Формы, методы, приемы, способствующие развитию исследовательских компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению
Формы, методы, приемы, способствующие развитию исследовательских компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению
Ещё совсем недавно исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялась с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не так редки. Всё чаще они ориентируются на решение актуальных практических проблем и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности.
С введением ФГОС появились новые требования для учащихся начальной школы. Вводятся задания исследовательского характера, которые являются, практически, неотъемлемой составляющей обучения в начальной школе.
Новые требования предполагают, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетентности выпускник начальной школы будет обладать следующими качествами личности:
уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Для того чтобы выпускник начальной школы обладал всеми вышеперечисленными качествами, необходимо использовать методы, формы, приемы, способствующие развитию исследовательских компетенций.
При формировании исследовательских компетенций младших школьников необходимо опираться на ряд методов, которые будут способствовать организации научно-исследовательской деятельности учеников.
Мы определили несколько таких методов:
проектный;
диалоговый;
проблемные ситуации;
элементы исследования (использование различных приемов);
изучение научной литературы и обобщение полученной информации.
Рассмотрим каждый из методов более подробно и то, как их можно использовать на уроках литературного чтения для развития исследовательских компетенций.
Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленных задач – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Ценным является то, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение некоторого времени.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы;
постановка цели и задач проекта;
выдвижение гипотезы;
планирование проектной деятельности;
непосредственная реализация проекта;
оценка и самооценка проекта;
презентация проекта.
Мы предлагаем варианты проектов, которые можно реализовывать в начальной школе при изучении курса «Литературное чтение».
В программе «Литературное чтение» автора Л.Ф. Климановой на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности малых жанров фольклора очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток помогает метод проектов.
Кроме того, в самой программе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой определена тематика проектов.
1 класс: «Составляем сборник загадок»; «Наш класс – дружная семья. Создание летописи класса».
2 класс: «О чём может рассказать школьная библиотека»; «Мой любимый детский журнал»; «Мой любимый писатель – сказочник».
3 класс: «Сочиняем волшебную сказку»; «Праздник поэзии».
4 класс: «Создание календаря исторических событий»; «Природа и мы»; «Они защищали Родину».
К данному перечню можно добавить следующие темы: «Мой любимый сказочный герой»; «Мой любимый поэт»; «Осенний калейдоскоп в произведениях писателей и поэтов родного края»; «Весна (лето, зима) в произведениях писателей, поэтов и художников родного края»; «Поэты родного города детям»; «Пословицы и сказки народов родного края о дружбе»; «Образ животных в сказках и мифах народов родного края».
Мы видим, что метод проектов можно использовать с начального этапа обучения – первого класса. Каждый учащийся на всех этапах работы нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослых. Здесь уместно отметить ещё один факт: только общими усилиями членов семьи и школьного коллектива можно решить все вопросы, связанные с исследовательской работой детей.
В результате проектной исследовательской деятельности у учащихся формируется жизненный опыт, стимулируется творчество, самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, повышается качество образования. Таким образом, при использовании метода проектов на уроках литературного чтения мы развиваем у учащихся исследовательские компетенции.
Следующий метод, который мы предлагаем использовать на уроках литературного чтения для формирования исследовательских компетенций – диалоговый.
Диалог является основной формой социальной коммуникации, он учит школьника ясно выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Данный метод эффективно использовать при обсуждении произведения, постановке целей на урок, при формулировании выводов.
Учебный диалог призван добиваться взаимодействия сознаний его участников, чтобы совместными усилиями предмет дискуссии становился объемным, понятным, разноплановым. Педагог, являясь организатором учебного процесса, имеет возможность применить в рамках диалога приемы сближения и налаживания сотрудничества с учеником, увидеть его внутренние проблемы, установки и позиции, на основе которых ученик формулирует свою точку зрения. В обучающем диалоге все вместе движутся к истине: пространство обсуждения открыто, нет готовых ответов, есть только путь и ориентиры. Диалоговая форма решения проблемы в ходе межличностного общения, будучи освоенной ребенком, становится одной из главных механизмов его мыслительной деятельности.
