Разработка программы по основам смыслового чтения и работы с текстом на уроках английского языка


Разработка программы по основам смыслового чтения и работы с текстом на уроках английского языка
В настоящее время у обучающихся очень низкий уровень читательской грамотности (Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни). По результатам исследования PISA-2012 (PISA (Programme for International Student Assessment) – это проводимое по инициативе ОЭСР (OECD – Organisation for Economic Co-operation and Development) международное исследование, в ходе которого оцениваются знания и умения 15-летних учащихся в функциональном чтении, математической и природоведческой грамотности) наша страна находится на 37 месте среди 65 стран мира по уровню читательской грамотности. Хотя, по сравнению с предыдущим циклом исследования в 2012 году повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста по стране на 16 баллов (с 459 до 475 баллов).

Таким образом, проблема низкого уровня читательской грамотности остается и ее нужно решать. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, текст – связующее звено всех школьных предметов, а с переходом на предметное обучение возрастает роль смыслового чтения и работы с текстом, основы которых в соответствии с требованиями ФГОС закладываются в начальной школе.
При работе с текстами на уроке преподаватель должен учитывать виды чтения, их классификацию, особенности и задачи, которые они выполняют.
В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С.К. Фоломкиной (Софья Кирилловна), которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Изучающее чтение (полное понимание прочитанного) reading for detailed comprehension или reading for detail (задания А8-А14). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
Ознакомительное чтение (понимание основного содержания прочитанного) reading for gist, skim reading или skimming (задание B8). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное -- это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным.
Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, т. к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти "вредные" привычки должны быть преодолены. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов борьбы с этим - установить жесткие временные рамки на чтение текста, а учителю рекомендуется не отвечать на просьбы учащихся объяснить незнакомые слова на этом этапе чтения.
Поисковое чтение - при поиске конкретной информации (извлечение необходимой информации) reading for specific information или scanning (задание B9), то есть предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
Просмотровое чтение - (извлечение необходимой информации) reading for specific information или scanning (задание B9) используется при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.
Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Кроме учета классификации видов чтения, одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Такова методика Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской (Евгений Маслыко, Пелагея Бабинская), основанная на поэтапной работе с текстом. Они выделяют три этапа работы над текстом:
I этап – предтекстовый (работа с текстом до чтения) – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; формирование установки на чтение; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовки и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
Работа с текстом до чтения предполагает:
определение цели и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте;
актуализацию предшествующих знаний;
прогноз содержания текста или антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Упражнения, используемые на данном этапе:
Forecasting the Content (Прогнозирование содержания)
Motivating questions (Мотивационные вопросы)
Gap-filling (Заполнение пропусков)
Этот прием работы на предтекстовом этапе также ориентирован на развитие антиципации и заключается в предсказании содержания текста по заголовку.       
учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста;
учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?";
учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникающими у них еще до чтения;
учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.
Значимой задачей предтекстового этапа является мотивация учащегося к изучению текста. Мотивационный аспект приобретает особую важность при самостоятельной работе с текстом. Поэтому постановка вопросов перед чтением текста позволит усилить мотивацию учащихся к работе над текстом.
На предтекстовом этапе также может применяться прием заполнения пробелов. В основе данного приема работы лежит методика дополнения или восстановления недостающих языковых элементов.
II этап – текстовый (работа с текстом во время чтения) – (чтение текста отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Цель данного этапа состоит в освоении механизмов чтения.
Работа с текстом во время чтения включает:
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
Метод денотативного анализа текста
Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации.
План составления денотатной карты текста
Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.
Найдите объекты (денотаты), о которых идёт речь в тексте.
Определите основную тему текста и выделите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение).
Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.
Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.
Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.
III этап – послетекстовый (работа с текстом после чтения) – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Целью данного этапа является выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Работа с текстом после чтения включает:
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Употребляемые на данном этапе упражнения
«Шесть шляп мышления» используются при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.
Другие формы работы
Прочтите текст и выразите свое согласие (не согласие) с приведенными ниже утверждениями из текста.
Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них.
Ответьте на вопросы к тексту.
Составьте план прочитанного.
Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей.
Определите основное коммуникативное намерение автора текста.
Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения).
Cкажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему.
Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
Для формирования навыков чтения и организации работы с текстами на разных этапах Е.А. Маслыко и П.К. Бабинская предлагают разработанную систему упражнений.
Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста.
Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера, то есть умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем.
Цель третьей группы упражнений – развить умения продуктивного характере, позволяющие учащимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение, и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего собственного лица».
Подводя итог, нужно сказать, что работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Обучение чтению может быть успешным, если его организовать с использованием стратегий чтения. Так как при обучении смысловому чтению необходимо формировать стратегии смыслового чтения, было определено понятие «стратегии смыслового чтения» как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Формирование УУД смыслового чтения происходит на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с текстом. Это позволит сформировать у школьников читательскую компетенцию и информационную грамотность.
Формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.

