Открытый урок «Симфонический оркестр!
Симфонический оркестр
Конспект открытого урока в 4 классе
Клочай Ирина Анатольевна
Учитель музыки сш№16 г. Актобе
Республика Казахстан
Класс: 4 класс
Предмет: Музыка
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемое оборудование:
· Карточки-раскраски (для дом. задания);
· Тексты песен;
· Аудиозаписи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;
- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
- минусовая фонограмма песни «Семь нот».
- минусовая фонограмма песни «Мир – это детство».
План урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
Муз. приветствие: «Здравствуйте!».
Исполнение песни «Семь нот».
Объяснение нового материала.
У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»
У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?
Сообщение учеников:
Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. т[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "оркестр" заменил распространенный в странах Европы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
У. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».
Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
(Слайды )
У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.
(Слайды)
У. - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
У. –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты
У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:
Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют под музыку.)
У. - Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это
ДИРИЖЕР
У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку Напряженная тишина воцарилась в зале Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
У. - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
У. – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров. (Портреты дирижёров)
- Евгений Светланов (1928-2002) –
выдающийся советский и российский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
- Вероника Дударова (1916-2009)-
ее имя занесено в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
У. - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
У. - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. -(дают свой ответ)
У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?
Игра «Наш оркестр».
Учащимся предлагаются шумовые инструменты, выбираем «дирижера». Звучит запись «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
У. - А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки , а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
У. - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.
(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада».)
Но об одном из них хочется сказать отдельно.
Сегодня – 18 марта - исполняется 165 лет со дня рождения великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.
У. – А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
«Третий лишний».
У. - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, саксофон
Гобой, труба, кларнет
Барабан, альт, тарелки
Тромбон, фагот, валторна
Подведение итогов:
У. – Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре. У нас будет небольшая проверочная работа. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
Исполнение песни «Мир – это детство».
15