Опыт работы учителей с применением диалогового метода на уроках литературного чтения позволил нам сформулировать определенные принципы построения комфортного обучающего пространства для его реализации в школьном обучении:
принцип открытости. Предполагает возможность добровольного вхождения и выхода ученика из диалога, вовлечение в него всех присутствующих и заинтересованных лиц;
принцип удовлетворенности средой общения. Ориентирует на уважительное отношение к позиции собеседника, даже в тех случаях, когда мнения дискурсантов существенно расходятся;
принцип согласованности. Все участники дискуссии, или, по крайней мере, большинство из них, должны быть заинтересованы и согласны вести диалог на, поставленную педагогом или школьниками, тему.
Диалоговый метод можно использовать практически на каждом уроке, но наиболее эффективным мы считаем его применение на уроках литературного чтения, т.к. чтение – это устный предмет и много времени уделяется на обсуждение прочитанного.
Диалоговый метод рекомендуется использовать как в начальной школе, так и в среднем звене. Когда учитель применяет диалоговый метод, начиная с 1 класса, увеличивается вероятность того, что учащиеся будут грамотно формулировать свои мысли, делать правильные выводы, а также без проблем осуществлять межличностное общение с ранних лет.
Решение проблемы – это одно из качеств исследовательской личности. Это и обусловило нас на выбор метода проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация – это особый вид интеллектуально-эмоционального взаимодействия субъекта (учащегося) с объектом познания (задачей).
Мы предлагаем использовать данный метод на уроках литературного чтения, потому что именно на них учащиеся учатся работать с книгой, учебником, вычленять главное из текста, видеть проблемы, которые хотел передать автор.
Применение проблемных ситуаций на уроках литературного чтения дает возможность реализовать на практике «теорию сотрудничества», т.к. данный метод предполагает не только индивидуальную работу, но и парную и групповую.
В психологической и педагогической литературе показано, что проблемные ситуации являются средством развития мышления школьников. Они характеризуются, прежде всего, тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблемных вопросов. Сущность этих вопросов составляет диалектическое противоречие методу полученными знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых первоначальных знаний недостаточно, что ведет к возникновению проблемной ситуации.
Проблемные ситуации следует вводить со 2 класса, это обусловлено тем, что первоклассникам с трудом дается анализ литературы и поиск нужного материала.
Данный метод является очень эффективным при формировании исследовательских компетенций младших школьников, ведь когда учитель создает проблемную ситуацию на уроке литературного чтения, он призывает и стимулирует учащихся к нахождению ответов на поставленные вопросы. А поскольку знаний для выхода из проблемной ситуации недостаточно, ученики обращаются к дополнительным источникам, к учебнику, анализируют литературу, делают выводы, ищут ответы на вопросы.
Следующий метод, который мы предлагаем – использование различных приемов (элементы исследования). Данный метод позволяет использовать элементы исследования на уроках, что очень удобно, т.к. приемы на развитие исследовательских компетенций, как правило, занимают немного времени на уроке, что важно для учебного процесса. С перечнем приемов, способствующих развитию исследовательских компетенций младших школьников, вы можете ознакомиться ниже.
Следующий метод, который мы предлагаем для развития исследовательских компетенций младших школьников – изучение научной литературы и обобщение полученной информации.
Это наиболее доступный и в то же время трудоемкий метод исследования. Как правило, им могут пользоваться учащиеся 3-4 классов, т.к. он требует от исполнителя высокой работоспособности и умения критически оценивать прочитанное.
Этот метод требует также и определенных навыков работы с литературой: умения делать выписки, конспектировать, группировать материал.
Главная цель исследования при анализе литературных источников заключается в сборе научных данных по интересующей теме, определении достижений в изучаемой области знаний, существующих точек зрения на проблему.
