Методическая разработка «Активные методы обучения на уроке»

Методическая разработка «Активные методы обучения на уроке»
I фаза

Этап
Инициация
Погружение в тему
Определение ожиданий и опасений

Назначение
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Примеры АМО (из сборника) задание 3
Приветствие

Список покупок
Дерево ожиданий

Примеры АМО (предложенные участником МК) задание 4
«Пожелай победы!»
Коллектив делится на 2 группы, перед началом мероприятия каждый член команд подходит к представителю противоположной команды, улыбается ему и желает победы.
«Афоризм»
Учитель готовит несколько высказываний (истинных и ложных), закрывает надписи, кроме 1 слова, листком бумаги. Команд по очереди подходят и пытаются отгадать другие слова. Команда. Которая отгадывает быстрее и правильнее, побеждает. Данные афоризм напрямую соотносятся с темой урока.
«Абонемент»
Группе вручаются листки бумаги, на которых каждый из команд должен написать, что именно он ждёт от занятия. Листок складывается так, чтоб следующий игрок не видел написанное. Потом записи открываются, прочитываются. Следует обобщение написанного и вырабатываются общие принцип работы.

II фаза

Этап
Закрепление изученного (домашнее задание)
Инпут

Проработка содержания темы


Назначение
Контроль и коррекция ЗУН

Сообщение нового материала

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Примеры АМО (из сборника) задание 3
Метод работы в мини –
группах «Ситуационная
задача»
Мозговой штурм
Инфо - карусель

Примеры АМО (предложенные участником МК) задание 4
«Дебаты»
Раздача методических материалов (подготовка кейса, критерии оценки дебатов)
Знакомятся с материалами, задают вопросы. Учитель выбирает судейскую команду.

Учитель предлагает для дебатов две противоположные точки зрения по какому-либо вопросу. Потом собственно дебаты.

«Глобус»
На стене прикреплен лист ватмана, на нём нарисован глобус. в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Дидактическая игра "Пьеса для всех", организовывала при изучении темы "Особенности средневекового театра" в 10 классе.Учеников делим 4 группы минимум по 4 человека. 1 группа – сценаристы, 2 – режиссеры, 3 -  актеры и 4 – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая понравится всем. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть.  . потом садимся  в круг и беседуем:  устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? Ответить должен каждый участник игры.  В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях.

III фаза

Этап
Эмоциональная разрядка
(разминка)
Рефлексия



Назначение
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения


Примеры АМО (из сборника) задание 3
Земля, воздух, огонь
и вода
Письмо самому
себе


Примеры АМО (предложенные участником МК) задание 4
«Лучик»
Команд встают друг против друга и изображают луч солнца (улыбки, протянутые руки и др.)
«Разноцветные звёзды»
На столе лежат 3 коробочки с вырезанными звёздами разного цвета: красный – я работа хорошо, голубой –мог бы лучше, зелёный – в следующий раз постараюсь работать лучше. Звёзды крепятся на доску. Вырисовывается общая картина.



15