Внеклассное занятие по привитию навыков личной гигиены
КонспектЗанятия по валеологиистарший дошкольный возрастТема: Сказка про ушки Вид занятия: познавательноеПрограммные задачи:• Познакомить детей со строением уха. • Формировать гигиенические навыки по уходу за ушами. • Учить навыкам самомассажа. • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. • Активизация словаря: ушная раковина, слуховой проход, перепонка. Материал: фланелеграф, фигурки животных, деда Всеведа, Буратино, уши зверей, знаки для правил. Ход- Здравствуйте, ребята! Гости дорогие! Я - бабушка-Рассказушка! Послушать сказочку не желаете? Расскажу вам сказку не простую, а познавательную – про ушки (подходит к фланелеграфу) Жил в лесу весёлый дедЗвали дедушку - Всевед. Рано утром он вставал, Магазин свой открывал. - Вот и сегодня дед -Всевед открыл свой магазин (на фланелеграфе устанавливается макет магазина и деда) Звери всегда к нему приходили и делали покупки. Но магазин у него не простой и торговал дед чем-то необычным. Я вижу объявление Для лесного населенияВсем! Всем! Всем! Каждому продам два ухаДля красоты и слуха! Прибегайте! Плывите! Бегите! Выбирайте, какие хотите! - Ребята, что продаёт дед? Поднимите руки у кого есть уши. Сколько ушей у людей? А у зверей? Где они находятся? Зачем людям и зверям уши? Сейчас мы узнаем, как же мы слышим. Д/и : «Повтори что услышал» Когда хорошо было слышно? Как было слышно с одним ухом? Что было слышно, когда закрыли два уха? Ребята, а что мы слышим? Давайте проверим. Д/и: «Угадай, что он делает»Как вы угадали, что он там делал? Правильно услышали и догадались, потому что уши – орган слуха. Ну вот, пока мы с вами опыты ставили, забыли совсем про сказку. Слушайте, что случилось в магазине:Выложил дед товар – уши разных зверей. И тут пришёл слон, Слон огромный словно башня. Только он совсем не страшныйИ когда он бодр бывает, На спине детей катает. - Ребята, как вы думаете, какие уши выбрал себе слон? (Ребёнок выходит показывать) Правильно! Слон выбрал самые большие уши и пошёл довольный, захлопал ушами. Хотите, покажу как? Давайте вместе! (проводится гимнастика для ушей) Ушки ты свои найди и скорей их покажиЛовко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами! А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не оторвись! Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно. Раз-два, раз-два вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, наступила тишина. - Послушали тишину. Это гимнастика для ушей очень полезна, её надо делать часто, что бы не болели уши. Продолжим сказку. Второй к магазину прискакала белочка. Увидела ушки, очень они ей понравились. Как вы думаете, какие она выбрала для себя ушки? (Ребёнок показывает) Правильно, рыженькие с кисточками. Примерила белка ушки и от радости давай угощать всех жителей орешками. Знаете как? Вставайте, покажем! Повторяйте за мной:Сидит белка на тележке, Продаёт орешкиЛисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке ушастому. - Кстати, вот и заинька тоже к магазину прискакал. Выбрал себе уши, а какие? (ребёнок показывает). Верно, длинные серые. Обрадовался, побежал домой, чтобы похвалиться братьям и сёстрам, какие ему чудесные уши достались. А дед-Всевед уже хотел закрывать магазин, да обнаружил, что ещё осталась пара ушей. Маленькие какие-то, чьи же это могли быть ушки? Ребята, посмотрите вот какие уши остались, на чьи похожи? (человеческие) Опыт:А ну-ка, посмотрите друг на друга, на ваши ушки они похожи? Сейчас я покажу вам очень интересный предмет – это раковина. А как вы думаете, для чего я вам показываю эту раковину? Оказывается, раковина очень похожа на наше ушко. Потрогайте своё ушко. Правда, похожа? Так вот, та часть уха, которую мы можем потрогать, называется - ушная раковина. Повторите хором. Посмотрите, в ухе есть ещё проход. Потрогайте пальчиком. Это слуховой проход, повторите. Слуховой проход узкий. Природа сделала так, чтобы никто не смог туда добраться. Потому, что в конце прохода есть тонкая-тонкая плёночка. Она называется - перепонка. Повторите это слово вместе. Звук по проходу проникает внутрь, ударяется об эту перепонку, и мы его слышим. Ещё, чтобы в слуховой проход не проникала пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество – серу. Сера густая, липкая, жёлтого цвета, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода в ушную раковину и, когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Вы часто моете уши? Молодцы! Вернёмся же к нашей сказке. Тут в магазин пришёл странный человечек – деревянный с длинным носом. Ребята, вы его не знаете, кто это? (Буратино) Здравствуйте, вы не видели мои ушки? – закричал громко Буратино. Ах, значит это твои уши? – спросил дед-Всевед у Буратино. Что-что вы сказали? – кричит БуратиноУши, спрашиваю, твои? - говорит дед. - Не слышу, говорите громче! Дед кричит ещё громче: – Уши твои? - О, да, мои-мои! Спасибо. Примерил их Буратино и стал всё слышать. - Тогда дед спросил у Буратино: - Что с тобой случилось, почему ты потерял уши? - Понимаете, я хотел послушать музыку, включил магнитофон на всю громкость, открыл окна, чтобы всем было слышно и весело, но тут в окно влетел ветер и я оглох. Потрогал я свои уши, а их нет на месте. А дед-Всевед ему и говорит: - Буратино, а разве ты не знал, что уши боятся громких резких звуков, грохочущей музыки, холодных сквозняков. А ещё кожа внутри уха очень нежная, её легко повредить. Поэтому ни в коем случае нельзя ковырять в ушах острыми предметами. Чистить уши надо очень осторожно, мягкими ватными жгутиками, чтобы не повредить перепонку. И запомни, Буратино, вот такие правила и вы, все ребята, запомните. Вам они тоже пригодятся, чтобы сохранить свои ушки здоровыми. Вот эти правила – правила деда-Всеведа:• Защищай уши от холода. • Не допускай попадания в уши воды. • Не ковыряй в ушах. • Не заталкивай в уши посторонние предметы. • Не кричи громко. • Не включай громко музыку и телевизорА если в ухе возникла боль, немедленно обратись к врачу. -А сейчас вы мне повторите, какие правила вы запомнили. - Молодцы, ребята! А что ещё вы запомнили с нашего занятия? Как называется наружная часть уха? Как называется проход в ухе? Обо что ударяется звук в ухе? Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны уши и людям и животным и как за ними нужно ухаживать. Я вам желаю здоровья и дарю вот эту игру, которая поможет вам бережно относиться к своему телу.