При работе с помощью данного метода на уроке литературного чтения можно использовать следующие виды заданий:
выписывание неизвестного слова в словарик;
найти автора книги, назвать тех, которые уже известны;
определение главной мысли текста;
формулирование выводов по статье, научному рассказу;
составление вопросов по тексту и т.д.
Выбор методов зависит от уровня подготовленности и личностных особенностей учащегося и его руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учеников и умение поддержать их интерес к исследованиям значительно повышает эффективность контроля над процессом научно-практической деятельности.
Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции. Все это формирует исследовательские компетенции младших школьников.
Помимо методов, которые будут использоваться во время исследовательской деятельности, необходимо отметить несколько приемов и форм, которые будет использовать учитель, для формирования у учащегося исследовательских компетенций.
Наиболее эффективными для формирования исследовательских компетенций младших школьников, на наш взгляд, являются следующие формы урока:
пресс-конференция;
презентация проектов;
путешествие;
практическая работа.
Рассмотрим каждый из них.
Урок-пресс-конференция является одной из форм нетрадиционного урока.
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки-пресс-конференции как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Мы предлагаем использовать данную форму на уроках литературного чтения для развития исследовательских компетенций. На таком уроке один из учащихся готовит выступление по какому-либо рассказу, произведению и представляет его публике (классу) на общую критику, учащиеся формулируют и задают вопросы, которые их заинтересовали, выступающий в свою очередь дает на них ответы.
Следующая форма урока – презентация проектов. Урок-презентация заключается в том, что учащиеся готовят проекты по ранее выбранным темам. Данная форма напрямую перекликается с методом проектов, т.е. для того, чтобы организовать урок-презентацию проектов нужно сначала написать их.
Эту форму мы предлагаем использовать на уроках литературного чтения. Выбор тем по чтению велик и разнообразен.
Представление проекта происходит в форме доклада, сопровождаемого презентацией. Выступающий освещает основные моменты своего проекта, цели, задачи, гипотезу (если таковая имеется), а класс задает вопросы, на которые хочет услышать ответ. Огромный плюс данной формы урока в том, что ученики являются активными участниками познавательного процесса, они учатся задавать вопросы и формулировать ответы, что является одним из качеств исследовательской личности.
Дети младшего школьного возраста испытывают тягу к сказке, чуду, волшебству. Чтобы заинтересовать их, на помощь приходят уроки-путешествия, проводимые с использованием ИКТ. Применение данной формы на уроках литературного чтения сделают учебный процесс эффективным и увлекательным. С помощью ИКТ мы сможем перенестись в другое место или из реальности «попасть» в сказку.
Урок-путешествие – это форма урока, без которой практически не может обойтись творчески работающий учитель. Уроки-путешествия могут использоваться как обобщающие, так и при изучении нового материала. На них учащийся учится анализировать, синтезировать, обобщать и др. Все эти умения способствуют развитию исследовательских компетенций.
Эту форму рекомендуется проводить, начиная с 1 класса, т.к. в первые годы обучения у учащихся преобладает игровая деятельность, а яркие, завораживающие картинки и спецэффекты привлекут внимание детей и сделают процесс обучения более эффективным.
Следующая форма урока – практическая работа. Как известно, практическая работа используется на всех уроках, и мы не могли обойти ее на уроках литературного чтения.
Во время таких уроков может быть масса вариантов, как преподнести практическую работу.
Во-первых, это может быть работа на закрепление нового материала (данный урок построен на исследовательской деятельности учащихся, в процессе которой ученики овладевают навыками наблюдения, сопоставления и обобщения фактов, делают выводы, «открывают» для себя новые знания), во-вторых, обобщение по пройденной теме, разделу (применение учащимися ранее полученных знаний) и т.д. Эти уроки эффективны тем, что во время практической работы ученики демонстрируют свое умение применять полученные знания, обобщать, анализировать, систематизировать и т.д.
К практической работе на уроках литературного чтения мы отнесли:
составление вопросов и тестов по данному тексту;
продолжение произведения (придумывание конца);
отзыв-рецензия;
работа с читательским дневником и др.
