Конспект урока по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания.


Игровой тренинг "Приведи в порядок куклу!"
Цели: формирование потребности в чистоте и опрятности, необходимости выполнения физических упражнений;
коррекция и развитие внимания, памяти, эмоционально - волевой сферы на основе практических упражнений;
воспитание мотивации к содержанию своего тела в чистоте и опрятности.
Оборудование: ИКТ, куклы, домики для кукол, предметы личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щетка, расческа, полотенце), "Чудесный мешочек", физкультурное оборудование (мостик, оборудование для развития равновесия, коррекционно - развивающая игра "Оденем куклу на прогулку", коррекционно - развивающая игра "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Ход занятия:
1. Эмоциональный настрой "Минутка дружбы"
- А теперь встанем в кружок (дети становятся в круг).
Раз ладошка, два ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
(Учащиеся проговаривают слова вместе с учителем)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим правила ухода за телом.
- А еще к нам сегодня в гости обещали прийти куклы: кукла Толя, кукла Саша, кукла Максим, кукла Артем.
3. Работа по теме урока.
Дети кукол ждут и ждут.
Что же куклы не идут?
К ним отправимся мы сами,
Что случилось и узнаем.
Чтоб быстрее нам дойти,
Ну-ка, музыка, звучи!
Звучит фонограмма веселой, бодрой музыки, дети идут веселым шагом.
- Вот шагают наши ножки
Прямо к Толе по дорожке.
А дорожка не простая -
Вот красивая какая!
Раз кружок, два кружок,
Ну, шагай смелей, дружок!
Раз, два, три!
К дому Толика пришли!
Звучит фонограмма "Колыбельной" музыки.
- Что за музыка звучит?
(Ответы детей)
А наш Толя еще спит.
Что же делать, как нам быть?
Как нам Толю разбудить?
Может мы потопаем? (дети топают)
А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)
А давайте мы скажем волшебные слова: "Доброе утро!"
(Дети произносят вместе с учителем)
Кукла просыпается.
Кукла Толя: - Доброе утро, дети!
В гости к вам хочу прийти,
Ноне знаю, как дойти.
Руки не хотят вставать,
Ноги не хотят вставать.
Лучше лягу я в кровать
- Ребята, что мы делаем каждое утро, чтобы нам было легче встать, чтобы быть бодрым и веселым целый день?
Дети: - Зарядку!
- Ты, Толяша, не ложись!
Ты с зарядкой подружись!
Динамическая пауза "Зарядка".
- Ну-ка, встанем по порядку.
Начинается зарядка!
Чтобы нам скорей проснуться,
Нужно дружно потянуться!
Руки вверх мы поднимаем! (руки вверх, стоя на носках 3-4 раза)
Даже тучи задеваем!
А теперь проснись головка!
Поворачивайся ловко! (наклоны головы вперед-назад, вправо - влево 1-2 раза)
Руки просыпаются!
Туда - сюда качаются! (взмахи руками вперед-назад, в стороны, вниз 2 раза)
А теперь проснитесь ножки. (наклоны с поглаживанием ног 2 раза)
И шагайте по дорожке! (непродолжительная ходьба)
- Все запомнил ты, Толяша?
Просыпайся поскорей
В гости ждем всегда друзей!
- А теперь мы отправляемся в гости к кукле Максиму. Он живет очень далеко. Но у меня есть волшебные ворота. В эти ворота мы пройдем и окажемся у домика Максима.
- Что за странная картина?
Ох, и грязный ты, Максима!
Грязь на щечках и на лбу!
Грязь на шее, на носу!
Очень стыдно грязным быть
Нужно бы лицо умыть! (кукла что шепчет учителю)
- Ребята, Максиму очень стыдно. Он не знает, что нужно для того, чтобы быть чистым и опрятным! Но мы то с вами знаем и сейчас все расскажем Максиму. А поможет нам "Волшебный мешочек".
Учитель при детях кладет предметы в "Волшебный мешочек". А дети на ощупь угадывают и называют предметы гигиены: мыло, расческу, мочалку, зубную щетку, полотенце.
- Как называется предмет, который ты достал?
- Для чего он нужен?
- Покажи!
Пальчиковая игра "Что же детям пригодится, чтобы чисто всем умыться?" (дети отвечают на вопросы учителя и загибают пальцы)
- Что же детям пригодится, чтобы начисто умыться?
