Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной деятельности начальной школы
Отдел образования администрации
Мучкапского района
МБОУ Мучкапская СОШ
Тема:
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Автор опыта
Анцупова Елена Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ Мучкапской СОШ
2016 год
2
Содержание:
1. Информация об опыте.
2. Условия возникновения.
3.Актуальность.
4. Ведущая педагогическая идея опыта.
5. Технология опыта. Последовательность
действий.
6. Результативность опыта.
7. Библиографический список.
8. Приложение 1. Физкультминутки.
9.Приложение 2. Народные игры в
организации и проведении динамической
паузы.
10.Приложение3. Гимнастика для глаз.
11.Приложение 4 .Валеологические задачи.
3
1.Информация об опыте.
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия.
Что такое здоровье?
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Демченкова Г.З., Полонский Н.Л.);
здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство возможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (Адо А.Д.);
здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (Казначеев В.П.).
4
2.Условия возникновения.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной от вставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание».
5
3.Актуальность
. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей заметно уменьшается. Школа становится одной из причин, влияющих на ухудшение здоровья детей.
Поэтому сегодня здоровье детей и подростков относится к одному из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. Значит, учителю необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье.
Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.
6
4. Ведущая педагогическая идея опыта
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Новизна данного опыта заключается в комплексном подходе к оздоровлению в начальной школе. Главным условием его реализации является правильная организация учебной деятельности, то есть построении учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Сюда входят: строгое соблюдение режима школьных занятий, правильная организация урока, обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям.
7
5.Технология опыта
Последовательность действий
В эксперименте были задействованы родители, дошкольники и дети младшего школьного возраста.
Теоретическая основа опыта
Законы Российской Федерации «Об образовании»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»; рекомендации Института возрастной физиологии РАО, НИИ педиатрии РАО; исследования современных ученых: Л. Б. Дыхан, Г. К. Зайцева, В.Ф.Базарного, Н.Н Куинджи, Н.Е. Шурковой; воззрения педагогов-практиков; собственный опыт практической работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Стратегические цели ориентированы на длительный период. Это формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения, развитие интеллекта, памяти, мышления...
Тактические цели ориентированы на короткий промежуток времени — урок, занятие.
Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:
1.Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания,обучения знаниям,методическим умениям и знаниям).
8
2.Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия).
3.Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний)4.Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний во время игр, физкультурных занятий).
Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
8
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуализации;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
-принцип комплексного сквозного подхода;
принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
9
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Моя работа была направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, формирование ценностного отношения к здоровью.
Свою работу я выстроила следующим образом:
-познакомилась с научными данными о физиологических и психологических особенностях детей младшего школьного возраста;
-подробно изучила медицинские карты детей с заключениями врачей о состоянии здоровья каждого ребенка моего класса:
-провела цикл бесед с родителями: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».
Родители высказали свое мнение о некоторых причинах школьных болезней:
-недостаточная освещенность кабинета;
-несоответствие высоты школьных столов;
-несоблюдение детьми режима дня;
-плохое питание.
Собранная информация позволила мне создать первое представление о состоянии здоровья моих учеников, определить причины, влияющие на ухудшение здоровья детей во время пребывания в школе и разработать систему профилактических мер по охране и укреплению здоровья школьника.
Длительность опыта.
Проект рассчитан на 2 года.
10
В результате реализации этого проекта предполагается:
-рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников,
-повышение приоритета здорового образа жизни,
-поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Организация учебно-воспитательного процесса .Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть?
Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.
Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3) Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования куроку.
Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья.
- Итак, первое - рациональная организация урока. При подготовке любого урока, оцениваю
11
качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья.
-Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки. Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствием видам работы и чередованием в течение урока.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным, а также при помощи электронных физкультминуток для глаз.
Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. Активизируя деятельность учащихся, использую нестандартные формы проведения учебных занятий.
Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.
Технология сотрудничества также создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением. Здесь я использую такие приемы организации деятельности как:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка,
-ребенок-консультант и др.
12
Интересен прием сказкотерапии. Дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми.
Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое я использую в лечебных и оздоровительных целях.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.
Применение на уроках информационных технологий позволяет дать детям больше информации, форма и способ подачи ее более
наглядный и легче воспринимается. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока
Соблюдение гигиенических условий в учебном кабинете.
Занятия проводятся в чистом, правильно освещенном и хорошо проветриваемом кабинете без монотонных, неприятных раздражителей.
Утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Благоприятный психологический климат на занятии.
Спокойная обстановка. Доброжелательная речь педагога, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.
Психологическая установка на работу. Занятие может начинаться словами педагога: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за
13
педагогом: «Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен. У меня хорошее настроение. Я готов к работе. Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать». После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на занятии проходит в быстром темпе.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.
Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с
добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
14
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
Вставка 3. Разбор слова по составу.
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст – персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами
лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово
«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы
15
будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.
Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Математика
Вставка 1.
Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
16
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?
Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.
Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
Ответ: в 2 раза.
- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
Окружающий мир
Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник,
тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.
- Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и
17
откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Внеклассная работа
Формирование здорового образа жизни учащихся продолжается во внеклассной работе.
Беседы, встречи с медицинскими работниками, инспекторами полиции нужно построить было так, чтобы их разговор вызвал у ребят интерес, чтобы придя домой ,они могли поделиться со своими родителями тем, что для него показалось интересным и что он взял для себя от этой встречи.
Огромную положительную волну несут в себе праздники, которые проводятся в классе и приглашаются на них родители не в качестве зрителей, а как активные участники. Стало привычным делом проводить спортивные мероприятия под девизом «Дружная семейка». Когда ребята вместе со своими папами и мамами активно выполняют предложенные конкурсные занятия. Весёлый смех и огоньки радости в глазах вот то, что составляет основу совместной деятельности.
Родители! Какая на них лежит ответственность за своего ребёнка? Какие условия необходимо создать для его развития? Что бы они хотели увидеть в своём ребёнке? Много накапливается вопросов и очень важно довести до них «что ребёнок» это личность. Которая постоянно нуждается в человеческом общении. Эмоциональный комфорт вот
главное! Поэтому проводим родительские собрания по темам «Мой ребёнок», «Детские страхи», «Поощрение и наказание детей в семье»…
Знакомлю с результатами тестов. Иногда бывает, что родители удивляются ответам своего ребёнка. На вопрос «Что такое счастье?» ученик написал «много денег!!!».Это и есть доказательство
18
того, что ребёнок находит себе увлечение сам и «Мир стрелялок , войн, вражды» вот, что его увлекает.
Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны.Традиционным становятся мероприятия по проведению «Дня Здоровейки», «Опасность курения». Выпуск газет и рисунков на заданные темы.
Факультативные занятия «Разговор о правильном питании» становятся наиболее интересными и увлекательными , если в подготовке к нему ребятам помогают родители. Они составляют меню на завтрак, находят рецепты интересных блюд из овощей. Приняли участие в областном конкурсе «Разговор о правильном питании. Парад национальных блюд».Желающих принять участие оказалось несколько ребят. Они с азартом принялись за это дело. На какое-то время они оказались на кухне в роли «маленького поварёнка». С каким увлечением они рассказывали всем остальным, что у них получилось. Это снова есть успех! Это вновь положительные эмоции.
Хочется отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.
-Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей
образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту
19
связь. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
20
6.Результативность.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 2класса процент заболевших снизился до 30% . На основании тестирования, проведённого вo втором классе, было выявлено:- степень тревожности у учащихся снизилась с 50% до 20%.- повысилась самооценка с 30 % до 60%.- снижена степень регидности с 30% до 10%.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
21
Библиографический список:
1.Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19
2. 7.Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108
3.В. И. Ковалько, Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу», М., «ВАКО», 2008год
4. 2.В. И. Ковалько «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по физкультуре. Игровой подход», М. « ВАКО», 2006г.
5. 3.Кучма В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К., Руководство по гигиене и охране здоровья школьников, М., 2000г.
6. .Л. А.Обухова, Н. А. Лемяскина «Школа докторов природы», М., «Вако», 2004 г.
