Выступление на конференции по теме Специфика работы по организации деятельности на уроках коми-пермяцкого языка при работе с текстами исторических памятников
Специфика работы по организации деятельности на уроках коми-пермяцкого языка при работе с текстами исторических памятников
Нешатаева Людмила Борисовна,
учитель русского и коми-пермяцкого языка и литературы
Егоровской основной школы
Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого кругозора общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. В процессе обновления содержания образования языка в современных социокультурных условиях особую значимость приобретает внесение в практику школы изучения исторических памятников. Ещё выдающиеся грамматисты 20 века Ф.И.Буслаев, А.А.Шахматов, Ф.Ф.Фортунатов и другие в своих трудах стремились связать преподавание родного языка с его историей. Ф.И.Буслаев впервые в России поставил вопрос о том, что понимание языка во всей его сложности возможно только при историческом подходе к языку. Каковы задачи, которые стоят перед учителем? Во-первых, необходимо донести до учащихся идею изменения, развития языка и связи его с судьбою коми-пермяцкого народа – носителя этого языка; во-вторых, дать учащимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении коми-пермяцкого языка, о его истории через анализ и исследование памятников письменности.
Русская культура оказала большое влияние на культурное развитие коми-пермяков. В округе широко известны имена Рогова Н.А., составителя первого пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря, , Волегова В.А., составившего краткий пермяцко-русский словарь. Среди имён национальных педагогов-просветителей начала 20 века следует назвать имена учителя Попова Е.Е., уроженца деревни Кекур Кудымкарской волости, разработавшего коми-пермяцкую азбуку, Кондратия Михайловича Мошегова, автора первого букваря (1908г. У истоков создания графики письменности коми-пермяцкого литературного языка стояли Зубов А.Н., Лихачёв М.П., которые создали первые учебные пособия для школ.
Недавно лаборатория «Этнокультурное образование в условиях двуязычия» КГАОУ ДПО (повышения квалификации) «Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей» выпустила в свет сборник «Материалы из истории формирования коми-пермяцкого языка, изучения их в школе». Сборник адресован учащимся школ с изучением коми-пермяцкого языка как учебной дисциплины и учителям родного языка начальных и основных школ. Составителями являются Васькина Т.А. и Галкина М.Е. В нём представлены материалы о развитии коми-пермяцкой письменности, сведения о коми алфавитах, исторические тексты для работы на уроках и многое другое. Достоинством сборника является его достоверность и объективность, он написан на коми-пермяцком языке. Тексты имеют познавательное и воспитательное воздействие на детей.
Используя данное пособие, учитель сам сможет выбрать тот или иной текст к определённой изучаемой теме, руководствуясь как своим интересом и желанием, так и интересами учащихся. Уроки могут быть разного типа: урок-практикум, урок – исследование и другие. На данных уроках перед учителем стоят следующие задачи: научить учащихся читать исторический текст через сообщение об авторе, окружающем его обществе, эпохе;расширить лингвистическую компетенцию учащихся, вооружив их знаниями, которые помогут им осознанно объяснить многие явления современного языка, обусловленные историческими процессами.
В качестве примерных вопросов и заданий к данному тексту можно представить следующий перечень:
1.Почему трудно читается текст? Какой алфавит использован?
2.Что необходимо знать, чтобы правильно прочитать слова и предложения?
3. Подчеркнуть буквы, которые трудно читать. Замените буквами нынешнего коми алфавита.
4. Написать этот текст на основе современного коми-пермяцкого алфавита.
Предполагаемая работа по подобным текстам в определённой системе помогает учителю коми-пермяцкого языка в развитии языковой компетенции обучающихся на основе анализа исторических текстов, что способствует формированию универсальных учебных действий, дополнение урочной системы новой формой деятельности.
Библиография
Национальная школа: направления структуры содержания образования. - М., 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.( Министерство образования и науки Российской Федерации).- М., Просвещение, 2011.
Васькина Т.А., Галкина М.Е. Материалы из истории формирования коми-пермяцкого языка, изучения их в школе. – Кудымкар: КГАОУ ДПО (повышения квалификации) «Коми-Пермяцкий институт усовершенствования учителей», 2013.