Конспект урока по истории России по теме: СССР в 1945-1953 
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №2 им. С.К.Тока 
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
Сценарий урока истории в 9 классе
«СССР в 1945-1953 годы».
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 им. С.К. Тока 
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
учитель высшей категории
Ооржак Лориса Бодааевна
с. Сарыг-Сеп 2015
Повторительно-обобщающий урок - размышление на тему
«СССР в 1945-1953гг.»
Цели урока:
Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
      4.Развитие аналитического мышления.
 5.Воспитание толерантности.
 6.Продолжить формирование основных компетенций:
- учебно-информационных :
- работать в информационной среде,
- обрабатывать информацию,
- создание презентации,
- коммуникативных: 
- работать в группе,
- выступать публично,
- социальных:
- определять тему,
- прослеживать причинно-следственные связи,
- аргументировано обосновывать свои выводы. 
Оборудование: медиапроектор,  первоисточники
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок - размышление.
Технология:  развивающее, проблемное обучение с элементами ИКТ,  групповая работа учащихся.
План урока.
Мотивация. Введение в тему с эпиграфа, эвристическая беседа.
2. Повторение  обобщающего урока по проблемным вопросам:
     -  Советское общество после войны: надежды и боль потерь.
     -  Восстановление экономики - цена успеха.
А) Экономика после войны.  
Б) Развитие промышленности.
В) Состояние сельского хозяйства.
      3.Укрепление тоталитарного режима.
А) Изменения в структурах власти.
Б) Новый виток репрессий.
( Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, работа с документами, презентация).
4.Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
5.Домашнее задание.
Ход урока:
Эпиграф:            Ужель всё это повторится на планете?
                                 Немеет тут язык, а хочется кричать
             Смотрите, люди, в оба!
       Нынче все в ответе
        За  жизнь.
 (Виктор Гадаев).
1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.
Учитель:  После второй мировой войны изменилась территория нашего государства. Кто покажет на карте, какие территории вошли в состав СССР?
    Ученик показывает на карте те территории, которые вошли в состав СССР.
     Учитель: У многих советских людей появились надежды на улучшение жизни. 
     - Сейчас предстоит работа по группам:  приступаем к размышлениям, проанализируйте, пожалуйста, следующие 2 вопроса:
1 вопрос: Какие надежды после окончания войны были у различных категорий населения?
2 вопрос: Как война изменила общественно-политическую атмосферу, которая существовала в 1930 годы?
Учитель: Какие же направления выбрала система, давайте, сделаем вывод. 
Ученики: Путь «декоративной»  видимой демократизации  по сути, происходило усиление борьбы с вольнодумством и укрепление тоталитарного режима.
Слайд: запись о восстановительном периоде н/х. после войны
2. Восстановление экономики - цена успеха.
         Значит, восстановление экономики стала первоочередной задачей послевоенного периода. Вы только слышали, каким было состояние экономики в результате войны? Когда началось восстановление народного хозяйства? 
Вывод: (написан на слайде).
После войны в правящих кругах СССР по вопросу -  дальнейшее развитие страны единства не было, начинаются дискуссии: 
Ролевая игра учащихся.
Сталина и Вознесенского. (Споры о главном)
(Выводы из этих дискуссий делает ученик).
     Мы знаем, что сразу после войны был принят 4-ый пятилетний план развития СССР на1946-1950годы. 
Работа с документами.
Теперь перед вами отрывок из  «Закона о 5-летнем плане восстановления народного хозяйства». Основываясь на этот документ, ответьте, пожалуйста, какие приоритеты существовали в экономике? И о развитии промышленности.
Ученики рассказывают о документе и развитии промышленности.
Вывод учителя: В 1950 году выполнена значительная часть показателей 4-ой пятилетки (данные на  слайде).
         Это был несомненный успех, достигнутый за счёт трудового подвига народа, определённую роль сыграли репарации Германии и бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных. 
(Выводы делают учащиеся по группам).
 Также мы знаем, что ещё более ослабленным из войны вышло сельское
хозяйство. Кто расскажет о состоянии с/х.? Теперь, анализируя, отрывок работы И.В.Сталина «Экономические проблемы в СССР», скажи те, что он пишет в своей работе? (Ученик анализирует работу).
