Урок «Симфонический оркестр» 4 класс. 
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МУЗЫКЕ.
ТЕМА        « СИМФОНИЧЕСКИЙ  ОРКЕСТР»
Учитель музыки
                           Ситдикова Наталья Михайловна                                        
2014год  
ТЕМА УРОКА: « СИМФОНИЧЕСКИЙ  ОРКЕСТР»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: 
Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.                   
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ : 
Способствовать развитию музыкальной  памяти, вокально-хоровых навыков, творческому  мышлению, умению  слушать и анализировать музыку.               
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ : 
Способствовать воспитанию устойчивого  интереса  к музыке, музыкальным инструментам.                             
                                   .
ТИП  УРОКА :  
Углубление и расширение знаний.
ВИД УРОКА :   
Урок-путешествие.
ПРОБЛЕМА УРОКА :
«Какие инструменты в симфоническом оркестре самые главные»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: 
«Симфонический оркестр», «дирижер», «струнные», «духовые», «ударные», «антракт», «симфония».
ОБОРУДОВАНИЕ:  1.Мультимедийная доска.
                                    2.Презентация (21 слайд)
                                    3.Карточки для работы.
                                    4.Тестовые задания.
                                    5.Текст  песни «Музыка и дети» Пляцковский – Орлова.
                                    6. Фортепиано                            
Слайд №1 Заставка.
  ХОД  УРОКА:
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП:
(учащиеся входят в класс, рассаживаются по группам)
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
Слайд №2. Бизе «Кармен». Играет симфонический оркестр.
- Я приглашаю вас отправиться в музыкальное путешествие.
- Как вы думаете, куда мы попали?
      ( в театр, наверное на концерт)
- Как бы вы назвали ансамбль, который вы видите на сцене.
       (симфонический оркестр)
- Почему?.
        ( в его состав входят инструменты симфонического оркестра)
- Правильно! И тема нашего урока:
Слайд № 3. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
Слайд №4.  «ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».
   - Сколько групп инструментов входят в состав симфонического  оркестра.   
          ( четыре группы: струнные смычковые, духовые деревянные,
             духовые медные, ударные)  
    -Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра.
          ( оркестр – это коллектив, котором должно быть  не менее 20 человек.
            В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов)        
   - Путешествуя по симфоническому оркестру и знакомясь с  инструмен-
      тами, нам нужно решить проблему:
Слайд № 5  «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ                             ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»
2.ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
- И сегодня я не зря рассадила вас по группам. Каждая группа будет представ-
 лять определенную группу музыкальных инструментов. Например:
                 №1.  Струнно-смычковых инструментов
                 №2.   Деревянно-духовых инструментов
                 №3    Медно-духовых инструментов
                 №4    Ударных инструментов.
            ( расставляю карточки на столы)
 Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же  лучше всех,
 кто самый главный.
- Я попрошу представителей от каждой группы подойти к столу и выбрать
 карточки  с названием тех инструментов, которые относятся к вашей группе.
             ( выходят, разбирают)
- Я попрошу назвать ваши инструменты.
             (называют)
- Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных
 инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Вы должны убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная. Речь должна быть краткой и убедительной.
На подготовку я вам даю несколько минут
Слайд №6. Группы симфонического оркестра
-Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ.
              ( ответы детей)
Слайд № 7   ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
- Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ
 ДУХОВЫХ.
               (ответы детей)
Слайд № 8  ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
-А теперь мы готовы  встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ.
                     (ответы детей)
Слайд № 9  ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
- Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра.
  УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить. 
                  (ответы детей)
Слайд № 10   УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
-Каждая группа имела право  доказать, что она лучшая и самая главная. 
 А теперь, чтобы убедиться и установить, кто же главнее , я предлагаю вам
 не просто послушать музыку, а увидеть , как работает настоящий большой
 СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.
Слайд № 11  ВИДЕОРОЛИК.(alt+Tab)
 ИГРАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК».
 - Вам понравилось. А теперь разрешите задать вам несколько вопросов:  
Вам это произведение знакомо! Кто его автор и как оно называется.
Какое настроение создает эта музыка.
Если бы вы были художником, какие цвета вы бы подобрали для этой музыки? 
Как называют человека, который в оркестре не играет на инструменте.
Каждый из вас увидел и услышал свою группу инструментов. А что произойдет, если убрать одну группу из оркестра? (оркестр будет звучать по-иному, потеряется то неповторимое и уникальное, что присуще данной группе )
Так какая же группа самая главная.
      ( ответы детей) 
 - Вот мы и решили нашу проблему.
ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ГЛАВНЫЕ.
ОНИ ДОПОЛНЯЮТ  И  УКРАШАЮТ ДРУГ ДРУГА.
Слайд № 12  (прочтите, пожалуйста, стихотворение )
                         Оркестр симфонический вас может угостить:
                          Поэмой драматической, симфонией эпической,
                          Фантазией лирической, рапсодией трагической.
                          Всех инструментов голоса сольются
                          И тогда услышим, как шумят леса,
                          И как журчит вода, и как дрова  трещат в огне,
                          И как ветер злится,
                          И как мечтает о весне продрогшая синица!
-  Мы с вами познакомились с музыкальными инструментами симфо-
нического  оркестра, побывали на концерте и я думаю, что настало время
объявить перерыв.
- Как такой перерыв называется? (Антракт).
Слайд № 13   АНТРАКТ – ЭТО ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ  ОТДЕЛЕНИЯМИ КОНЦЕРТА
 -Я объявляю АНТРАКТ! Предлагаю вам сесть поудобнее.                                                                                                                       Во время антракта мы с вами исполним песню «Музыка и дети»      
Слайд № 14
( исполнение песни хором, а затем по группам)
3.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
 - Наш антракт закончился и мы продолжаем свою работу.
-Мы работали в группах, познакомились со всеми инструментами , чтобы
 решить проблему: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ  САМЫЕ ГЛАВНЫЕ и
 пришли к выводу, что  ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ РАВНЫ,КАЖДАЯ ГРУППА УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.  
-У вас на столах лежат листочки. Подпишите их, пожалуйста.                  
                         Тестирование учащихся.
Слайд № 15. 
Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.
                  А)  Деревянная духовая
                  Б)  Ударная
                  В) Струнная
Слайд №16.
Какой инструмент называют «царицей музыки»
                  А) Гитара
                   Б)Арфа
                   В) Труба
                   Г) Скрипка
Слайд №17
Какой инструмент  имеет длину до 3х метров
                    А) Контрабас
                    Б)  Валторна
                    В)  Рояль
                    Г) Тромбон
Слайд №18
Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц
                     А) труба
                     Б) флейта
                     В) треугольник
Слайд №19
Как называют человека, который руководит  оркестром.
                      А) директор
                      Б) администратор
                      В) дирижер
                      Г) музыкант
Слайд №20. (Правильные ответы.)
- А теперь поменяйтесь листочками, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки. ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4
Две ошибки – 3, три ошибки – 2.
-Наш урок подошел к концу, но на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Тема следующего урока – «Симфония». А это значит, что мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому 
-Симфонический оркестр.
Домашнее задание: Составить кроссворд, где ключевым словом является «оркестр».
Музыкальное прощание. 
Слайд №21.
13PAGE  15
13PAGE  14615
15