7.Радюк Е. А., «Игровые модели досуга и оздоровления детей», Изд.
«Учитель»,2008г., 207с.2002г.
8.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. С. – 220.
9. Журнал «Вестник Тамбовского университета. Серия: естествознание и технические науки», № 4-1/ том 18, 2013 год
10 http://cyberleninka.ru - мониторинг состояния здоровья школьников Тамбовской области
11. http://humanpsy.ru - анкеты для обучающихся22
Приложение 1.
Физкультминутки.
Животные.
Аист.
Аист, аист длинноногий.
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой.
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою.
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.
( Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.)Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
Будем прыгать, как лягушка.
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка – попрыгушка.
За прыжком – другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
(Прыжки.)
Ежик.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
23
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
Утром встал гусак на лапки.
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево – влево.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево – вправо.)
Поскорее в воду – плюх !( Присели.)
Цапля ходит по воде.
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице.
Надо цапле наклониться.
Ну – ка тоже наклонились,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Стрекоза
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Что это ?)
Утром стрекоза проснулась,(Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась.(Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась,
24
(Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась,(Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела,(Присели.)
На четыре – дружно полетела.(Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась,(Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась.(Присели.)
Серая лошадка.
Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!
(Поочередное топание одной ногой, затем другой.)
Я копытцем постучу (Ходьба на месте.)
Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива, хороши и хвост игрива.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый бок!( Кружимся на месте.)
Вот под елочкой зеленой.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)Скачут весело вороны:
Кар, кар, кар! (Громко.)(Хлопки в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево – вправо.)
Спать ребятам не давали( Наклоны туловища влево – вправо.)
Кар, кар, кар! ( Громко.) ( Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.0И все вместе засыпают(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Кар, кар. Кар!( Тихо.) (хлопки над головой в ладоши.)
Растения.
25
Во дворе растет подсолнух.
Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.
(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним растет второй, похожий, к солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперед, а потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Отдохнули мы чудесно, и пора нам сесть на место.
12
Клен.
Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон, зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
Лепестки.
Выросли в саду цветки. (Руки плавно поднять вверх, потянуться.)
Распустились лепестки. Вдруг повеял ветерок – (Легкий бег.)
Закружился лепесток. Ветерок их оторвет и на землю вновь вернет.
(Присели.)
Листочки.
Мы листочки осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. ( Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели И на землю тихо сели.
26
На лугу растут цветы.
На лугу растут цветы небывалой красоты.(Потягивания – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. ( Потягивания – руки вверх.)
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают и по прежнему цветут.
Рябинка.
На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнется, не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Апельсин.
Желтый, круглый, ты откуда? (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
- Прямо с солнечного юга. Сам на солнышко похож.(Руки - на пояс.)
Можешь съесть меня, но только (Прыжки на месте.)
Раздели сперва на дольки. ( Хлопки в ладоши.)
Как меня ты назовешь? ( Апельсин.)
Предметы.
А часы идут, идут.
Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах, отбивает каждый такт
(Наклоны влево – вправо.)
27
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка.
( Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг – друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
( Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! ( Бег на месте.)
Если их не заведут, то они совсем встают. ( Дети останавливаются.)
Ракета.
Раз, два – стоит ракета. Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопки в ладоши,( Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – и на месте походили.
Мельница.
Наклоняемся вперед, руки в сторону.
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась.
(Наклон вперед. Руки в стороны, стойка ноги врозь, 1 – правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону;2 – смена положения рук.)Мяч подскакивает вверх.
Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех? ( Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал, прыгать мячик перестал
И под парту закатился. ( Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся.
Природные явления.
28
На дворе у нас мороз.
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать и ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето. Речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем, дно ногами достаем.
(Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Дождь.
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек.( Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град, все под крышами сидят.
(Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин.
(Шагаем на месте.)
Солнце.
Солнце вышло из – за тучки, мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания – руки вверх.)
Руки в стороны потом мы пошире разведем.
(Потягивания – руки в стороны.)
Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.
Листопад.
Тучи в небе кружатся, (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
29
День осенний хмурится, (Руки на поясе – повороты влево вправо.)