3.Укрепление тоталитарного режима.
Изменения в структурах власти.
        Учитель: Трагическая страница истории нашей страны - это репрессии, которые после войны усилились. Послевоенные годы - завершающий период сталинского режима и кульминации тоталитарного режима и начало его распада. Развитие системы ГУЛАГа достигло своего апогея именно в эти годы, т.к. к сидевшим с середины 1930 годов «врагам народа» добавились млн. новых.Новый виток репрессий.
        Учитель: Особенно громкими были после войны «Ленинградское дело» и «Дело врачей». Кто знает об этих делах? Опережающее задание 2 ученикам 
(слайд: запись «Система ГУЛАГа»)
Закрепление материалов урока проведем в форме проверочной работы :
1.В послевоенный период восстановлено и построено ……….. промышленных предприятий.
2. Довоенный уровень достигнут в …………. г.
3. Акцент на прирост показателей ……………………………………… ……………………………..в ущерб производству товаров народного потребления. 
4. В экономической дискуссии победила точка зрения …………………
5. ГУЛАГ-это ......................……………………………………………….
………………………………………………………………………………………
6.Репрессии - это ……………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Система оценивания при взаимопроверке учащихся:
5-6 ошибок – оценка «5»
3-4,5 ошибок – оценка «4»
1,5-2,5 ошибок – оценка «3»
0-1 ошибок – оценка «2»
Рефлексия.
Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
Материал усвоен полностью.
Комментирование оценок
Домашнее задание:  Творческая работа «Сталин – реформатор  или диктатор?»
 Учитель: Знание истории является условием недопущения подобных преступлений в будущем.
        Давайте закончим урок минутой молчания.
Пояснительная записка.
Урок истории на тему «СССР в 1945-1953 годы» был дан в 9 «б» классе МБОУ СОШ №2 им. С.К. Тока с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района.
Коллектив 9 «б» класса существует с 1 класса. 
В  настоящее время в классе обучается 13 учащихся, из них  мальчиков 6 и 7 девочек. Из них 1999 года рождения – 2 человек, 2000 г.р. – 4 человек, 2001г.р. – 7 человек. 
В 9 «б» классе - уровень учебной мотивации выше среднего: считают необходимым получение хорошего образования для достижения своих целей. 
Учащиеся способны планировать учебную и трудовую деятельность. Умеют выделять главное в учебном материале, стараются выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщение, выводы. Осуществляют самоконтроль в учении, стремятся преодолевать затруднения.
По итогам успеваемости за прошлый учебный год в классе 4 ударника: Пудова Оксана, Саак Саадак, Каадыр-оол Дан-Хая и Бегзи Даяна, неуспевающих – нет. 
Все ученики посещают кружки и спортивные секции при школе и ДЮСШ, и элективные курсы по профессиональному самоопределению. 
Дети  инициативны, самостоятельны в принятии решений, требовательны к себе, проявляют заботу друг о друге. Все дети очень доброжелательные, с развитым чувством сопереживания. 
Все ученики в классе имеют постоянные общественные поручения, к которым относятся добросовестно.
Ребята чувствуют себя частью коллектива, участвуют в большинстве видов деятельности. Отношение к делу (учебе) оценивают  выше, чем в большинстве классов. 
Психологический климат в коллективе благоприятный. 
Использована программа по истории для общеобразовательных школ, учебник «История России ХХ-начало XI века»; авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина,  М.Ю.Брандт. Раздел 5. Количество часов в неделю – 2, в год – 68 часов.
Краткий анализ работы детей на уроке, и результаты урока.
Уровень предварительной подготовки класса- хороший, учащиеся проявляли заинтересованность целям и задачами урока.
. Учащиеся учились аргументировать собственные выводы, вести дискуссию, оспаривая мнения других. Актуализация знаний учащихся проявилась на первом этапе урока- постановки проблемы.
.  Учащиеся сами формулировали выводы в ходе дискуссии. 
В целом класс работал на уроке с удовольствием, заинтересованно.  Активность класса была высокой, так как каждый имел определенное задание в ходе подготовки к уроку. Работа в группе позволила акцентировать внимание учащихся именно на проблемных моментах послевоенного развития СССР, рассмотреть достаточно большой объем материала за один урок.