Статья по теме:Роль общекультурных компетенций в формировании языковой личности.
Роль общекультурных компетенций в формировании языковой личности.
В новых условиях модернизации образования на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Современному обществу требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор.
В школе языковая грамотность рассматривается как составляющая культуры личности учащегося.
Основной задачей обучения языку в школе является формирование языковой личности.
Существуют многообразные определения понятия языковой личности. Так, В.И. Карасик определяет языковую личность как обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций [3, с.46], Ю.Н. Караулов как «личность, выраженную в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированную в основных своих чертах на базе языковых средств» [2,c.38].
Г.И. Богин считает, что под “языковой личностью” понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психологических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения-по существу личность речевая. С.А. Сухих, В.В. Зеленская понимает языковую личность как совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средства общения, т.е. как личность коммуникативную. Согласно мнению С.Г. Воркачева, под “языковой личностью” может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода “семантический фоторобот”, составляемый на основе мировозренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре-личность словарная, этносемантическая [1,с. 64-73].
Существуют и сходные с понятием «языковая личность» обозначения: «речевая личность», «коммуникативная личность». По мнению К.Ф. Седова, гораздо больше соответствуют русскому языку понятия «речевой портрет личности», «коммуникативная (жанровая, текстовая, статусно-ролевая и т.п. [4, с.6-27].В процессе формирования языковой личности старшеклассников важную роль играют общекультурные компетенции.По мнению А.В. Хуторского, общекультурная компетенция-это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. К ним относятся особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, о бщественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере [5].
Согласно ФГОС СПО , выпускник 11 класса средней общеобразовательной школы должен обладать комплексом личностных качеств, умений и знаний, отраженных в следующих общекультурных компетенциях:
1) способности анализировать и оценивать явления окружающей действительности сквозь призму мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики , основанного на диалоге культур;
2) способности и умения саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
3) способности и умения толерантного поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) способности, готовности и умения осознанного выбора будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
От сформированности этих общекультурных компетенций личности зависит формирование языковой личности: не только качество перевода понятий, диалогов, текстов, литературых произведений с иностранных языков и наоборот, но и успешность коммуникации и достижения взаимопонимания с другими людьми в современном поликультурном мире.
Библиографический список:
Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт/С.Г. Воркачев //Филологические науки.-2001.-№1.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулов .-М.,1987.
Карасик В.И. Язык социального статуса/ В.И. Карасик .-М.: Наука, 1992.
Седов К.Ф. К основаниям лингвистики индивидуальных различий (о принципах речевого портретирования) / К.Ф. Седов//Проблемы речевой коммуникации.-Вып.7.-Саратов,2007.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы//Народное образование.-2003.-№2.