14
Листопад на улице. (Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Кружатся на месте.)
Желтая метелица.
Зарядка.
А теперь на месте шаг.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте. )Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим и рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем дружно!
Мы колени поднимаем – шаг на месте выполняем
От души мы потянулись, (Руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
В понедельник.
В понедельник я купался, ( Изображаем купание. )
А во вторник – рисовал .(Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл.( Бег на месте.)
В пятницу бегал, прыгал,( Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка.
Раз – подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
30
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире, пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Для начала мы с тобой .Для начала мы с тобой. Крутим только головой.( Вращение головой.)
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись!
( Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вниз и т. д.)
Дует ветер с высоты.
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо клонятся цветы и травы.
( Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора.
Мамам дружно помогаем.
Мамам дружно помогаем. Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки для сына и для дочки.
( Наклоны вперед, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко для одежды три веревки.
(Потягивания – руки в стороны.)
Светит солнышко – ромашка, скоро высохнут рубашки.(Потягивания – руки вверх.)
Мы активно отдыхаем.
Руки ставим перед грудью, разводить их резко будем.
31
С поворотом – раз - два – три. Не бездельничай, смотри!
( Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем – раз – два – раз, ножки разомнем сейчас.
Сели – встали, сели – встали, ( Приседания.)
И немножечко устали. На ходьбу мы перейдем, сядем и передохнем . (Присели.)
Мы активно отдыхаем – то встаем, то приседаем – раз – два – три – четыре – пять,Вот как надо отдыхать.( Приседания.)
Головой теперь покрутим – лучше мозг работать будет. ( Вращения головой.)
Вертим туловищем бодро – это тоже славный отдых. ( Вращения туловищем.)
Мы готовы для похода.
Мы готовы для похода. Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
Птицы учатся летать, плавно крыльями махать.
Полетели, полетели, опустились, посидели.
(Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
Наклоняемся вперед, прогибаемся назад. Кто носочки достает?
( Наклоны вперед – назад.)
Мы ногами топ – топ.
Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали, руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали, и подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два – заниматься нам пора!
32
Мы присели под кусток.
Мы присели под кусток. Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку. Вновь шагаем по тропинке. (Приседания.)
А теперь вращаем ручки, словно разгоняем тучки.
Гоним их вперед – назад, по двенадцать раз подряд.
(Вращение прямых рук назад – вперед.)
приседаем ниже – глубже, как лягушка в теплой луже,
Прыг – и нету комара! Вот веселая игра. ( Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились и на стулья опустились.
Мы разминку начинаем.
Мы разминку начинаем. Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.
(Потягивания – руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья – раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно, как лягушки, проскакать.
(Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх. Отдохнет спина у всех.
Мы становимся все выше.
Мы становимся все выше. Достаем руками крыши.
На два счета поднялись, три, четыре – руки вниз.
(Потягивание на носочках с подниманием рук вверх и опусканием в И. п.)
33
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз,
Приседай, не торопись!(Приседания.)
А последний раз присели, а теперь на место сели.
Нам пора передохнуть.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой, и усталость вся долой.
Раз, два, три, четыре, пять, шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и в другую сторону.)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед. А два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд. (Наклоны вперед – назад.)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем. (Приседания.)
Начинается разминка.
Начинается разминка. Встали, подровняли спинки.
Вправо – влево наклонились и еще раз повторили.
(Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счету, раз, два, три, четыре, пять.
Это нужная работа – мышцы ног тренировать. ( Приседания.)
34
А теперь рывки руками выполняем вместе с вами.
(Рывки руками перед грудью.)
Прочь, усталость, лень и скука.
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: « Нет! « - на все на свете.
(Вращение головой в стороны.)
А теперь мы приседаем и колени разминаем. Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем
Разминка.
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим – и для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперед и назад.)
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх. Другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна, к солнцу тянется она.
35
(потягивания – руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивание – руки в стороны.)
Приседаем, приседаем. Ножки полностью сгибаем. ( Приседания.)
Чтобы мышцы упражнять. Раз, два, три, четыре, пять.
