Конспект урока по истории России по теме: СССР в 1945-1953
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. С.К.Тока
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
Сценарий урока истории в 9 классе
«СССР в 1945-1953 годы».
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 им. С.К. Тока
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
учитель высшей категории
Ооржак Лориса Бодааевна
с. Сарыг-Сеп 2015
Повторительно-обобщающий урок - размышление на тему
«СССР в 1945-1953гг.»
Цели урока:
Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.
4.Развитие аналитического мышления.
5.Воспитание толерантности.
6.Продолжить формирование основных компетенций:
- учебно-информационных :
- работать в информационной среде,
- обрабатывать информацию,
- создание презентации,
- коммуникативных:
- работать в группе,
- выступать публично,
- социальных:
- определять тему,
- прослеживать причинно-следственные связи,
- аргументировано обосновывать свои выводы.
Оборудование: медиапроектор, первоисточники
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок - размышление.
Технология: развивающее, проблемное обучение с элементами ИКТ, групповая работа учащихся.
План урока.
Мотивация. Введение в тему с эпиграфа, эвристическая беседа.
2. Повторение обобщающего урока по проблемным вопросам:
- Советское общество после войны: надежды и боль потерь.
- Восстановление экономики - цена успеха.
А) Экономика после войны.
Б) Развитие промышленности.
В) Состояние сельского хозяйства.
3.Укрепление тоталитарного режима.
А) Изменения в структурах власти.
Б) Новый виток репрессий.
( Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, работа с документами, презентация).
4.Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
5.Домашнее задание.
Ход урока:
Эпиграф: Ужель всё это повторится на планете?
Немеет тут язык, а хочется кричать
Смотрите, люди, в оба!
Нынче все в ответе
За жизнь.
(Виктор Гадаев).
1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.
Учитель: После второй мировой войны изменилась территория нашего государства. Кто покажет на карте, какие территории вошли в состав СССР?
Ученик показывает на карте те территории, которые вошли в состав СССР.
Учитель: У многих советских людей появились надежды на улучшение жизни.
- Сейчас предстоит работа по группам: приступаем к размышлениям, проанализируйте, пожалуйста, следующие 2 вопроса:
1 вопрос: Какие надежды после окончания войны были у различных категорий населения?
2 вопрос: Как война изменила общественно-политическую атмосферу, которая существовала в 1930 годы?
Учитель: Какие же направления выбрала система, давайте, сделаем вывод.
Ученики: Путь «декоративной» видимой демократизации по сути, происходило усиление борьбы с вольнодумством и укрепление тоталитарного режима.
Слайд: запись о восстановительном периоде н/х. после войны
2. Восстановление экономики - цена успеха.
Значит, восстановление экономики стала первоочередной задачей послевоенного периода. Вы только слышали, каким было состояние экономики в результате войны? Когда началось восстановление народного хозяйства?
Вывод: (написан на слайде).
После войны в правящих кругах СССР по вопросу - дальнейшее развитие страны единства не было, начинаются дискуссии:
Ролевая игра учащихся.
Сталина и Вознесенского. (Споры о главном)
(Выводы из этих дискуссий делает ученик).
Мы знаем, что сразу после войны был принят 4-ый пятилетний план развития СССР на1946-1950годы.
Работа с документами.
Теперь перед вами отрывок из «Закона о 5-летнем плане восстановления народного хозяйства». Основываясь на этот документ, ответьте, пожалуйста, какие приоритеты существовали в экономике? И о развитии промышленности.
Ученики рассказывают о документе и развитии промышленности.
Вывод учителя: В 1950 году выполнена значительная часть показателей 4-ой пятилетки (данные на слайде).
Это был несомненный успех, достигнутый за счёт трудового подвига народа, определённую роль сыграли репарации Германии и бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных.
(Выводы делают учащиеся по группам).
Также мы знаем, что ещё более ослабленным из войны вышло сельское
хозяйство. Кто расскажет о состоянии с/х.? Теперь, анализируя, отрывок работы И.В.Сталина «Экономические проблемы в СССР», скажи те, что он пишет в своей работе? (Ученик анализирует работу).
