В каждом концентре используются свои средства обучения: счётные палочки, абак, нумерационная таблица.
Эти средства обучения помогают ученику увидеть, как записывается однозначное, двузначное, трехзначное и многозначное число. Таким образом, ученики начальной школы видят, что натуральный ряд чисел бесконечен, что все числа взаимосвязаны друг с другом, их можно разделить по количеству цифр: если одна цифра, то однозначное, если две цифры, то двузначное число и т.д.
Таким образом, у учащихся формируется представление о десятичной системе счисления. Умения, а затем и навыки читать и записывать числа формируется поэтапно и тесно связано с такими понятиями, как число, цифра, разряд, класс, разрядные единицы, разрядные десятки, разрядные сотни, разрядные слагаемые и т.д.
Для студентов педагогического колледжа я использую и такую блок-схему в форме дерева, где корнями его являются образование, название и запись числа, ствол представляет нумерацию, а ветви этого дерева – это нумерация в пределах 10, в пределах 100, в пределах 1000 и многозначные числа.
Ниже будут приведены таблицы по изучению темы: «Нумерация» в курсе предмета «Методика преподавания математики» в начальной школе с использованием технологии УДЕ.
Нумерация чисел.
Основные цели: учить учащихся образовывать, называть и читать числа.
Оборудование: палочки, печатные цифры, абак, нумерационная таблица.
Десяток
1
Счетные палочки
Счет по одному, по два, по три и так далее. Присчитывание и отсчитывание по одному.
Письмо цифр по данному образцу.
Сотня
10
Абак для двух разрядов: единицы, десятки. Двузначное число.
Счет единицами, десятками.
Десять- новая счетная единица.
Тысяча
100
Абак для трех разрядов: единицы, десятки, сотни. Трехзначное число.
Счет единицами, десятками, сотнями. Сотня- новая счетная единица.
Многозначные числа.
1000
Нумерационная таблица. Шесть разрядов, понятие класса. Класс единиц, класс тысяч.
Счет единицами, десятками, сотнями, тысячами. Тысяча- новая счетная единица. Десять тысяч, сотни тысяч, миллион.
Методика преподавания математике - это специальный предмет, который необходим студентам – будущим учителям начальных классов. Он раскрывает цели и задачи
обучения математики в начальной школе, ее содержание, показывает необходимые методы, которые помогут учащимся лучше усваивать материал. На уроках методики преподавания математики студенты изучают общие и частные вопросы методики.
В настоящее время в массовых школах реализуется идея развивающего обучения математике, которая возлагается в основном на учителя, поэтому перед нами возникает проблема – как осуществлять методическую подготовку будущего учителя в русле идей развивающего обучения?
Для отбора содержания и структуры методических курсов я использую технологию УДЕ. Методическая подготовка студентов интегрирует в себе специальные (предметные), психолого-педагогические и методические знания. Так как многие школы работают по альтернативным программам и учебникам наши выпускники должны быть готовы к самостоятельной творческой работе по различным учебникам математики. Методический курс направлен на то, чтобы обеспечить готовность учителя к воспитанию личности ребенка в процессе обучения, развитию его способностей, формированию желания и умения учиться, приобретать опыт общения и сотрудничества.
Основной целью курса «Методика обучения математике в начальных классах» является формирование у студентов творческого методического мышления и развитие их самостоятельности.
Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо повысить теоретический уровень методической подготовки студентов, сосредоточив их внимание на анализе основных понятий начального курса математики и общих способах методической деятельности, которыми пользуется учитель, организуя изучение этих понятий младшими школьниками.
Такой подход к изучению курса помогает обеспечить более тесную связь курса методики с курсами математики, психологии, педагогики.
Учитывая сложную структуру методической деятельности, процесс формирования знаний и умений осуществляется поэтапно.
На первом этапе студенты овладевают умением ориентироваться в предметном содержании методической деятельности.
На втором этапе студенты овладевают умением организовывать деятельность учащихся, направленную на изучение математических понятий, свойств и способов действий.
На третьем этапе студенты раскрывают различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач и овладевают методическими приемами организации их деятельности, направленной на формирование умений решать текстовые задачи.
На четвертом этапе студенты овладевают приемами методической деятельности связанной с формированием дидактических и методических умений планировать, проводить и анализировать урок математики.
Основой методики изучения многих понятий в начальном курсе математики служит теория поэтапного формирования умственных действий, которая была разработана отечественными психологами П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной. В соответствии с этой теорией понятие как целостный образ формируется на основе поэтапных действий и в результате становится обобщенным. В этом случае ребенок может оперировать понятиями в умственном плане.
Для формирования полноценных умственных действий необходимо ориентироваться на 6 этапов:
1. Предварительное ознакомление с целью действия, создание необходимой мотивации у обучаемого.
2. Составление схемы ориентировочной основы действия, которая дает представление о способе его выполнения.
3. Выполнение действия в материальном или в материализованном виде (материальное - внешнее, практическое действие с реальными предметами, материализованное – с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей); на этом этапе требуется проговаривать вслух выполняемые операции;
4. Проговаривание действия как внешнеречевого (в форме громкой речи, в письменном виде), здесь действие осваивается в развёрнутом виде без пропуска каких-либо операций, лишь на заключительном этапе некоторые операции можно пропустить;
5. Действие не сопровождается речью, оно начинает автоматизироваться;
6. Выполнение действия в умственном плане (см. схему)
Предварительное ознакомление
(мотивация)
ООД
Материальное Материализованное
действие действие
Внешняя речь
Внутренняя речь
Умственное действие
Основа экспериментального дидактического исследования под руководством П.М. Эрдниева – идея укрупнения дидактических единиц (метод УДЕ). Обучение, построенное в соответствии с этой идеей, оказывается эффективным для повышения качества знаний учащихся при значительной экономии времени, расходуемого на изучение курса математики.
Для реализации идеи УДЕ автор использует конкретные методические приёмы: а) одновременное изучение сходных понятий; б) одновременное изучение взаимнообратных действий; в) преобразование математических упражнений; г) составление задач школьниками; д) деформированные примеры
Литература.
Н.Б. Истомина «Методика обучения математике в начальных классах».
П.М. Эрдниев «Взаимнообратные действия в арифметике»
В.В. Давыдов «Виды обобщения в арифметике»
А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»
П.М. Эрдниев «Математика 1»
П.М. Эрдниев «Математика 2»
П.М. Эрдниев «Математика 3»
П.М. Эрдниев «Технология УДЕ»