Сказочная разминка.
Гномик.
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – ищем пропажу.)
Колпачок был непростым со звоночком золотым.
(Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Буратино.
Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Царь Горох.
Давным – давно жил король царь Горох. И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел и танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал и сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.
Шел король.
Шел король по лесу, по лесу, нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, еще разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, и ножками потопаем, потопаем.
36
Упражнения для пальчиков и рук.
Вверх ладошки.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)
По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай!
Можешь хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим.
Где же наши ручки.
Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)
Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)
Вот, вот наши руки, вот наши руки ( Показываем.)
Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.
Гости.
Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук.)
И Иван приди, и Степан приди, и Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка – ну пожалуйста.
(Поочередной массаж кончиков пальцев правой руки.)
Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин.
И Матвею блин, И Сергею блин, а Никитушке – мятный пряничек.
(Поочередной массаж кончиков пальцев левой руки.)
Две сестрички.
Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)
Рубят, строят, роют, ( Изображаем.)
Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая.
37
Скрут.
Кто живет под потолком? (Руки в стороны.)
- Гном. (Руки колпачком над головой.)
У него есть борода? (Руки в стороны.)
- Да. ( Кисти рук у подбородка.)
И манишка и жилет? (Руки в стороны.)
- Нет… (Руки к груди.)
Как встает он по утрам? (Руки вытянуть вверх.)
- Сам. (Руки « в боки.» )Кто с ним утром кофе пьет? (Руки в стороны.)
- Кот. (Пальчики- « усики».)
И давно он там живет? (Руки в стороны.)
- Год. (Указательный пальчик вверх.)
Кто с ним бегает вдоль крыш? (Руки в стороны.)
- Мышь. ( Ладошки – « ушки».)
Ну а как его зовут? (Руки в стороны.) - Скрут!
Гимнастика.
(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.) Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром! ( Пальцы рук переплести - рукопожатие.)
Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.) Полотенцем вытираться. (Скользящие движ.)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)
Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.) и уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)
38
Приложение 2
Народные игры в организации и проведении
динамической паузы.
« У медведя во бору».
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого – то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения могут не сразу бежать, а подразнить его песней
«Филин и пташки».
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Например, голубь, гусь, утка, ворона, петух и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал « Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого – то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином
39
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышенности. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
«Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле, Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь водит.
Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
«Кот и мыши».
40
Играющие ( не более 5 пар) встают в два ряда, лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают вряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору, Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
« Зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
« Блуждающий мяч».
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если ему это удается, он идет на место того игрока которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры .Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через
41
одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить вкруг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры.
Играющий уронивший мяч, становится водящим.
«Юрта».
В игре участвуют четыре группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами :Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов играющие переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой виде шатра ( крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро прибежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа, первой построившая юрту.
42
Приложение 3.
Гимнастика для глаз.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного , при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем : необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для
43
глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
1. Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
3. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
5. Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
6. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
7. Буратино.
44
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением кончика носа.
Упражнения для снятия зрительного утомления:
1. «Дождик»
Капля первая упала «кап - кап» - пальцем стучать
И вторая побежала «кап - кап» - по ладошке
Мы на небо посмотрели - смотреть вверх
Капельки «кап - кап» запели - постучать по голове
Намочились лица, - вытирать лицо
Мы их вытираем.
Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли
Мокрыми стали - показать руками
Плечами дружно поведем - трясти плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим - бег на месте
45
Под кусточком посидим - присесть
2. «Моргание»
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.
3. «Прищепочки»
Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
4. Глазодвигательный тренинг.
Если смотришь на предмет
И не видишь, есть он или нет.
На него ты не смотри,
Глаза скорее отводи,
Легко и быстро поморгай,
Вправо, влево взгляд бросай,
Снова глянешь на предмет —
Изображенья четче нет!
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа
46
5. Моргание
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Глазодвигательные упражнения
“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Задачи:
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
47
-предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно- вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия сильного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
48
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Волшебный сон
Реснички опускаются ...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . .
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко...(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем,..Сном волшебным засыпаем...