Нам нужна....водица.
Что же с ручек грязь смывает?
Мыло детям помогает!
В ванну смело мы идем,
Спину и животик трем.
Что же детям помогает?
Мочалка быть здоровым желает.
Чтобы зубы не болели,
Чтоб они всегда блестели,
Помогает.... зубная щетка.
Чисто - чисто умывались.
Чем же дети вытирались?
Полотенцем!
Чтобы волосы не путались.
Чтоб они всегда нас слушались.
Чтоб красивой была прическа,
Помогает всегда....расческа.
- Сколько предметов личной гигиены помогает нам в содержании нашего внешнего вида в порядке? (6)
Кукла благодарит детей.
- Ну-ка, быстро умывайся,
К нам скорее собирайся!
- А мы дальше пойдем к кукле Саше.
Слышится шум дождя.
- Слышите, ребята, кажется, дождь начинается. Побежали скорее.
Непродолжительный бег по кругу под музыку.
- Убежали от дождя?
- Да!
Появляется кукла Саша.
- В гости к вам хочу я очень.
Но не знаю, что одеть.
На дворе с дождями осень.
А мне не хочется болеть!
- Дело в том, что у Саши много одежды и обуви. И сейчас мы поможем выбрать ту одежду и ту обувь, в которой можно смело идти гулять, когда на улице холодно!
КРИ "Одень куклу на прогулку!"
Из предложенной одежды и обуви дети выбирают только теплую - по сезону и погоде.
- Какой предмет нам необходим, если на улице дождь?
Кукла благодарит детей.
- Одевайся поскорей,
И на улицу смелей.
Приходи к нам в гости кукла.
Рады видеть мы друзей!
- Осень дождик принесла,
Осень лужу налила.
Стоит лужа на пути,
Как нам лужу перейти?
Рассуждения детей, почему нельзя ходить по лужам.
- А я мостик положу!
Я по мостику пройду!
Ноги я не намочу!
Физкультурное упражнение "Пройди по мостику!" - упражнение на развитие равновесия. Дети переходят импровизированную лужу по мостику.
- Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете,
Это очень хорошо,
И большим, и детям!
Подходят к домику и появляется кукла Артем.
- А вот Артем не знает, что такое хорошо и что такое плохо. А мы с вами поможем ему разобраться во всем.
КРИ "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Дети рассматривают картинки и называют изображения словами "плохо или хорошо". Картинки складываются в 2 коробки - красную и зеленую.
Просыпаться утром рано
Вместе с солнышком румяным
Это - очень хорошо!
Заниматься всем зарядкой
Это - очень хорошо!
Подхожу я смело к крану
И водичку открываю.
Чтобы сильным быть всегда
Помогает нам вода
Это - очень хорошо!
Перед школой подкрепимся
Бутербродом насытимся!
Ведь для умственного труда
Необходима нам еда
Это - очень хорошо!
В школу с другом мы идем
Ранец на плечах несем
Это - очень хорошо!
В мяч пойдем сейчас играть,
Будем школу пропускать!
Это - очень - плохо!
Мяч катаем и бросаем
Попадаем точно в цель.
Физкультурой занимайся
Пусть боится нас мишень.
Это - очень хорошо!
Физкультура не нужна
Удручает нас она!
Лень всегда со мной живет
Днем и ночью, круглый год!
Это - очень плохо!
Мчу я на велосипеде
Бойтесь все меня!
Не страшны мне повороты
На проезжей части я!
Это - очень плохо!
Чистота - залог здоровья!
Знаю это я!
Пусть здоровым будет тело,
Лучший друг для нас вода!
Это - очень хорошо!
- Помни, Артем, об этом всегда!
- В красной папке - так делать нельзя!
Лучше в зеленую ты загляни,
Запомни там все
И к нам приходи!
- Ребята, Артем не умеет шнуровать ботинки. Давайте ему покажем. А шнуровать мы будем специальные полоски.
Саша и Гена шнурую т по образцу.
Кукла благодарит детей.
Итог урока.
- Кукол всех мы навестили,
И всему их научили.
Скоро в гости к нам придут,
Скажут: "Здравствуйте, мы тут!"
Рефлексия.
Куклы дарят детям игру "Подбери предмет по цвету".