Также мы решили осветить приемы, которые можно использовать на различных этапах учебной деятельности для реализации формирования исследовательских компетенций.
Прием «Мозговой штурм» – это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
Мы рекомендуем использовать данный прием в процессе обучения литературному чтению. «Мозговой штурм» – прием, с помощью которого при обсуждении произведения, при нахождении ответов на поставленные проблемы будет задействован весь класс, а не только его активная часть, что положительно скажется на динамике процесса обучения.
Алгоритм проведения «мозгового штурма»:
сформулировать проблему для обсуждения (должна быть понятна всем участникам);
проинформировать участников о ходе проведения «мозгового штурма», отведенном времени на обсуждение проблемы, основных правилах и цели, которую нужно достичь;
предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением;
выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы;
обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их;
общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске;
предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект.
Подобный прием советуют использовать в 3-4 классах, т.к. он предполагает формулирование мыслей, генерирование идей, а для 1-2 классов это будет сложно в силу психологических особенностей учеников.
Задания творческого характера также можно отнести к приемам, которые способствуют формированию исследовательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения. Эти задания, предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся. К заданиям творческого характера можно отнести:
иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста;
создание серии рисунков к одному тексту;
составление художественного и словесного портрета героя;
характеристика героя;
составление писем и телеграмм от имени героев;
реклама произведения;
сочинение-подражание автору;
конкурс «Кто прочитает оригинально»;
создание книжек-малышек и т. д.
Обязательными в заданиях данного типа являются: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.
Следующий прием, который можно использовать для развития исследовательских компетенций – ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие).
Данный прием поможет учителю в развитии исследовательских компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению, например, при отстаивании учеником позиции по отношению к одному из героев произведения; при высказывании точки зрения на мнение автора и т.д.
ПОПС – это приём, который используют при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) – … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) – …например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) – …поэтому…
Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.
«Синквейн» с французского – стихотворение из пяти строк.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, т.е. учащиеся учатся выделять главное, анализировать прочитанное. Эти умения являются неотъемлемой составляющей исследовательской личности.
Наиболее эффективным использование этого приема будет в 3-4 классах, т.к. для того, чтобы составить синквейн, нужно хорошо ориентироваться в частях речи.
Этот прием подойдет как для русского языка, так и для уроков литературного чтения. На уроках чтения синквейн может использоваться в следующих случаях: характеристика героя, общий анализ произведения, выделение главного и т.д. Синквейном мы будем пользоваться тогда, когда произведение уже прочитано и изучено.
Правила написания синквейна:
На первой строчке – существительное: ключевое слово, тема.
На второй строчке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна, характеризующих данное понятие.
На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна; три глагола, показывающие действие понятия.
На четвёртой – размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
На пятой строчке – слово-резюме, обычно существительное, позволяющее выразить личное отношение к теме, слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Этот прием эффективно будет применять на этапе закрепления или обобщения изученного материала.
Организовывая исследовательскую деятельность, нужно опираться на принципы личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности. Результатом этого процесса будет:
усиление положительной мотивации учащихся в обучении литературному чтению;
самостоятельность при работе литературой;
способность формировать свое мнение и умение его отстаивать;
умение общаться с аудиторией, выступать публично;
уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы;
осуществление организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки.
В данном параграфе нами были рассмотрены формы, методы и приемы, которые способствуют развитию исследовательских компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Нами были предложены следующие методы: проектный, диалоговый, элементы исследования, метод проблемных ситуаций, изучение научной литературы и обобщение полученной информации. К формам, которые мы рекомендуем использовать на уроках литературного чтения для развития исследовательских компетенций, относятся: пресс-конференция, презентация проектов, урок-путешествие, практическая работа. Помимо методов и форм нами были освещены приемы, которые способствуют развитию исследовательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения. К ним относятся «Мозговой штурм», задания творческого характера, ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие), синквейн. Каждому из приемов дана характеристика, методы подробно расписаны, а формы уроков, подобраны таким образом, чтоб заинтересовать и активизировать учащихся.