3.Укрепление тоталитарного режима.
Изменения в структурах власти.
Учитель: Трагическая страница истории нашей страны - это репрессии, которые после войны усилились. Послевоенные годы - завершающий период сталинского режима и кульминации тоталитарного режима и начало его распада. Развитие системы ГУЛАГа достигло своего апогея именно в эти годы, т.к. к сидевшим с середины 1930 годов «врагам народа» добавились млн. новых.Новый виток репрессий.
Учитель: Особенно громкими были после войны «Ленинградское дело» и «Дело врачей». Кто знает об этих делах? Опережающее задание 2 ученикам
(слайд: запись «Система ГУЛАГа»)
Закрепление материалов урока проведем в форме проверочной работы :
1.В послевоенный период восстановлено и построено ……….. промышленных предприятий.
2. Довоенный уровень достигнут в …………. г.
3. Акцент на прирост показателей ……………………………………… ……………………………..в ущерб производству товаров народного потребления.
4. В экономической дискуссии победила точка зрения …………………
5. ГУЛАГ-это ......................……………………………………………….
………………………………………………………………………………………
6.Репрессии - это ……………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Система оценивания при взаимопроверке учащихся:
5-6 ошибок – оценка «5»
3-4,5 ошибок – оценка «4»
1,5-2,5 ошибок – оценка «3»
0-1 ошибок – оценка «2»
Рефлексия.
Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
Материал усвоен полностью.
Комментирование оценок
Домашнее задание: Творческая работа «Сталин – реформатор или диктатор?»
Учитель: Знание истории является условием недопущения подобных преступлений в будущем.
Давайте закончим урок минутой молчания.
Пояснительная записка.
Урок истории на тему «СССР в 1945-1953 годы» был дан в 9 «б» классе МБОУ СОШ №2 им. С.К. Тока с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района.
Коллектив 9 «б» класса существует с 1 класса.
В настоящее время в классе обучается 13 учащихся, из них мальчиков 6 и 7 девочек. Из них 1999 года рождения – 2 человек, 2000 г.р. – 4 человек, 2001г.р. – 7 человек.
В 9 «б» классе - уровень учебной мотивации выше среднего: считают необходимым получение хорошего образования для достижения своих целей.
Учащиеся способны планировать учебную и трудовую деятельность. Умеют выделять главное в учебном материале, стараются выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщение, выводы. Осуществляют самоконтроль в учении, стремятся преодолевать затруднения.
По итогам успеваемости за прошлый учебный год в классе 4 ударника: Пудова Оксана, Саак Саадак, Каадыр-оол Дан-Хая и Бегзи Даяна, неуспевающих – нет.
Все ученики посещают кружки и спортивные секции при школе и ДЮСШ, и элективные курсы по профессиональному самоопределению.
Дети инициативны, самостоятельны в принятии решений, требовательны к себе, проявляют заботу друг о друге. Все дети очень доброжелательные, с развитым чувством сопереживания.
Все ученики в классе имеют постоянные общественные поручения, к которым относятся добросовестно.
Ребята чувствуют себя частью коллектива, участвуют в большинстве видов деятельности. Отношение к делу (учебе) оценивают выше, чем в большинстве классов.
Психологический климат в коллективе благоприятный.
Использована программа по истории для общеобразовательных школ, учебник «История России ХХ-начало XI века»; авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. Раздел 5. Количество часов в неделю – 2, в год – 68 часов.
Краткий анализ работы детей на уроке, и результаты урока.
Уровень предварительной подготовки класса- хороший, учащиеся проявляли заинтересованность целям и задачами урока.
. Учащиеся учились аргументировать собственные выводы, вести дискуссию, оспаривая мнения других. Актуализация знаний учащихся проявилась на первом этапе урока- постановки проблемы.
. Учащиеся сами формулировали выводы в ходе дискуссии.
В целом класс работал на уроке с удовольствием, заинтересованно. Активность класса была высокой, так как каждый имел определенное задание в ходе подготовки к уроку. Работа в группе позволила акцентировать внимание учащихся именно на проблемных моментах послевоенного развития СССР, рассмотреть достаточно большой объем материала за один урок.