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
49
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Гимнастика для глаз по методу Г. А. ШичкоПальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3.Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4.Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый |нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5.Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
50
Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед — влево — вправо вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6.Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. 3атем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7.Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8.Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым —левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9.Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми
51
глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным расчетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10.Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
Долго тянется урок-
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз - глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь.
(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два —
Тренируй свои глаза.
52
Нужно четко выполнять.
(Сидя (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.) -
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.) Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)Профилактические упражнения для глаз
53
15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
15 вращательных движений глазами слева-направо.
15 вращательных движений глазами справа-налево.
15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх — где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Упражнения для глаз (комплекс 1)
1. п. — сидя за партой.
Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
Движения глазными яблоками.глаза вправо-вверх.
глаза влево-вверх.глаза вправо-вниз.
глаза влево-вниз.Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15 с.
3.Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.
54
Упражнения для глаз (комплекс 2)
1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить3 раза.
2.Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5—6 с, Открыть глаза. Повторить 3 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с.
4. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 3)
1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в другую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.
55
Приложение 4
Валеологические задачи.1 класс1. Костя отжимается каждый день на турнике 8 раз, а Игорь -5 раз. Кто из них отжимается больше? На сколько больше? Кто из ребят будет сильным?2. Саша и Алёша живут в одном доме и учатся в одном классе школы №15.Саша от дома до школы доходит за 18 минут, а Алёша доезжает с мамой на машине за 3 минуты. Кто приходит в класс раньше? Кто из мальчиков будет более здоровым?3. Вася и Надя были на экскурсии на фабрике мороженого. Их угостили мороженым. Вася съел
мороженое за 8 минут, а Надя –за 15 минут. Кто съел мороженое быстрее и на сколько? Стоит ли торопиться?4. Уставом средней общеобразовательной школы установлены следующие сроки школьных каникул: осенние, продолжительностью 5 дней; зимние – на 7 дней больше, чем осенние; весенние – на 4 дня короче зимних. Сколько дней длятся зимние и весенние каникулы? Какое значение для здоровья детей имеют школьные каникулы? Как правильно следует организовать их?5. Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды +20ºС, а заканчивается, когда температура воды снижается на 6С относительно первоначальной. При какой температуре воды завершается купальный сезон? Почему в конце лета можно купаться при более низкой температуре воды? Какие способы закаливания вы можете назвать? Какое значение для организма имеет закаливание?6. Рисовая каша переваривается в желудке 2ч. Варёная говядина переваривается на 2ч. больше рисовой каши, а жареная свинина переваривается на 6ч. больше говядины. Сколько часов должен работать желудок,
56
чтобы переварить жареную свинину? Какие из этих продуктов предпочтительно употреблять на ужин и почему?2 класс1.В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?2.Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как
здоровье человека зависит от его веса?3. В волейбольную секцию записались 18 мальчиков, а в футбольную секцию – в 2раза больше, чем в волейбольную. Сколько мальчиков занимается спортом? Что ценного они подарят своему здоровью?4. Когда Полине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько килограммов изменился вес Полины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?5. В детском парке посадили 80 берёз и клёнов. Саженцев клёнов было 45. Сколькопосадили саженцев берёз? Какую пользу для здоровья человека принесут деревья? 3 класс1.Окружающая среда полна звуков. Децибел – единица, выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на ваш организм, если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает
57
болевые ощущения, а 180 децибел – смертельный уровень. Как влияет шум на человека?2. Чтобы получить пятёрку по физкультуре, мальчики 5 класса должны пробежать 60 м за 10 с, а 3 – за 15 с. С какой скоростью нужно пробежать дистанцию мальчикам 3 класса? Почему лёгкую атлетику называют королевой спорта?4 класс1. Петя и Маша начали есть кашу одновременно. У
обоих было по 300 г каши. Через 15 мин Петя съел всю кашу, а Маша съела две трети порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют каши для растущего организма?2. Человек за 70 лет жизни (в среднем) выпивает 10 000 л молока, а воды – 50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?3. В сутки через лёгкие человека проходит около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год? Что мы называем «зелёными лёгкими» Земли?