Некоторые возможности использование информационных технологий на разных этапах уроках в курсе алгебры

Ляшенко Елена Викторовна, учитель математики МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» г.о. Самара
«Некоторые возможности использование информационных технологий на разных этапах уроках в курсе алгебры»
В современных условиях среди главных задач образования выделяют и формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и её использованию, поэтому освоение современных информационных технологий учителями и учащимися является насущной необходимостью.
Хорошая материально-техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов математики компьютерами и программным обеспечением, локальная сеть в школе позволяют широко использовать информационные технологии.
Все это дает возможность использовать информационные технологии на разных этапах урока. Рассмотрим применение информационных технологий на разных этапах урока.
Устный счет.
На этом этапе удобно применять электронные тренажеры для устного счета. Данная работа занимает не более 3 – 4 минут от урока.
Преимущества: тренажеры позволяют усовершенствовать навыки выполнения математических операций, разнообразить задания для устного счета, увеличить количество и качество выполненных заданий. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Недостатки и требования: Устный опрос позволяет он требует много времени, что ограничивает возможность проверить большое количество учащихся. Кроме того, в устном опросе вопросы учителя и ответы учащихся нигде не фиксируются. Это мешает учителя возможности сравнивать ответы разных учащихся на один и тот же вопрос. Для презентации необходимо выбрать максимально эффективную с психолого-педагогической точки зрения палитру, фон должен быть выдержан в цветовой гамме текста.
На этапе актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии при изучении новых тем возможно использовать интерактивную доску с показом презентаций и видеоуроков, использовать электронные программы GeoGebra, Hot potatoes, Advanced Grapher и другие.
Интерактивная доска в школе – очень полезный инструмент, помогающий учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме. Работая с интерактивной доской, учителю легче удается концентрировать внимание учащихся и поддерживать постоянный контакт с классом.
Преимущества: Работа с этим учебным оборудованием делает уроки более динамичными. То, что ученик пишет не мелом, а специальным карандашом - стилусом, создает игровые моменты. С помощью стилуса учитель и ученики могут не только делать записи на доске, но и выделять главные мысли, делая пометки электронными чернилами поверх любого приложения или сайта, и трудный материал становится более доступным. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно редактировать, сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
Преимущество такой доски еще и в том, что отсутствует меловая пыль, а, значит, используются здоровьесберегающие технологии. Применение этого вида работы способствует развитию интереса к математике, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При самостоятельной работе по эталону хорошо удобно использовать электронные репетиторы, разработанные Жуковым В.В.
Преимущества: При неправильном ответе ученик сразу получает на экране пояснение по данному вопросу, а не просто правильный ответ по окончании работы, как это сделано в большинстве существующих электронных репетиторов.  При наличии локальной сети в классе результаты работы каждого ученика записываются в компьютер учителя в режиме онлайн. При таком многослойном контроле учитель получает надежную возможность оценить степень освоения каждым учеником изучаемого в данное время учебного материала. Кроме того пояснение разбито на две части. Первое пояснение, появляющееся на экране при первом неправильном ответе на данный вопрос, напоминает ученику теорию вопроса и не является слишком подробным. При втором неправильном ответе на вопрос появляется второе, более детальное, пояснение, однако и оно не содержит полного решения данной задачи или прямого ответа на вопрос, а только подводить к нему достаточно близко. По окончании работы с электронным репетитором учитель анализирует результаты на основе записи в своём компьютере, выставляет оценки, выделяет и объясняет те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения. При этом преодолевается один из недостатков традиционной системы обучения, заключающийся в том, что учитель не может оперативно узнать во время урока, как все учащиеся класса усвоили материал.
Недостатки и требования: Не во всех кабинетах есть локальная сеть, но с этими репетиторами можно работать автономно на каждом ученическом компьютере. В этом случае результаты записываются в папку каждого ученика, и учитель в течение урока может их посмотреть. Здесь необходимо четко регулировать и контролировать время работы за компьютером, согласно требованием санпина. При не соблюдении норм, возможна утомляемость учащихся, снижение внимания. Также одно из главных требований при работе учеников в сети интернет – это контент фильтрация на ученических ноутбуках.
Проведение контрольной или самостоятельной работы.
При проверке навыков решения неполных квадратных уравнений, нахождение дискриминанта и корней полных квадратных уравнений я использую контролирующие блоки сайта ФЦИОР. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
 Задания в таких блоках дифференцированно. Ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером, выполняя задания по решению квадратных уравнений разными способами, и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.
Преимущества: На этих уроках учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль над работой учащихся. Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Недостатки и требования: Здесь необходимо четко регулировать и контролировать время работы за компьютером, согласно санитарно-гигиенических нормам при непрерывной работе за компьютером (для учащихся 8-9-х классов 25 минут). При не соблюдении норм, возможна утомляемость учащихся, снижение внимания. Важно, если учащиеся работают поочередно, чтобы второй ученик работал либо с учебником, либо с другим заданием.
Результат применения информационных технологий.
Работа с информационными технологиями обеспечивает получение прочных знаний по теме, сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15