Выступление на тему: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
Курского муниципального района Ставропольского края
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Выступление учителя
начальных классов второй квалификационной
категории
МОУ СОШ №8
Сергачевой Аллы Петровны
с. Русское
2014г
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
А.П. Сергачёва
МОУ СОШ № 8 с.Русское, учитель начальных классов
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь» (В.О. Ключевский).
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями?
Актуальность изучения проблемы здоровья выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья. Дети поступают в школу с большими отклонениями: осанка, гастриты, зрение, общая усталость, переутомление. Отсюда, нервозное состояние, пассивность на уроках, плохое запоминание, агрессивность и т.д. Всё это есть и в моем классе. Я заметила, что дети работают 20 минут, а остальное время отдыхают, выполняют задания лишь бы как-нибудь, ждут звонка, задают вопросы типа: "скоро звонок?". Даже игровая ситуация мало что изменит. Один просто ложится на парту, другой вертится, отвлекается, кто-то достает свои игрушки: пистолеты, машинки и т.д. На переменах дети устраивают "гонки" и т.д., потому что нужно куда - то деть скопившуюся за урок энергию, им нужно много двигаться, это их особенность.
Так как же добиться высокой успеваемости, не ограничивая детей жесткими рамками принятого поведения на уроке, когда им приходится сидеть за партой по несколько часов в день? Как сберечь здоровье детей, уберечь их от перегрузки и переутомления? Всё это невозможно при традиционной методике обучения. Поэтому я как один из путей достижения своей цели выбираю элементы методики Базарного В. Ф. Я считаю, что данная методика позволит создать охранительный режим общения, направленный на поддержание оптимальной работоспособности и предупредить негативные сдвиги в состоянии здоровья детей. На данном этапе я беру лишь элементы из методики данного ученого.
При подготовке к уроку чередую разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинает с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
1. Схема-тренажер который находится на интерактивной доске. Незамысловатые круги, геометгрические фигуры используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз вслед за геометрическими фигурами. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год. «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
1) только глазами при неподвижной голове и туловище;
2) с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека. Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.
2. Точечный массаж.
Точечный массаж биологически активных зон применяю для профилактики вирусных респираторных инфекций и их ранних осложнений, лечения и реабилитации детей, а также с целью укрепления иммунитета.
Массаж проводится 2-3 раза в день подушечкой концевой фаланги указательного или среднего пальца или двумя-тремя пальцами сразу, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности.
Делаем 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против, сдвигая кожу (как будто сверлим) относительно костной или мышечной ткани (2-3 оборота в секунду). Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3-5 секунд.
Симметричные точки массируются с двух сторон одновременно.
Во время проведения процедуры необходимо расслабиться, не разрешается разговаривать, все внимание сосредоточено на массаже (самомассаже). Дыхание ровное, свободное.
Дети среднего и старшего возраста при выполнении самомассажа сидят на стульчиках, ноги слегка расставлены, колени под прямым углом, позвоночник касается спинки стула.
3. Коврики для массажа стоп.
Дорожка здоровья. Контрастные коврики для профилактики плоскостопия и массажа ног. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья или по кочкам. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.
4. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Упражнения на зрительную координацию«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет.
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
5. Обязательным учебным предметом доктор В.Ф. Базарный считает хоровое пение (танцевально-ритмические физминутки). Мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.
6. На уроках письма ребятам нравится физминутка для пальчиков. Физминутка для пальчиков так же способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6-8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.
Например:
1. Игра: «Наши алые цветы».
Наши алые цветы (ладони обеих рук соединены в форме бутона тюльпана)Раскрывают лепестки (пальцы медленно раскрываются)Ветерок чуть дышит, (плавные покачивания кистями рук)Лепестки колышет (пальцы быстро шевелятся)Наши алые цветы Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму бутона)Тихо засыпают, Головой качают (покачивание головой).
7.Для правильной осанки, расслабления мышц спины и шеи мы используем
«шапочки-мешочки», наполненные морской солью. Дети сидят прямо, а морская соль благотворно влияет на нервную систему. Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу :
Игровые уроки
спортивно-оздоровительные мероприятия:
1. Утренняя зарядка.
2. Игровые перемены.
3. Дни здоровья.
4. Спортивные мероприятия.
5. Походы, прогулки, экскурсии.
Формирование у школьников системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей, способствует написание школьниками рефератов.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Для учителей, которые используют элементы здоровьесберегающих технологий не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии работать, в конечном счете, становится и легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15