Среди задач предтекстового этапа можно выделить следующие: развитие умения прогнозировать (антиципировать) содержание текста, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, снятие языковых трудностей.
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного:
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. Учащиеся выполняют на основе текста следующие задания: опиши главного героя; выбери подходящий заголовок к каждому абзацу и пр.
В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение.
Примеры заданий для работы с текстом до чтения
На основании заглавия (иллюстрации, ключевых слов и т.д.) выскажите предположение, о чём будет этот текст.
Вспомните необходимую информацию из ранее изученного материала.
Создайте глоссарий необходимых для чтения данного текста слов.
Предтекстовые упражнения (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).
Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.
Найти пары: слово и его дефиниция. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.
Выбрать антоним слова из предлагаемых.
Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.
Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.
Соединить пары слов по смыслу.
Работа над словообразованием.
Работа с предлогами.
Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.
Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.
Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение.
Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста.
Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках.
Примеры заданий для работы с текстом во время чтения
Проведите диалог с автором:
В — задайте вопрос автору текста, возникающий по ходу чтения.
О — спрогнозируйте ответ на возникший вопрос к автору, исходя из уже прочитанного, из своего жизненного опыта.
П — проверьте свой прогноз по тексту.
Контроль понимания общего содержания
Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.
Эта система контроля должна быть как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.
Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.
Озаглавить главные смысловые части текста;
Найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
Прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
Найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение;
Перечислить последовательно всех действующих лиц;
Назвать по порядку все места действий, названные в тексте;
Продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;
Ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;
Угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение;
Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием;
Учитель называет 2—3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его;
Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам;
Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста;
Перевести отрывок на хороший русский.
Примеры заданий для работы с текстом после чтения:
Раскройте идею текста.
Отразите основное содержание текста в таблице.
Напишите аннотацию, реферат.
Напишите сочинение (рецензию, отзыв, эссе, сценарий и др.).
Творческие задания.
Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло;
Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;
Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет;
Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там;
Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»;
Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения;
Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением;
Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться.
Дать совет герою (героине);
Написать сочинение о своем любимом персонаже;
Сравнить персонажей книги, которые там явно противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги;
Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре;
Подобрать/отобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
Ознакомительное чтение
1. Условия, определяющие успешность обучения:
*проведение в режиме дефицита времени;
*организация как одноразового чтения про себя;
*проверка понимания основной информации;
*исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (С.К.Фоломкина)
2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
*прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;
*определять главную мысль;
*отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;
*использовать сноски (ключевые слова, реалии) как опоры для понимания;
*устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий;
*обобщать данные, изложенные в тексте, делать выводы из прочитанного;
*выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования её в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре);
*классифицировать/группировать информацию по определённому признаку;
*оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов.
3.Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/она последовательности изложенных в тексте фактов;
расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
выберите правильный ответ из 3-4 вариантов;
найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
составьте план текста;
найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;
подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
просмотрите текст и озаглавьте его;
перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;
передайте содержание текста в устной/письменной форме;
составьте выводы на основе прочитанного;
назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
укажите, какая из аннотаций передаёт содержание точнее;
прочитайте текст и составьте на основе содержания схему, анкету;
на основе содержания прочитанного текста дорисуйте схему/карту;
выскажите своё мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии.
Изучающее чтение
         1. Условия успешности обучения:
*       медленный вид чтения про себя без ограничения времени;
*       перечитывание с решением новых задач;
*       перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;
*       чтение первоначально облегчённых текстов, затем трудных;
*       самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.
2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
Ø определять важность (значимость, достоверность) информации;
Ø полно и точно понимать содержание текста;
Ø делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений;
Ø раскрывать причинно-следственные связи;
Ø предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;
Ø составлять план, схемы, таблицы;
Ø ставить вопросы к основной и второстепенной информации;
Ø отделять объективную информацию от субъективной;
Ø понимать содержание, опираясь на фоновые знания (широкий контекст, экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения);
Ø переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно)
3. Упражнения для обучения изучающему чтению:
распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте своё решение;
добавьте факты, не меняя структуру текста;
найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;
составьте аннотацию/реферат;
поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;
напишите тезисы по содержанию прочитанного;
составьте письменную оценку (рецензию);
прочитайте сокращённый вариант текста, заполните пропуски недостающими словами;
переведите на родной язык указанные абзацы/части текста.
Обучение поисковому чтению
1. Условия, определяющие успешность обучения данному виду чтения:
ü основная цель поиска – содержательная информация;
ü проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);
ü принятие решения о целевом использовании информации;
ü знания структурно-композиционных особенностей текстов;
ü использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;
ü начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;
ü проведение чтения на больших по объёму текстах в форме чтения про себя.
2.Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
*определять тип/структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);
*выделять информацию, относящуюся к определённой теме/проблеме;
*находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);
*подбирать и группировать информацию по определённым признакам;
*прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имён собственных\;
*ориентироваться в тексте путём выдвижения ряда гипотез;
*проводить беглый анализ предложений/абзацев;
*составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах;
*находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.
         3. Упражнения для обучения поисковому чтению:
определите тему/проблему текста (статьи);
прочитайте текст, определите, освещены ли в нём указанные вопросы;
найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;
найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендацию;
просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
найдите абзацы, посвящённые указанной теме;
найдите в тексте ответы на вопросы;
просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;
разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
выразите своё мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом.
 Контроль понимания при чтении
На начальном этапе обучения проверяются:
узнавание и называние букв;
соотнесение букв и буквосочетаний со звуками;
озвучивание слов, словосочетаний и предложений;
деление предложений на ритмические группы, интонирование;
полное и точное понимание текстов (для изучающего чтения);
понимание общего содержания текстов (для ознакомительного и поискового чтения);
правильное, обращенное чтение вслух.
Для проверки понимания на продвинутых этапах (в среднем и старшем) используются разные упражнения для различных видов чтения.
Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям;
ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;
выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;
делить текст на смысловые части и озаглавливать их;
делать выписки основной информации.
Изучающее чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
ü составить развернутый план (резюме, выводы, комментарии);
ü назвать утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть;
ü поставить вопросы ко всему тексту;
ü выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста.
Поисковое чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
Ø перечислить основные данные/факты;
Ø поставить вопросы к наиболее существенной информации;
Ø составить оценку/рецензию на весь текст/фрагмент;
Ø сравнить два текста на аналогичную тему;
Ø интерпретировать коммуникативную задачу автора;
Ø составить аннотацию/реферат;
Ø сделать выборочный перевод.