Разработка урока химии в 8 классе: Типы химических реакций.
«Типы химических реакций».
8 КЛАСС
Цель урока. Повторить классификацию веществ, познакомиться с типами химических реакций и научиться выделять признаки их классификации; научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций; продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций; продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца; подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра-путешествие.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. (Устно) проверка знания знаков хим. элементов.
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учащихся
Учитель.
Эти явления знаете вы, В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления взаимные превращения, При которых образуются всегда новые вещества.
Что же это за явления?
Ученики. Химические реакции.
Учитель. Тема нашего урока «Типы химических реакций». Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, условиях их протекания, для того чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения. Познакомиться с типами хим. реакций, выяснить их отличительные особенности. Кроме того, хорошо овладев этой темой, вы без труда сможете осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.
Чтобы тему нам пройти и к итогу подойти, Нужно многое постичь, надо много сил вложить: Не бояться отвечать и вопросы задавать, Уравнения химических реакций писать, Знать, как их отличать, Все задания выполнять, друг у друга проверять. Цель свою тогда достигнем – О типах реакций все постигнем!
Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!».
Итак, в путь! Желаю удачи!
III. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся
Учитель демонстрирует химические реакции, а учащиеся должны доказать, что произошли хим. реакции, анализируя признаки.
Na+H2O - NaOH + H2
NaOH+HCI - NaCL +H2O
C+O2 - CO2
H2CO3 - CO2 + H2O
Дописать уравнения хим. реакций и расставить коэффициенты.
Химических реакций известно в мире много, И каждая в отдельности важна, поверьте мне. Реакции делятся на типы очень строго. Какие это типы? Узнаем вместе мы.
Ученики. Существует четыре типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Учитель. Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?(объяснение учителя)
Работа с учебником. (стр. 70 табл. 8).
Определите тип проведённых хим. реакций.
Задание «Стрельба глазами».
1. В периодической системе найдите самый активный элемент-неметалл. (F.)
2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (B.)
3. Переведите взгляд вниз и влево, на самый активный металл. (Fr.)
4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, атомы которого образуют вещество, поддерживающее горение. (O.)
5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, используемый в градусниках. (Hg.)
6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl.)
7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды».(La.)
8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, лёгкий инертный газ . (F.)
9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют драгоценный металл желтого цвета. (Au.)
Определите тип химической реакции.
Распределите предложенные вам уравнения, расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
H2 + O2 = H2O
NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + H2O
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
P2O5 + H2O = H3PO4
Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O
Ca + H2O = Ca(OH)2 + H2
CaCO3 = CaO + CO2
Fe + HCl = FeCl2 + H2
Учитель. Давайте выполним следующее задание.
Работа с учебником – стр. 71, №3.
VI. Домашнее задание
Предлагаю домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Каждый выбирает себе задание на ту оценку, которая его устраивает.
Задание на «4». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций (табл. 10).
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3 Реакция……………..
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O Реакция……………..
в) H2O2 —> H2 + O2 Реакция……………..
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O Реакция……………..
Задание на «5». Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 11).
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) H2O —>……….. Реакция……………..
б) MgO + H2SO4 —>……….. Реакция……………..
в) Al + HCl —>……….. Реакция……………..
г) Na + Cl2 —>……….. Реакция……………..
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций (табл. 12).
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
б) FeCl3 + Zn —>……….. Реакция……………..
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
д) Ba + O2 —>……….. Реакция……………..
VII. Подведение итогов
Учитель. Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу. И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.
Задание на «4». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций .Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3 Реакция……………..
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O Реакция……………..
в) H2O2 —> H2 + O2 Реакция……………..
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O Реакция……………..
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций
Уравнение реакции Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
б) FeCl3 + Zn —>……….. Реакция……………..
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
д) Ba + O2 —>……….. Реакция……………..
Задание на «4». Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций .Уравнение реакции Тип химической реакции
а) Al + O2 —> Al2O3 Реакция……………..
б) MnO2 + H2 —> Mn + H2O Реакция……………..
в) H2O2 —> H2 + O2 Реакция……………..
г) HNO3 + Fe(OH)3 —> Fe(NO3)3 + H2O Реакция……………..
Задание на «5». Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций .Уравнение реакции Тип химической реакции
а) HNO3 + Mg (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
б) FeCl3 + Zn —>……….. Реакция……………..
г) KOH + Ca (OH) 2 —> ………..... Реакция……………..
д) Ba + O2 —>……….. Реакция……………..